Молодежь - социально-демографическая группа людей, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Возрастные границы понятия «молодежь» расплывчаты. К ней относят людей в возрасте от 14 до 25 лет (30 лет).
Выделяют два этапа в жизни молодых людей:
- подростковый (11-15 лет);
- юность (16 -18 до 20 лет).
В западной научной литературе выделяется понятие тинейджер - от 13 до 19 лет.
Социально-экономическое, общественно-политическое положение, духовный мир молодых находятся в стадии становления. Молодость - период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально-ответственного поведения.
Гражданское совершеннолетие в РФ наступает с 18 лет. С 18 лет можно вступить в законный брак.
Полная правоспособность предполагает и гражданские обязанности:
- соблюдение Конституции и законов страны;
- забота родителей о детях;
- а также детей о родителях;
- своевременная уплата налогов;
- охрана природы, памятников истории и культуры;
- обязательное получение среднего образования.
Долг молодых - защита Отечества (от 18 до 27 лет). Нередко части молодых бывает присущ инфантилизм. Инфантилизм -стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы других о себе, пониженная критичность по отношению к себе.
Принято выделять особую молодежную субкультуру.
Под ней понимается культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежная культура неоднородна, в ней проявляются:
- половые;
- этнические;
- социально-классовые различия.
Для молодых мужчин характерен дух соревновательности. Для девушек - межличностные взаимоотношения. Молодежной культуре присущи определенные черты:
- особый характер отношений, сосредоточенный на дружбе и приятельстве в группах сверстников;
- стремление к обособлению от старших (вызов ценностям взрослых);
- желание принадлежать к какой-либо общности сверстников;
- своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке. Молодежным группам свойственно:
- единообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике);
- стремление выделиться в потоке молодежных движений. Молодежная культура - это культура досуга молодежного
объединения, а не работы. Поиск своего пути во «взрослом мире» приводит к созданию:
- неформальных групп (рокеры, байкеры, хиппи, скинхеды и т.д.)
Некоторые неформальные молодежные объединения (рок-движения, хиппи) обособляют себя от общества; иногда противостоят ему (отвергают сложившиеся ценности). Часть молодежных неформальных объединений бросает вызов общественному мнению и совершает противоправные действия (спортивные фанаты, скинхеды, молодежные криминальные группировки).