Система социальных служб в России

"Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы!.. В ней есть все, что захочет найти человек, в нем есть силы создать то, чего в ней нет".

М. Горький

"Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием".

А- Рескин

Социальная служба — структура, созданная для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Там, где есть штатная должность хотя бы одного специалиста-профессионала, может быть создана социальная служба, выполняющая вполне конкретные задачи и использующая других специалистов и волонтеров. Поэтому возможно, например, говорить о социально-педагогической службе школы, детского сада, школы-интерната, подросткового клуба по месту жительства, поликлиники и т. п., везде, где работают с людьми, оказывают им те или иные социальные услуги: в сфере охраны здоровья, получения образования, проведения досуга, трудоустройства, организации отдыха, профилактики правонарушений и т. п.

Особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб. В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания, но все они в конечном счете сводятся к следующим: работа с проблемой клиента; работа с другими службами, учреждениями, организациями.

Внутри этих двух форм в свою очередь идет классификация различных видов социальной работы. Так, в первом случае можно говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т. п.); сдру-гой — об особенностях клиента, так как в виде клиента может выступать и человек, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа. Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т. д.); с другой — о статусе этих организаций (государственные, частные, общественные, благотворительные и т. д.).

Если взять за основание классификаций социальных служб проблему клиента, то в этом случае можно говорить о следующих службах: а) служба социальной помощи населению: выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи, с привлечением специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.; б) служба социальной реабилитации: социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, лечебно-воспитательных учреждений; в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации; службы знакомств; различные виды семейного просвещения и самообразования; сексологические и педиатрические кабинеты; педагогические консультации и др.

Если взять за основание классификации сферу деятельности, то можно говорить о следующих службах: а) служба социально-бытовой помощи: предоставление услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации

дефекта и облегчения быта и т. д.; б) служба семейного досуга: стимулирование семейного туризма, семейных экскурсий, организованного отдыха семей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых и многодетных семей; в) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения: предупреждение преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Основой функционирования учреждений социальной службы и ее дифференциации служат правовые положения.

Основным документом, на базе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является Положение, разработанное на основе действующего законодательства.

Основными его пунктами являются:

1) общие положения. В этом разделе определяется статус социальной службы, источники ее финансирования;

2) задачи. В этом разделе выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы;

3) основные направления деятельности;

4) формы работы.

В настоящее время существуют уже десятки положений о различных социальных службах, как утвержденные министерствами и ведомствами Российской Федерации, так и подготовленные в отдельных регионах России.

Во всем многообразии социальных служб современной России особый интерес вызывают: медико-психолого-педагогическая семейная служба; служба общих социальных услуг; специальная служба социальной помощи; служба занятости, "телефон доверия", "бытовая консультация" и некоторые другие.

Медико-психолого-педагогическая семейная служба — с множеством подструктур и подразделений разной ведомственной принадлежности, работающих по единой программе на основе кооперации средств, кадров, мате-

риальной базы, оборудования, с продуманной системой научно-методического обеспечения и повышения квалификации кадров, с обязательным нижним уровнем подготовки — допрофессиональным и начальным профессиональным образованием детей и молодежи в области социальной педагогики и социальной работы, с сильной общественной (волонтерской) поддержкой — ставит своей целью медико-психолого-педагогическую профилактику, укрепление нравственного и физического здоровья человека, семьи, окружающей среды, выявление проблем и конфликтов на возможно более раннем этапе.

Социальный педагог "семейного профиля" работает в социуме по месту жительства клиента, самостоятельно выходя на контакт с семьей (из расчета 1 социальный педагог на 25 — 30 семей), личностью, вникает во внутренний мир, отношения, условия жизни людей, в характер проблем, к решению которых затем подключаются специалисты, социальные работники. Медико-психолого-педагогическая семейная служба — своеобразный фундамент, базовая (горизонтальная) инфраструктура в системе социальных служб, наиболее приближенная к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессий, поколений, взрослых и детей, разворачивающая к семье учреждения различных ведомств, фонды, общественность, коммерческие структуры.

Приоритетные направления социальной работы семейной службы:

— проведение своевременной комплексной диагностики социума, факторов среды, характера интересов и потребностей семьи, ее возможностей и имеющихся трудностей, проблем;

— анализ и дифференциация проблемы семьи как совокупного клиента социальных служб;

— осуществление посредничества между клиентом и службами-исполнителями в оказании семье соответствующих видов услуг и социальной помощи;

— обеспечение механизма социальной самозащиты, самообслуживания населения, развития добровольных начал в социальной работе, включение жителей в социальную помощь и заботу о наиболее незащищенных группах, детях, инвалидах и престарелых.

Имея в виду, что такая система в любом административном центре не начинается с нуля, что всегда

наличествует тот или иной набор кадров, материальной базы, имеются специально выделяемые бюджетные и внебюджетные средства, можно говорить о рационализации и оптимизации локальной системы социальных служб, ее дополнении, а это уже имеет два несомненных плюса: экономия средств и возможность узкой специализации кадров, что повышает профессионализм в решении проблем семьи в целом и отдельных социальных групп. Кроме того, возможно частичное самофинансирование этих служб именно за счет оказания дефицитных социальных услуг высококвалифицированными специалистами. Однако при этом снижается возможность "дойти до каждого".

Служба общих социальных услуг в области валео-логии, укрепления психического и физического здоровья, правовой и экономической защиты, досуга и социально-педагогической анимации работает со всеми категориями населения на основе дифференцированного подхода к каждой из них.

Приоритетные направления социальной работы:

— упорядочение и систематизация диагностических данных о потребностях и возможностях населения; дифференцированный анализ по различным его группам (возрастным, разновозрастным, по интересам, состоянию здоровья и т. д.);

— формирование перечня социальных услуг, создание условий для их реализации и стимулирование клиентов в решении собственных проблем;

— информирование и консультирование населения;

— организаторская работало оказанию социальных услуг населению.

Специальная служба социальной помощи: помощь в трудоустройстве и профессиональной адаптации, развитие детских и молодежных социальных инициатив, службы реабилитации и социальной помощи инвалидам, престарелым и другим нетрудоспособным гражданам — работает с конкретными категориями населения, опираясь на медико-психолого-педагогическую семейную службу в повседневном контакте с клиентом и его семьей.

Приоритетные направления социальной работы:

— сбор и анализ информации о клиентах, их семьях и характере проблем;

— разработка прогнозов и формирование банка данных о возможностях решения проблем;

— координационная посредническая работа по оказанию социальной помощи нуждающимся;

— организационная и финансовая поддержка, защита прав и интересов клиентов.

Роль социального работника в службах занятости сводится, во-первых, к оперативному учету предложений рабочих мест, информированию о них тех, кто не работает, будучи работоспособным, во-вторых, к содействию организации переобучения или повышения квалификации работников с целью их оптимального включения в социально полезную деятельность, наконец, в-третьих, к обеспечению социальной помощи тем, кто временно не работает, к контролю за исполнением законодательства, регулирующего помощь частично или полностью безработным. Помимо того, в обязанности социального работника служб занятости входит изучение проблем трудоустройства, их правовых, социологических, социально-психологических и этических аспектов.

Составьте карту социальных служб и социальных услуг вашего города (поселка). Для этого с помощью органов исполнительной власти, СМИ, справочных материалов выделите учреждения, которые могут оказать вам помощь в решении социальных проблем клиентов. Посетите эти учреждения, собрав информацию, используя следующие вопросы: вышестоящая организация (если имеется); полное название учреждения или объединения (на русском и национальном языке); дата создания; место и дата регистрации; территория действия (по уставу, положению); полный адрес (с индексом, телефонами, факсами); цель создания; сферы деятельности; предоставляемые виды услуг для населения; режим работы; формы работы; имеющаяся на правах собственности материальная база (земля, сооружения, транспорт, техника и др.); источники финансирования; наличие платных услуг и порядок их предоставления; контингент обслуживаемых (возраст, пол, количество, условия приема клиентов).

Финансирование социальных служб происходит за счет:

— нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

— поступлений из фонда социальной поддержки населения в результате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

— средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

— перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

— дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

— доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

— доходов от приватизации государственной собственности, а также специсточников (доходы от видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии), коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т. п.;

— благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных объединений и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Несмотря на многообразие социальных служб, практический эффект от уже проведенной и продолжающейся их модернизации невелик. Значительная часть социальной работы осуществляется хотя и в новых формах, но на основе традиционных структур жизнеобеспечения населения: государственной системы социального и пенсионного обслуживания, учреждений медицины, образования, охраны правопорядка, армии. Новые структуры, учреждения социальной работы лишь развертываются, формируется механизм их взаимодействия с государством и населением.

Вместе с тем очевидно, что система социальной работы в России уже приобрела новый облик. Она в значительной степени опирается на новые правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику государства.

Вопросы для самоконтроля

Деятельность каких социальных служб основывается на данном ниже положении? Какие моменты в организации и функционировании социальной службы в нем не нашли своего отражения?

Социальные службы. Общие положения.

Служба предназначена для предоставления экстренной, квалифицированной, анонимной, бесплатной социально-психологической помощи различным возрастным и социальным категориям граждан.

Основные задачи службы:

— обеспечить доступность и своевременность квалифицированной социально-психологической помощи для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;

— помочь клиентам пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;

— содействовать расширению у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;

—- помочь клиентам актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния;

— способствовать укреплению самоуважения клиентов и их уверенности в себе;

— содействовать обращению населения за помощью к профессиональным психологам и другим специалистам;

— обеспечить условия для профессионального совершенствования и личностного развития сотрудников службы;

— способствовать повышению уровня психологической обоснованности решений, принимаемых и осуществляемых государственными и иными органами и организациями.

Социальные службы должны:

— вести обслуживание клиентов по их запросам, оказывать экстренную социально-психологическую помощь, осуществлять консультирование;

— адресовать клиентов к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно;

проводить анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения;

через печать, органы государственного управления и другие каналы влиять на принятие мер по снижению уровня психологического дискомфорта среди населения.

В законе о социальной службе, принятом в 1988 году в Швеции, цели социальных служб определены следующим образом:

Социальная служба общества на базе демократии и солидарности должна содействовать экономической и социальной защищенности людей, равенству условий жизни и их активному участию в общественной жизни. С учетом ответственности человека за свою собственную социальную ситуацию и за социальную ситуацию других, социальная служба должна быть нацелена на освобождение и развитие собственных возможностей индивида и групп людей. Ее деятельность должна строиться на основе уважения к праву людей самим определять свою судьбу и неприкосновенность их личной жизни.

Согласны ли вы с таким определением целей социальной службы? Какие цели должны иметь социальные службы в современном российском обществе?

Ситуация '

Вера из Еревана. У нее двое детей — двух лет и десяти месяцев. Муж уехал в Грецию, и Вера ничего о нем не знает. Она говорит о пугающих телефонных звонках по ночам, обрезанных проводах, скандалах на лестничной площадке. Работы она лишилась. Ехать в Россию! Квартиру Вера оставила соседу, который помог достать контейнер и оплатил его. Однако контейнер в Россию не пришел. Где он пропал, Вера так и не узнала. Она с детьми — у разбитого корыта. Нет у нее ни квартиры, ни вещей. Ютится с детьми у родственников в Подмосковье. Надо было видеть, как Вера записывала некий адрес в Челябинской области, где, кажется, будет работа и жилой угол. Вера была заметно оживлена: хоть что-то обещают. И не было у нее страха, что зимой с двумя ма-

лолетними детьми, без вещей ей придется ехать на Урал, не зная, что ее ждет на новом месте.

Разработайте систему реабилитационно-профи-лактических мероприятий с людьми, которые были вынуждены покинуть места прежнего проживания.

Практические задания

Знакомство с социальной службой

Многоцелевая практика. В процессе ее прохождения практиканты должны увидеть:

Принятое отношение в службе к клиенту. То, как принимают клиента и работают с ним, является показателем степени уважения к нему.

Стиль работы социальной службы. Учащиеся имеют возможность познакомиться с функциями, выполняемыми сотрудниками службы, и общими установками в работе с клиентами. Они получают общее представление об учреждении и организации его деятельности.

Причины социальных проблем. Учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими корни социальных проблем, а также с общей стратегией работы службы.

Конкретную деятельность сотрудников. Практиканты учатся не только у своего педагога-наставника, но и у его коллег. Они имеют возможность взять лучшее у каждого из них.

Разные подходы в работе с клиентами. Работая в социальной службе, подростки учатся разным способам интерпретации ситуаций. В социальной работе нет универсальных рецептов, поэтому очень важно овладеть разными методами, опробовать их в работе, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.

Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова

Упражнение "Самосуд"

Название этой игры совсем не означает самочинной расправы с человеком, заподозренным в преступлении, без ведома властей. Ближе к истине буквальное истолкование этого слова — суд над самим собой. Уча-

стникам группы (добровольцам) предлагается взвесить на символических весах правосудия свои достоинства и недостатки как будущего социального работника. Заранее готовятся карточки, на каждой из которых написано по одному личностному качеству — положительному или отрицательному (всего 25 — 30 карточек). На большом листе ватмана ведущий делает символическое изображение весов. На правую чашу весов игроку предлагается складывать свои достоинства, которые он, как ему кажется, сумел продемонстрировать в группе за время занятий, на левую — свои отрицательные черты, которые тоже проявились на занятиях.

Карточки с качествами можно крепить к листу с помощью магнита, если рисунок помещается на металлической доске, или с помощью кусочков скотча. Удобно, когда карточками служат листочки, имеющие клейкую поверхность с одной стороны.

Процедура проведения упражнения такова: игрок выбирает поочередно карточки с положительными и отрицательными качествами, громко зачитывает надпись и крепит карточку к листу с изображением весов правосудия. Остальные участники по сигналу ведущего демонстрируют свое решение (согласны ли они с мнением игрока или нет): рука с поднятым вверх большим пальцем означает согласие, рука с опущенным вниз большим пальцем — отрицание. Выбранный заранее "судебный секретарь" ведет подсчет и фиксирует количество голосов "за" и "против" каждого качества в специальном протоколе.

Ведущий предупреждает всех участников о необходимости в этом упражнении быть предельно искренними, отказаться от соблазна "поглаживаний" основного игрока. Если подчеркивать только его достоинства и "в упор не видеть" недостатков, то упражнение теряет свой первоначальный смысли превращается в экзотическую форму преподнесения комплиментов. Вряд ли человек, рискнувший на "самосуд", ожидает этого. Стоит впрямую спросить об этом самого игрока. Готов ли он получить правдивую картину мнений о его качествах? Способен ли принять искренние, хотя, возможно, и нелицеприятные обратные связи? Как правило, если уж человек решился на участие в этом упражнении, то для него важна честная оценка того, насколько он сам верно видит себя в группе.

Игрок, осуществляющий "самосуд", вправе остановиться в любой момент, даже после первых двух карточек, и уступить свое место другому добровольцу. Когда желающих больше не будет (возможно, он окажется один, давить на участников ни в коем случае нельзя), игроки делятся своими чувствами.

Упражнение довольно жесткое, но оно может дать очень многое основному участнику. В любом случае, решившись на "самосуд", он уже совершил смелый поступок и потому — победитель, даже если получил подтверждение проявлению им отрицательных качеств. Он "выстрадал истину" и достоин уважения. Ведущему есть смысл сказать об этом в конце обсуждения игры.

Список использованной литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: 5уК-Аргус, 1994.

Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994. Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. Жукова В.И.— М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1—2.


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С "ГРУППАМИ РИСКА"

"Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку".

Вильгельм фон Гумбольдт

"Единственным дефицитом в нашем мире изобилия становится дефицит человеческого участия".

Хелен Хейз

"Группы риска" — это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели. К "группе риска" относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие, престарелые люди и умственно отсталые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испытывающих затруднения в общении и становящихся "трудными" для других.

Критическая ситуация, в которую попали эти люди, психологические стрессы, финансовое неблагополучие, а зачастую просто нищета, полное отсутствие средств к существованию, социально низкий уровень жизни губительны не только для перечисленных клиентов социальной службы, но и имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу и уровень цивилизованности общества.

Социальная защита этой категории населения осуществляется по следующим основным направлениям: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь.

Социальная работа с инвалидами

Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель — с детства научить инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т. д.). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины и готовиться к трудовой жизни.

Социальная работа с инвалидами и их реабилитация приобретают в социальной политике весомое значение. В настоящее время организованы дневные стационары, в которых обеспечены условия для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходимые условия для досуга.

Социальные службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий; непрерывность и этапность их проведения; комплексный характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, профессионального, социально-бытового, технического аспектов; индивидуальный подход к определению объема, характера и

направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях специалистов различных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, тру-дотерапевтов, техников по протезированию, специалистов по профессиональному обучению и др.), а также необходимого оснащения и оборудования.

В целях профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд.

Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулатор-но-санаторных условиях, но и по месту жительства — оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много сложных проблем, в том числе медицинских, экономических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями в установлении и поддержании контакта с ним, приобретении специального оборудования, социально-профессиональных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов ребенка-инвалида, формирование специфического уклада жизни семьи) и др.

Социальная работа с беженцами

После распада Союза ССР, суверенизации регионов, образования и укрепления новых государств возросла миграционная мобильность населения.

Начиная с 1989 г. в миграционном движении стала заметно выделяться категория "беженцы", и соответственно обозначился ряд социальных проблем "группы риска" такого характера.

Ухудшение материального положения, смена места жительства, эколого-климатические изменения, необустроенность в жилищном и социальном плане ведет к повышенным показателям нарушения состояния здоровья у вынужденных переселенцев.

Большая часть беженцев — это семейные люди (например, в Москве — около 54,3%, в Ставропольском крае — около 73,6%). Пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают особого значения той психологической травме, которую переживает их ребенок. В тех ситуациях, когда дети теряют родителей, одного или обоих, это не может не привести к серьезным социальным последствиям.

Для социальной помощи беженцам организуются ночлег, временное питание, медицинская помощь. Специалисты социальной защиты населения снимают или уменьшают психологические последствия таких категорий, как "травма", "утрата", "жестокое лишение". Такие стрессовые ситуации негативно влияют на состояние здоровья беженцев, вызывая серьезные последствия на долгие годы. Главная задача социальной работы с беженцами — развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности.

Дети беженцев часто получают психические травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей. Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрессовых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные средства для своего спасения.

Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуациях проявляют в своей поведенческой манере еще более страстную привязанность к ним. Дети младшего школьного возраста, пережив стрессовые ситуации, становятся раздражительными, грубыми, у них появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пережитого у них резко падает успеваемость в школе.

Категория "утрата" является определяющей характерной чертой статуса беженца. При этом дети лишаются своих домов, привычных вещей, своих друзей, а часто родителей и близких родственников. Для большинства детей потеря родителей — это полная катастрофа, вызывающая тяжелые психические расстройства, которые могут неоднократно проявляться на протяжении их дальнейшей жизни. Для таких детей характерны неврозы, депрессии, ухудшение умственных способно-

стей, ослабление активности. Не исключается для них и опасность оказаться в числе преступников.

Дети беженцев испытывают также жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ведет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал.

Случаются ситуации, когда ребенок может быть подвергнут риску, связанному с прямой угрозой его жизни или так называемому социокультурному риску, при котором он лишен жизненно необходимых социальных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого может вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сделать ребенка преступником или толкнуть его на самоубийство.

Положение детей беженцев в школе очень часто наносит ущерб их самоутверждению. Например, незнание языка и культуры страны нового поселения приводит к тому, что они чувствуют себя неловко, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов. А стремление сохранить собственную идентичность, приверженность прежним ценностям лишь обостряют проблемы пребывания в школе.

Одна из мер профилактики "трудности" беженцев — заблаговременный отбор регионов возможного расселения беженцев с заранее предусмотренной системой инфраструктуры социальной защиты (жилье, транспорт, медобслуживание, социокультурная сфера и т. д.).

Социальная работа с жертвами насилия

Постоянно меняющаяся ситуация развития общества рождает проблемы насилия.

Выделяются следующие социальные формы насилия.

1. Физическое, включая телесное повреждение.

2. Эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, постоянных агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации.

3. Сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов.

4. Пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.

Определяющее место среди мер социальной защиты занимает социальный контроль по сдерживанию и преодолению проявления агрессии и насилия.

Насилию подвержены любые категории населения: дети, молодежь, женщины, пожилые люди, мужчины, иммигранты, мигранты, иностранцы и др. Продолжается рост преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. В 1995 г. их число возросло по сравнению с 1990 г. в 3 раза.

По данным исследований, проведенных в США и Великобритании, различным сексуальным оскорблениям подвергались в детстве от 20 до 30% взрослых женщин и 10% мужчин. Их наносили в основном кто-нибудь из родственников или знакомых. Лишь в 25% случаев сексуальную травму вызывали действия незнакомых людей. 90% насилий такого рода совершали мужчины. Девочки в 3 раза чаще становятся жертвами насилия, чем мальчики. Однако насилие над последними принимает более отягощенные формы. Случаи сексуального насилия выявлены во всех социальных слоях общества. Однако в роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психопаты, психически больные.

Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье.

Педагогам следует оградить пострадавшего от излишнего любопытства класса или насмешливого отношения. В случаях назойливого и нетактичного вмешательства окружающих лучший выход — сменить школу или даже место жительства. Многие родители скрывают факт насилия над своим ребенком. Но действия насильника в дальнейшем непредсказуемы и могут

перенестись на других детей. Поэтому следует немедленно и решительно предпринять ответные защитные меры, вплоть до обращения в милицию и суд.

Уменьшению вероятности сексуальных проступков детей значительно способствует должный контроль со стороны взрослых и подготовка детей. В.Е. Каган советует разъяснять детям простые истины: люди бывают разные, у некоторых на уме дурное; бояться всех людей ни к чему, но не надо идти туда, где тебя никто не сможет защитить при необходимости, не следует брать от чужих сладости и подарки, уходить с ними погулять или покататься и т. д.

В России для жертв насилия создаются социальные гостиницы и кризисные центры; телефонное и очное консультирование пострадавших от домашнего насилия; работают телефоны доверия, отделения психологической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.

Социальная работа с бездомными

В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова бездомный трактуется как "человек, не имеющий жилья, приюта".

Бездомность как социальное явление присуще человечеству на всем протяжении его существования. Как правило, ее обострение или "взрыв" приходится на периоды социальных потрясений: войн, голода, экологических локальных катастроф, землетрясений, наводнений, различных кризисных процессов и т. д.

Для России причинами, усугубляющими возникновение проблемы бездомности, в настоящее время являются:

— отсутствие достаточного количества жилья, а также его дороговизна;

— безработица, обусловливающая нехватку средств для оплаты жилья;

— низкие доходы многих семей и отдельных граждан;

— социальное нездоровье общества (доля душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения).

Факторами роста численности бездомных в Российской Федерации и в целом в СНГ являются: распад

СССР; нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств; межнациональные и межэтнические конфликты; последствия рыночной экономики; регламентация прописки.

Основные категории, составляющие характеристику бездомных: бывшие осужденные, утратившие социальные связи; укрывающиеся от официальных органов или частных лиц; жители чердаков и подвалов; обитатели общежитий, ночлежек, домов, предназначенных под снос; кочующие цыгане; иностранцы, обучавшиеся или работавшие по контракту в России; безнадзорные дети; оставшиеся "наулице" инвалиды, алкоголики, наркоманы. Но особого внимания требуют люди, потерявшие жилье по не зависящим от них причинам: беженцы; вынужденные переселенцы; военнослужащие, сменившие место дислокации части; мигранты.

Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны: открыты дома ночного пребывания, ночлежки; для бомжей и бродяг организуются "телефоны доверия"; работают приюты, столовые и душевые с прачечными; социальные центры и т. д. В 1992 г. создан Российский фонд помощи беженцам "Соотечественники", отделения фонда существуют в 20 регионах России. Есть примеры создания жилищно-строительных товариществ и ассоциаций фермерских хозяйств, которые осуществляют комплексную помощь переселенцам.

В работе с бездомными требуется особый подход: не унижать и не отталкивать, дать возможность почувствовать человеческое отношение. Предложение элементарных услуг (ночлег, питание, медицинская помощь) не должно вызывать чувство обиды и горечи за свое положение, а, наоборот, вселять надежду на положительное решение проблемы как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты. Правда, одного милосердия здесь явно недостаточно — пожалуй, это тот случай, когда реальное решение вопроса полностью зависит от финансов. Для решения жилищной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать денежные средства населения за счет введения новой, дифференцированной системы оплаты квартир, расширения ЖСК, материального содействия индивидуальному жилищному строительству.

Социальная работа с детьми отклоняющегося поведения

Правильнее говорить об "отклоняющемся от нормы поведении".

Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения можно теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение.

Отклоняющимся (асоциальным, девиантным) называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм:

— корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции, протекции и т. д.);

— агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство);

— социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид).

Отклоняющееся (девиантное) поведение можно разделить на два уровня: докриминогенный (делинк-вентный), когда человек не стал субъектом преступления, и криминогенный, выражающийся в преступных уголовно-наказуемых действиях, когда человек становится субъектом преступлений, которые рассматриваются следственными и судебными органами и представляют серьезную общественную опасность.

Основные нарушения поведения в подростковом возрасте можно классифицировать следующим образом: 1) прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней); 2) побеги из дому; 3) воровство; 4) ограбления (с применением угрозы или силы); 5) участие в драках; 6) частые конфликты (с классным руководителем, отдельными учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками, сверстниками, представителями противоположного пола и т. д.); 7) приобщение к ал-

коголю, наркотикам, снотворным и транквилизирующим средствам, курение (симуляция, игра с сигаретой, способ расслабления, поддержка имиджа, привычка; 8) девиации сексуального поведения (мастурбация, петинг, ранняя половая жизнь и др.); 9) суицидное поведение; 10) страхи (темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими и др.); 11) навязчивые тики, действия и ритуалы (мигание, наморщивание лба и носа, подергивание плечами, хмыканье, сосание пальцев, кусание ногтей, ритуалы и ритуальные действия, охраняющие от неудач, навязчивые мысли и т. д.); 12) сквернословие; 13) черты девиантного поведения (развязность, отрицательное отношение к "активистам", увлечение азартными играми, ношение холодного оружия (ножей, кастетов и проч.); татуировки; специфические детали одежды и др.).

В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которые до последнего времени пребывают как бы в статусе "ничьих". Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты и реабилитации таких детей. Сами дети нередко переходят в ряды беспризорных. Дети ночуют на вокзалах, нередко голодают, имеют аномалии в развитии.

Особенно важна проблема злоупотребления некоторыми школьниками спиртными напитками и наркотиками. Причины: 1) любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) — для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; 2) вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков и употребление наркотиков — в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в

себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.

Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики — основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в полезном деле.

Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль за проведением досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей.

В подростковом возрасте отмечаются случаи хронического алкоголизма. Социальному работнику важно знать, что обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Так, запрещены продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости или при совершении преступления — к уголовному наказанию. Те же меры предусмотрены при систематическом спаивании подростка.

В любых случаях при борьбе со злоупотреблением молодежью спиртными напитками бывает недостаточно порицания или запрета, устранения вредных влияний со стороны, нужна большая работа по развитию нравственности учащихся, привитию им разнообразных и широких интересов.

Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжкие преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым.

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Социальная работа с беспризорными детьми

Проблема беспризорных детей, как и в годы Гражданской, Великой Отечественной войны и послевоенный период, возникла в последнее десятилетие. По некоторым данным, в современной России более двух миллионов беспризорников. Иногда к побегу из дома подростка толкает склонность к фантазии и стремление получить сильные впечатления. Но в периоды социальной нестабильности, усугубляющей семейное неблагополучие, уход детей из дома становится не таким уж редким явлением и имеет социально-экономические и социально-педагогические причины.

Дети до 7 лет практически не ухолят из дому. В 7—9 лет. это случается обычно из-за педагогической некомпетентности родителей, а также при стремлении некоторых детей к повышенной коммуникативности. Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10— 13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам.

Основными побудителями к бегству являются: принадлежность к социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя ведущих с окружающими людьми, и т. д.); безразличие родителей к трудностям их детей в школе. Благоприят-

ный выход из таких ситуаций во многом бывает связан с помощью школьнику со стороны учителей и социального работника. Их долг, увидев неблагополучие в поведении ребенка, — глубоко разобраться во всем происходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодежных объединениях во дворе дома и других местах). Социальному работнику при любых конфликтах необходимо всегда принимать сторону ребенка и его семьи, решительно их поддерживать.

Побеги подростков из дому могут совершаться под влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье, ученическом коллективе общественной организации. Социальный работник может с помощью товарищей подростка по дворовой компании изучить район передвижения, установить связи с проживающими там детьми-бродягами и т. д.

Подростки могут покинуть родной очаг и из-за излишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. К этому добавляется тяга к путешествиям. В таких случаях подростком предварительно выбирается и изучается маршрут побега, заготавливаются необходимые вещи и некоторое количество продовольствия, происходит поиск попутчиков. Подчас побег из дому совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомонность вызывают негативные реакции со стороны взрослых и часто ведут к конфликту. Кроме того, бродяжничество открывает полный простор для проявления их активности и инициативы. Для предотвращения побегов таких школьников надо вовлекать в интересную и напряженную социально значимую деятельность, в которой они могли бы с пользой для дела проявить свою энергию, настойчивость, выдумку.

Дольше всего в побеге остаются не успевающие по ряду учебных предметов подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дому обычно под влиянием более старших и опытных товарищей.

В последние годы в России появилось заметное количество подростков-бомжей. Часто они похищаются членами преступных организаций и используются для

рабского труда в сельскохозяйственном производстве, в стихийных рынках, вовлекаются в детскую проституцию и наркоманию, что увеличивает вероятность распространения эпидемии СПИДа. Почти в каждом российском городе есть мафиозная структура, использующая беспризорных. Другая опасность — хулиганство, мелкие кражи, разбой и вымогательство, вызванные необходимостью иметь кусок хлеба. Социальному работнику необходимо не терять из поля зрения детей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную помощь.

Для детей-беспризорников организуются приемники-распределители, одна из главных задач которых — предупреждение безнадзорности и противоправных

При рассмотрении вопроса инновационных технологий социальной работы с детьми-сиротами, детьми из малообеспеченных и неполных семей, детьми-инвалидами представляет интерес программа ДИМСИ "Диалог индивидуальностей", разработанная на основе американской программы "Большие Братья / Большие Сестры". Задачи программы — гармонизация социального поля ребенка; содействие семейному воспитанию; организация совместной деятельности ребенка и взрослого, нашедших друг друга с помощью социального работника; решение социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности. Программа предполагает заключение четырехстороннего типового договора между социальным работником (консультантом и контролером совместной деятельности младших и старших братьев и сестер), родителями (опекунами) ребенка, ребенком (младшим братом/сестрой) и волонтером (старшим братом/сестрой). В большинстве случаев волонтеры — это студенты вузов (не младше 18 лет), педагоги, молодые люди до 35 лет, не имеющие собственных детей. Пары младший — старший общаются, помогают друг другу в решении проблем, совместно готовят домашние задания, посещают концерты, выставки, зрелищные мероприятия, занимаются спортом, организуют экскурсии в другие города. Одна из российских особенностей данной работы — совместные коллективные творческие дела сразу нескольких пар, использование исследовательских методик, обязательные обобщение и анализ проводимой работы с фиксацией их в социально-педагогических дневниках.

действий среди детей. Приемник-распределитель принимает детей: подкинутых; заблудившихся; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; направляемых по решению комиссий по делам несовершеннолетних; нуждающихся в особых условиях воспитания; самовольно оставивших семью; самовольно ушедших из детских домов, школ-интернатов, специальных школ и профессиональных училищ. Сроки содержания в приемнике-распределителе зависят от причин и обстоятельств помещения в приемник, но не превышают 60 суток. К сожалению, многие дети-беспризорники, оставшиеся без образования, профессиональной подготовки, собственного жилья, пройдя приемники-распределители и приюты, попадают в основном в следственные изоляторы и тюрьмы.

В России действуют десятки общественных организаций и фондов, чья деятельность направлена на профилактику беспризорности. Работают специальные социальные службы, службы социальной скорой помощи, приюты (приюты-пансионы для проживания до одного года с последующим возвращением в семью и приюты-общины длительного проживания для детей, чье пребывание в семье невозможно).

Главная задача социального работника — проникнуть в проблемы семьи и оказать ей помощь до того, как ребенок стал беспризорным; необходимо удержать ребенка в семье, не дать ему уйти, потому что в тысячу раз дешевле не допустить миграцию детей на улицу, чем впоследствии искать их, лечить, реабилитировать и перевоспитывать.

Социальная работа с людьми суицидального поведения

Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. аи! — себя, саейеге — убивать) — намеренное лишение себя жизни. Под самоубийством понимаются: 1) индивидуальный поведенческий акт, лишение себя жизни конкретным человеком; 2) относительно массовый добровольный уход из жизни некоторого количества людей. В узком, медико-правовом смысле самоубийство означает вид насильственной смерти с указанием ее причины. В широком смысле суицид — вид саморазрушительного поведения, к которому от-

носятся пьянство, курение, потребление наркотиков, переедание (обжорство), альпинизм, мотогонки и т. п. Суицидальное поведение объединяет все проявления суицидной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Оно имеет три основные разновидности и разделяется на:

— демонстративное суицидальное поведение (театральное разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут). Его целью является привлечение или возврат утраченного внимания, желание вызвать жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или чтобы доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует о том, кому она адресована: дома — родным, в компании сверстников — кому-либо из ее членов, при аресте — органам внутренних дел и т. д. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики — к изображению попыток самоповешения, порезов вен, отравления неядовитыми веществами;

— аффективное суицидальное поведение — суицидальные попытки, совершаемые в состоянии аффекта (сильного и относительно кратковременного эмоционального переживания), который может длиться всего несколько минут, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент в этой ситуации обычно мелькает мысль о том, чтобы расстаться с жизнью, либо такая возможность допускается. Однако и здесь чаще всего присутствует компонент демонстративности. В зависимости от степени его проявления психологи выделяют: аффективную демонстрацию, аффективную демонстрацию с желанием "произвести впечатление", истинное покушение на самоубийство на высоте аффективной реакции. Примерно 27% таких попыток совершается в состоянии опьянения. По форме — это чаще всего попытки самоповешения и отравления, реже — порезы вен;

— истинное суицидальное поведение — обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. В таких ситуациях поведение строится так,

чтобы суицидная попытка была эффективной, чтобы суицидным действиям не помешали. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинения близких. В состоянии алкогольного опьянения совершается 47% таких попыток. Девочки чаще всего избирают отравление, мальчики — самоповешение, реже отравление.

Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы, сокращается в годы войн. Низкий уровень самоубийств отмечается в странах с сильным влиянием православия, которое считает самоубийство одним из главных человеческих грехов. Восточные религии, такие как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что призывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению от плоти. Самый низкий процент самоубийств — в отсталых и развивающихся странах, пик приходится на наиболее цивилизованные и промышленно развитые страны, где поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты — достаточно частые явления. Низкий социальный статус или его резкое снижение в таких странах часто служат толчком к самоубийствам.

В последнее время в России увеличилась доля самоубийств среди молодежи; возрастная планка самоубийств снижается, и сегодня уже говорят о всплеске подросткового суицида. На первом месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями, на втором — трудности со школой, на третьем — проблема взаимоотношений с друзьями.

Самоубийство подростка — способ оказать влияние на других людей: продемонстрировать свое состояние; избавление от плохого обращения; демонстрация любви; оказание влияния на другого; призыв к помощи. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми — к такому аргументу, который, по его мнению, не может быть не услышан. Не вполне ощущая непреодолимость границы между жизнью и смертью, ребенок нередко представляет себе смерть как некое состояние, имеющее начало и конец. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности

"предполагает жить". Здесь нет холодного расчета и попытки шантажа, нередких у взрослых, — но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии (Н. Фарбероу).

Влияет на генезис суицидального поведения семейное положение: одиночество, особенно в старости, способствует принятию трагического решения; семейные конфликты также служат суицидальным фактором. Имеется устойчивая сезонная закономерность: максимум самоубийств приходится на весенне-летний сезон (март—июль), минимум — в осенне-зимний (сентябрь — декабрь). Уровень суицидальных попыток в 5—10 раз выше уровня завершенных самоубийств.

Для людей с суицидальным поведением организованы суицидологические службы, службы социально-психологической помощи, телефоны доверия, функционируют благотворительные общества. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, жизненного оптимизма, чувства жизнестойкости.

Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией

Алкоголизм и наркомания порождают качественные изменения генофонда нации в сторону деградации и физического уродства, а также нарушают социальное здоровье общества.

По оценке ВОЗ, употребление алкоголя является причиной третьей части общего числа смертей. От 25 до 30% разводов происходят из-за пьянства одного из супругов.

Наркотики — возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство. Бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными (а то и юридическими) последствиями — тоже гордость. Наркотики — одна из главных тем разговоров современной молодежи: "винтовые" постоянно говорят о "приходах", "хороших варщиках", "заморочках", "фуриках", "баянах"; героинщики — о "слезании", "ломках", "неграх", "шарах", "чеках"; ма-рихуанисты обсуждают возможные размеры папирос,

специальные приспособления, способы курения, цвет и качество "травки".

Большинство людей (от 50% до 70% по оценкам разных исследователей) хотя бы однажды в своей жизни попробовали наркотики. В ряде случаев причина употребления — или любопытство, или желание получить удовольствие (заглушить боль).

Вред наркотиков: "ломка" —последействие; ухудшение здоровья; снижение умственных способностей; попадание в "группу риска" заражения СПИДом; отсутствие будущего.

Социальная работа предполагает вывод клиента из условно обозначенной стадии "алкоголик", "наркоман" и оказание ему содействия в процессе адаптации в обществе.

Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией создаются специализированные центры лечения.

Чтобы выявить места дислокации наркоманов, действуют специальные уличные патрули и бригады.

Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией в настоящее время создаются центры "Трезвость и семья", "Алкоголизму — нет", реабилитационные наркологические центры, разрабатываются различные методики, способствующие ускоренному лечению этих болезней. Представляет интерес программа Ассоциации учащейся молодежи Российского Союза молодежи "Спасибо, нет", включающая комплекс профилактических мер, используемых педагогами, родителями и самими детьми.

Социальная работа с сексуальными меньшинствами Гомосексуальность — это исключительная или преимущественная направленность влечения на лиц своего пола, стремление к эмоциональной и телесной близости с ними. Гомосексуализм может быть мужским (педерастия) и женским (лесбианизм), активным ("мужское" поведение и обращение с партнером как с женщиной) и пассивным ("женское" поведение и обращение с'партнером как с мужчиной).

Если гомосексуальный контакт возникает в результате невозможности общения с противоположным полом (тюрьма, армия, однополый изолированный коллектив) или связан с психическим заболеванием,

гомосексуальностью это не является. Выделяют тран-зиторный подростковый гомосексуализм — нарушение сексуальности, при котором влечение направлено на лиц своего пола. У подростков такое поведение является результатом слабой дифференцированности сексуального влечения или невозможности удовлетворения последнего естественным путем. С возрастом это искажение сексуальности проходит. Известно, что до 30% мужчин и до 20% женщин когда-либо в жизни имели сексуальный контакт с лицом своего пола, однако направленность их влечения от этого не изменилась.

Долгие годы в нашей стране существовал негласный запрет на научные исследования гомосексуального влечения, литература на эту тему объявлялась порнографической или идеологически вредной, в советском обществе сексуальные связи между мужчинами влекли уголовное наказание. В 1993 г. в России эта статья уголовного кодекса была отменена.

Распространенность гомосексуальности в различных странах мира есть величина постоянная: 3—4% среди мужчин и 1—2% среди женщин. Гомосексуальность является выражением личностной сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности.

В мире ведется борьба за признание прав "сексуальных меньшинств" на открытые, не осуждаемые обществом интимные связи подобного вида. Специальные тестовые исследования не обнаруживают в личности гомосексуалистов каких-либо существенных отличий от других людей, большинство из них достаточно хорошо социально адаптированы. И тем не менее многие из них нуждаются в психологической поддержке, консультациях специалистов.

Обнаружение у себя подростком, молодым человеком атипичного влечения приводит к кризису личности, депрессиям, невротическому состоянию, массивной алкоголизации, неоправданному приему лекарств.

У человека, принимающего свою гомосексуальную идентичность в той или иной форме, но скрывающего это от других, нарушается равновесие между сексуальными и несексуальными аспектами жизни. Сфера сексуальных интересов занимает несоразмерно высокое место в иерархии ценностей личности. Многократные

переживания по поводу своей внешности, поступков, действий и отношений других, степени привлекательности сочетаются с навязчивыми мыслями нахождения сексуального партнера. В новых беспорядочных и частых сексуальных контактах ищется возможность самоутверждения, подтверждения своей желанности и бегства от мнимого или реального одиночества, что, однако, только усиливает ощущение тупиковой ситуации.

Количество самоубийств среди 16—18-летних гомосексуалистов в 5—7 раз выше, чем количество самоубийств среди гетеросексуальных лиц.

Стереотип гетеросексуальной семьи и характер разделения в ней ролей препятствуют формированию устойчивых партнерских отношений среди гомосексуальных пар, ведут к неизбежным конфликтам. Люди среднего и старшего возраста, не сформировавшие партнерские отношения, утратившие привлекательность и не обретшие душевного спокойствия, острее ощущают одиночество и ненужность, часто вовлекают в сексуальные отношения подростков и молодых людей или находят выход из сложившейся ситуации в приеме больших доз лекарств, алкоголя, наркотиков, часты среди них случаи самоубийства.

К группе сексуальных меньшинств наряду с гомосексуальными лицами традиционно относят и транссексуалов — людей, ощущающих себя представителями противоположного пола и стремящихся изменить свой пол. Эти люди отвергают свою телесную оболочку, страдают от того, что окружающие обращаются с ними, например, как с мужчинами, в то время как они чувствуют себя женщинами. По мировой статистике транссексуалов 1:100 000 среди мужчин и 1:300 000 среди женщин. В настоящее время таким людям предоставлена возможность пройти обследование, сделать операцию и получить паспорт с новым именем. Существуют семьи, где один из супругов сменил пол. Исследования показывают, что большинство транссексуалов негативно относятся к лицам с гомосексуальным влечением и не считают себя таков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: