С8.1 Философия

«Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).

С8.2 Социальная психология

«Семья является первичным лоном человече ской культуры» (И. Ильин).

С8.3 Экономика

«При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их пред­ложению» (Д. Рикардо).

С8.4 Социология

«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).

С8.5 Политология

«Политика - это деловые решения, а не много­словные речи по поводу решений» (Ф. Бурлац­кий).

С8.6 Правоведе­ние

«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).

В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (напри­мер, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию

Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.

№ задания Ответ № задания Ответ
А1   А16  
А2   А17  
A3   А18  
А4   А19  
А5   А20  
А6   А21  
А7   А22  
А8   А23  
А9   А24  
А10   А25  
А11   А26  
А12   А27  
А13   А28  
А14   А29  
А15   А30  

Часть 2

Задания части 2 оцениваются: (В1 - В2) - один балл, (ВЗ - В6) -два балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов: допущены две и более ошибок.

В1 стратификации <или > стратификация
В2 восприятие
ВЗ БАВАБ
В4  
В5 АБАБ
В6 ЗЖДБВАГ

Часть 3

Задания части 3 оцениваются от 2 до 4 баллов. За правильное выполнение заданий С1, С4, С5 присваивается 2 балла; С2, СЗ, С6, С7 - 3 балла, С8 - 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу - 62.

С1 Перечислите любые три функции политической партии в демо­кратическом государстве.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оценива­нию (допускаются иные формулировки ответа, не иска­жающие его смысла) Балл
В ответе могут быть названы следующие функции поли­тической партии: - представление общественных интересов; - участие в формировании политической элиты; - разработка политических программ; - распространение политической информации; - участие в избирательных кампаниях; - организация массовых политических действий. Могут быть названы и другие функции.  
Правильно названы три функции при отсутствии невер­ных позиций  
Правильно названы одна - две функции  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

С2 С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социали­зации человека.

Содержание верного ответа и указания к оценива­нию (допускаются иные формулировки ответа, не иска­жающие его смысла)

Балл

В ответе могут быть приведены следующие примеры социализации:

1) ребенок начинает соблюдать правила общения со старшими- происходит освоение человеком со­циальных норм;

2) ученик приобретает экономические знания - про­исходит приобщение к накопленному интеллекту­альному потенциалу общества;

3) человек входит в социальную группу и становит­ся ее участником - происходит его формирование как представителя группы, носителя её норм и ценностей.

СЗ Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соеди­няющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предполо­жил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каж­дую бухту, каждый залив - и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огнен­ная Земля. Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оценива­нию (допускаются иные формулировки ответа, не искажаю­щие его смысла) Балл
В ответе должны быть названы следующие методы: 1) выдвижение гипотез (гипотеза); 2) теоретический анализ; 3) практическое исследование (наблюдение).  
Указаны три метода  
Указаны два метода 2,
Указан один метод  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.

Наукой принято называть теоретическое систематизирован­ное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на дан­ных научных исследований <...>

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систе­му знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя спе­цифическую деятельность человека по приращению сущест­вующего и получению нового знания. Результатом данной дея­тельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух мо­делей развития научного знания. Согласно первой модели - эво­люционной - наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели - революцион­ной - наука периодически переживает коренную смену господ­ствующих в ней представлений <..'.>

Термин «наука» употребляется также для обозначения от­дельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действи­тельности, которые были вовлечены в процесс познания. В со­временной науке новые области знания возникают в связи с вы­движением определённых теоретических или практических про­блем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин спе­циальным научным сообществом <...>

В современном обществе наука является важнейшим соци­альным институтом, глубоко проникающим во все сферы обще­ственной жизни. Наука превращается в непосредственную про­изводительную силу общества, становится массовым видом дея­тельности <...>

(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)

С4 Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть приведены следующие определения науки:

1) «теоретическое систематизированное представление о мире...»;

2) «система знаний и вид духовного производства»;

3) «специфическая деятельность человека по прираще­нию существующего и получению нового знания»;

4) «отдельные отрасли научного знания».

С5

Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую при­чину этих изменений они указали?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажаю­щие его смысла) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элемен­ты: 1) констатацию сущности изменений в системе наук: от чёткой отраслевой структуры к комплексной, междисци­плинарной; 2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования.  
Дан ответ и указана причина  
Дан ответ без указания причины  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

С6 Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные про­блемы, которые являются предметом междисциплинарных иссле­дований, и науки, изучающие эти проблемы.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажаю­щие его смысла)

Могут быть указаны такие проблемы, например:

- проблема социальной сущности человека (изучают пси­хология, социология, социальная антропология, филосо­фия, педагогика и др.);

- процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.);

- экологические проблемы (изучают биология, география,

социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны другие проблемы.

С7 Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом со­временного общества. Приведите три примера влияния современ­ной науки на общество.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажаю­щие его смысл)

Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1) динамично развивающаяся наука требует притока ква­лифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования;

2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей;

3) происходит изменение экономической структуры об­щества, в т.ч. структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.

Последнее задание работы (С8) - задание по выбору. Выпол­няя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказыва­ний

С8

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложи­те свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу под­нятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, по­лученные в курсе обществоведения, а также факты обществен­ной жизни и собственный жизненный опыт, привести необхо­димые аргументы для обоснования своей позиции.

Содержание верного ответа и указания к оценива­нию(допускаются иные формулировки ответа, не ис­кажающие его смысла) Балл
При оценивании ответа необходимо выделить сле­дующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты об­щественной жизни и/или собственный опыт.  
Представлена собственная точка зрения (позиция, от­ношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием об­ществоведческих терминов и понятий в контексте от­вета. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и/или личный социальный опыт.  
Представлена собственная точка зрения (позиция, от­ношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присут­ствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты  
397общественной жизни и/или личный социальный опыт.    
Представлена собственная точка зрения (позиция, от­ношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и/или личный социальный опыт.    
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.    
Проблема не раскрыта. ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни и/или личного опыта) не в контексте задания.    
Максимальный балл    
       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондырева С.К., Кураков Л.П., Лиферов А.П., Никандров Н.Д. Образовательное пространство России: проблемы интеграции. - М.: Вуз и школа, 2004. - 464 с.

2. Большой экономический энциклопедический словарь / Авт.-сост. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006. - 1090 с.

3. Готовимся к Единому государственному экзамену: Общество-знание / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., 2003.

4. Иванова Т.Н., Краснова М.Н. ЕГЭ по обшествознанию. Задание С8 (ЭССЕ): Методические указания и примеры выполнения задания. -Чебоксары: КЛИО, 2005.

5. Единый государственный экзамен 2006. Обществознание: Учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, НСОП. -М.: Интеллект центр, 2006.

6. Клименко А.В. Обществознание: для школьников старших клас­сов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М., 2003.

7. Корсаков Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. -Ростов на/Д., 2003.

8. Кравченко А.И. Обществознание. 10 и 11 классы. - М.: Рус. слово, 2005.

9. Купчиков А.Т. Политология: методология, история, институты: Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 268 с.

10. Кураков В.Л. Социальная сфера: состояние и перспективы разви­тия. - М.: Вуз и школа, 2003. - 322 с.

11. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории: Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006.

12. Кураков Л.П., Владимирова М.П., Кураков В.Л. и др. Экономика для школьников: Учеб. пособие. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.

13. Лазебникова А.Ю., Брант М.Ю. Уроки обществознания в 11 клас­се: Метод, пособие по курсу «Человек и общество». - 2 изд.-, испр. - М.: Дрофа, 2000.

14. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы об­разования. - М., 2003.

15. Обществознание: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. уч­реждений: базовый уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

16. Обществознание: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Л.П. Кураков, М.П. Владимирова, А.А. Чинчиков и др. 2-е изд., перераб. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - 464 с.

17. Особенности проверки достижения целей обществоведческого образования с помощью контрольно-измерительных материалов ЕГЭ / I А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др. Единый госу­дарственный экзамен - 2002. Контрольные измерительные приборы. 06-ществознание. - М., 2002.

18. Обществознание. Эффективная подготовка / Под ред. А.Ю. Ла-зебниковой - М.: ЭКСМО, 2004.

19. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по об-ществознанию / Сост. Л.Н.Боголюбов; Под ред. А.Ф. Киселёва. - М, 2000.

20. Примерные программы вступительных испытаний в высшие учебные заведения Российской Федерации / Мин-во образования РФ. - М., 2000.

21. Рутковская Е.Л., Лискова Т.Е., Кузнецова Б.В. и др. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом. Общест­вознание. - М., 2003.

22. Человек и общество. Обществознание: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 ч. / Л.Н. Боголюбов и др. -2-е изд. -М., 2003.

23. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому го­сударственному экзамену. Обществознание / Редактор-составитель Е.Л. Рутковская. - М.: Интеллект-Центр, 2005. - М., 2003.

24. Филатов В.П. Обществознание: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow