Взаимосвязь политико-социальных норм субкультуры Северной Европы – это достаточно спорный вопрос, который затрагивает, кроме указанных, и другие смежные дисциплины. Кроме того, углубление проблемы взаимосвязи мужской и женской аксиосистем как гендерных субкультур позволяет нам спроецировать взаимопроникновение материальной и духовной культур в обществе викингов и их взаимосвязь на политическую и военную жизнь скандинавского социума [Гуревич, 1972, С.56].
Рассмотрим взаимосвязь между политической деятельностью викингов, элементами их материальной культуры в рамках мужской и женской субкультуры. Наиболее ярко эти тенденции можно проследить по ювелирным изделиям, которые находятся на грани мужской и женской субкультур, так как изготавливались мастерами мужчинами, но для женщин, и вышивка, которая изготавливалась женщинами не только для себя, но и для мужчин. Это ключевой, на наш взгляд, момент, способный проиллюстрировать взаимопроникновение и взаимозависимость мужской и женской культуры.
|
|
Ювелирное ремесло и его продукция характеризуют не только военно-дружинную, но и во многом противоположную (хотя и взаимосвязанную, и дополняющую) женскую субкультуру украшений, с непосредственным (через орнаментальный стиль) выходом в область художественного творчества. Оно стало важным показателем развития социальных норм, а также состояния материально-технических ресурсов и распределения ценностей в скандинавском обществе уже в середине I тыс.н.э. К. концу VIII – нач.IX вв. возможности этого развития кажутся уже исчерпанными, эпоха викингов получила от предшествующей поры в наследство тяжеловесный, вычурный, перегруженный множеством второстепенных деталей и дополнений вендельский стиль, в бесконечных вариациях повторяющий и комбинирующий мотивы и образы, выразительные возможности которых полностью были раскрыты и исчерпаны искусством VI-VIII вв.
Три основных стиля характерны для эпохи викингов. С 840-х по 980-е гг. распространен стиль Боре, названный по одному из курганов Вестфольда, вытеснивший как тяжеловесную орнаментику III стиля, так и разнообразные экспериментальные поиски рубежа VIII-IX вв., отобразившиеся, в частности, в усебергской резьбе (отделка корабля, повозки, саней) [Викинги… 1996, С.38].
Вторая разновидность звериной орнаментики эпохи викингов получила название стиля Еллинг, по находкам в резиденции датских конунгов IX-X вв. Этот стиль получил распространение в 870-1000 гг. [Викинги, 1996, C.83]. Длительное время он сосуществует со стилем Борре, и нередко обе разновидности звериной орнаментики представлены на одной и той же вещи. Однако и по происхождению, и по формальным особенностям, а вероятно и по социальному адресу, еллингский стиль достаточно отличен от сравнительно демократичного, насыщенного яркими языческими образами, привлекающего внимание пластическим богатством, при достаточно доступном материале, стиля Борре.
|
|
Третий стиль эпохи викингов иногда обозначают названием стиль Большого Зверя, объединяя при этом местные разновидности звериной орнаментики: стиль Маммен в Дании (960-1020 гг.), норвежский стиль Рингерике (980-1090 гг.) и сменяющий его стиль Урнес (1050-1170 гг.), и «стиль рунических камней» в Швеции XI в. Все эти варианты звериной орнаментики представляют собой развитие еллингского стиля в позднюю эпоху викингов.
Новой особенностью художественной и общественной практики этого времени стало сооружение различных мемориальных камней с руническими надписями [Викинги…1996, C.36]. Установленное современными исследователями хронологическое соотношение разновидностей скандинавского звериного стиля раскрывает не только художественный процесс, но в какой-то мере и социальную динамику. Объяснить синфазность изменения разных и при этом не связанных непосредственно сторон культуры (таких, например, как орнаментальный стиль) можно только, считая эти изменения производными от изменений социальной структуры.