double arrow

Русь на Волге и Каспии

Говоря о данной вспышке военной активности, следует обратить внимание и на любопытную закономерность, которая начинает прослеживаться именно с этого времени. Практически вслед за фиксируемыми ПВЛ в конце IX в. войнами руси против славянских племён, восточные источники свидетельствуют о вторжении пиратских дружин русов на Каспий между 864 – 884 гг.[21] Затем, в 907 г., следует поход Олега на Константинополь, а в 909 – 910 гг. русы, закрепившись на о. Абесгун, совершают набеги на берега Мазандерана и громят г. Сари. В 911 г. следует заключение договора между Олегом и Византией, а в 913 – 914 гг. русы вновь появляются на Каспии. Аналогичная ситуация прослеживается и позднее — русы вновь отмечены на Каспии в 943 – 944 гг., тотчас после завершения противостоянии князя Игоря с Византией. Объяснить подобную последовательность может ситуация, сложившаяся в Киеве после захвата его Владимиром в 980 г. Собранная им для борьбы с Ярополком варяжская рать, не удовлетворённая окончанием войны, предъявила князю требование: “се града нашь и мъı прияхом єи да хочемь имати окуп на них по 2 гривне от человека и рече им Володемер пождете даже въı кунъı сберуть за месець и ждаша за месяць и не дасть им и реша Варязи сольстилъ єси нами да покажи нъı путь въ Греки. Он же рече им идете и избра от них мужи добръı смъıсленъı и добры и раздаша им градъı прочии же идоша Царюграду в Греки” (ПСРЛ 1962: ст. 78-79).

Вероятно, после завершения каждой из серии войн, что вели киевские князья с помощью скандинавов (против славянских племён при Олеге, против Византии при Олеге и Игоре), у них на руках оказывался “излишек военной силы”, представлявший откровенную угрозу их собственной власти и благосостоянию государства. Способом избавиться от таких “излишков” было отправить их в новый, ещё более дальний самостоятельный поход. В отличие от предыдущих правителей Руси Владимиру пришлось хитростью тянуть время, собирать собственные силы и, в конечном итоге, “сплавлять” варягов в Константинополь в качестве наёмников — вероятно, печальный исход большинства каспийских предприятий русов сделал это направление походов весьма непопулярным среди северных воинов. Еще одной причиной прекращения набегов русских дружин на Каспий был разгром Святославом иудейской Хазарии и появление в хазарских городах хорезмийских гарнизонов, вряд ли склонных пропускать военные отряды язычников в области, населенные единоверцами-мусульманами.

В связи с Каспийским направлением движения руси следует рассмотреть и роль Волжского пути в становлении Древнерусского государства. Арабские источники сообщают, как известно, о трёх центрах русов: Куяба, Славийя и Артания (Арсанийа). Первые два из них традиционно отождествляются с Киевом и Новгородом (землёй словен). Местоположение третьего, откуда привозят на продажу чёрных соболей и куда под страхом смерти не допускаются чужеземцы, остаётся спорным. Определить его местонахождение можно, рассмотрев места концентрации находок скандинавского происхождения. При этом следует отметить, что упоминание этих трёх центров относиться не ранее, чем к рубежу IX – Х вв. (860-е гг. — приход Аскольда и Дира в Киев).

Расположенное близ Смоленска, Гнёздово возникает в начале IX в., в пользу чего говорит датировка ряда изученных курганов и нижнего слоя самого поселения. С самого начала оно имело смешанный состав населения, куда входили славяне, скандинавы, балты и, отчасти, финно-угры. Но примерно так же обстоит дело и с протогородскими центрами Ярославского Поволжья. Тимерёвский, Михайловский и Петровский комплексы возникают в IX в., достигая своего расцвета в середине Х в. Основанные в мерянских землях, эти центры контролировали Волжский торговый путь. Таким образом, на IX в. археологически прослежены два центра, откуда могла исходить военно-торговая активность руси и которые могут претендовать на роль “Артании” арабских источников. Арабские географы сообщают об «Арсе», что «неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал её, так как там они (жители) убивают чужеземца, приходящего в их землю … И торговцы туда не ходят и не ходят дальше Булгара» [Древнерусское государство, 1965, с.411-413]. Наиболее интересным тут является последнее утверждение, что торговцы, желающие иметь дело с обитателями Арты “не ходят дальше Булгара”. Из этого следует, что путь в Арту идёт именно через Булгар, то есть по Волге. Это недвусмысленно указывает на ближайшую точку концентрации варяго-русских древностей в Ярославском Поволжье — Тимерёво, Михайловское, Петровское, поскольку ас-Славийа (Новгород) это — “самая отдалённая из них группа”.

Утверждение же, будто жители Арты убивают чужестранцев (т. е. фактически мусульманских купцов), появилось, возможно, в момент очередного резкого противостояния между русью и мусульманами после очередного неудачного похода на Каспий, каким был, например, набег 909/910 г, закончившийся истреблением пришельцев [Древняя Русь, 2003, с.223]. Известие о данном разгроме не могло вызвать у поволжской руси тёплых чувств к мусульманам, ближайшие из которых обитали в Булгаре. Вероятно, всякий мусульманин в тот период рассматривался, как вражеский лазутчик, с которым и поступали соответственно. Позднее же утверждение об избиении чужеземцев стало устойчивой легендарной характеристикой жителей “третьего центра русов”, начав кочевать по работам арабских географов. Кроме того, существовала ещё одна причина, из-за которой обитатели Верхнего Поволжья могли относиться к чужеземцам с подозрением и опаской. Появилась она во второй половине Х в., когда дружины хоросанских гази стали появляться в “землях сакалиба” за Булгаром, занимаясь захватом невольников. Они, “двигаясь по пути купцов, достигали пределов земли славян, нападали там на их поселения и немедленно уводили невольников за границу” [Мишин, 2002, с.182]. Разумеется, что в свете таких визитов обитатели “земель сакалиба”, а в первую очередь господствующая там русь, могли в любом мусульманине видеть потенциального охотника за рабами или их лазутчика.

Таким образом, сообщение о том, что жители Арты убивают чужестранцев, возможно, является свидетельством непростых взаимоотношений двух политических образований — Волжской Руси и Волжской Болгарии, в попытках установить свою гегемонию над проходящим по Итилю торговым путем. Предположительно, результатом этого противостояния стало определенное равновесие сил, когда правители Волжской Болгарии разрешали руси торговать на своих рынках, но блокировали их дальнейшее продвижение вниз по Волге, а контролировавшая Верхнее Поволжье русь пресекала всякое проникновение в подвластные ей земли возможных агентов своего «вероятного противника». Своего пика неприязнь к мусульманам могла достигать после неудачных походов на Каспий и следовавших за этим истреблением остатков возвращавшихся русских дружин мусульманским населением Нижней и Средней Волги

Нельзя сказать, что русы видели в Волжском пути лишь удобный путь для разбойничьих набегов. Судя по всему, события на Волге развивались по тому же сценарию, что и на Днепре. Различие состояло лишь в том, что, наткнувшись на волжских болгар и не сумев преодолеть установленную ими блокаду, русы находят обходной путь через византийские владения в Крыму и хазарские в Подонье и Нижней Волге, откуда затем всё же проникают на Каспий. После первых “разведывательных” рейдов (ок.884, в 909/910, 913 гг.), русь предпринимает полномасштабное вторжение с попыткой прочно обосноваться в этом регионе (поход 943/944 г.). О серьезности их намерений свидетельствует Ибн Мискавейх. Согласно ему, заняв важный в стратегически важный город Бердаа, русы заявили местным жителям, что гарантируют им безопасность и свободу вероисповедания, если те будут им подчиняться: “Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно что мы желаем — это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас хорошо повиноваться”. Примерно так же могли звучать речи русов по отношению к поднепровским славянам. В случае закрепления Руси на каспийском побережье она взяла бы под свой контроль оба конца Волжского пути, а далее могло последовать поступательное “освоение” оказавшейся между ними территории по “приднепровскому варианту”.

Однако, закрепиться среди устойчивых государственных образований Закавказья, с агрессивно настроенным мусульманским населением, лишенным постоянного притока свежих сил русам не удалось. Да и Хазария с Волжской Булгарией были более серьезными противниками, чем восточнославянские и финно-угорские племенные союзы Днепра и Верхнего Поволжья.

Предпринятые при Святославе и Владимире попытки убрать с Волжского пути эти преграды привели лишь к ухудшению ситуации для самой Киевской Руси. Вследствие разгрома Хазарского каганата причерноморские степи превратились в источник постоянной угрозы для южнорусских рубежей, а войны с Волжской Булгарией лишь подтвердили доминирование болгар на Средней Волге, продолжавшееся вплоть до монгольского нашествия.

Итоги

Подводя итоги, можно попытаться выстроить следующую картину развития событий в Восточной Европе на протяжении IX столетия.

1. В первой половине IX в. на территории Днепровского Левобережья на основе племенного союза северян складывается протогосударственное образование («Страна славян» Ибн Ростэ) во главе которого, вероятно, стоят потомки хазарской знати, обосновавшиеся здесь после окончания гражданской войны в каганате на правах вассалов Итиля.

2. Во второй трети IX в. в северных и центральных районах Европейской России (земли кривичей, словен, мери и чуди) складывается протогосударственное образование («Русь») во главе с “пришедшими из-за моря варягами” (свеонами), правитель которых принимает титул “каган”. Его форпостами являются Гнёздово на Днепре и Ярославское Поволжье на Волге. Дружины руси начинают совершать набеги по Днепровскому и Волжскому путям, стремясь поставить их под свой контроль. Свои торговые интересы на днепровском направлении русь подкрепляет демонстрацией военной мощи в виде походов на Византию (Сурож и Амастриду) и северные окраины Хазарского каганата (гибель Новотроицкого городища, появление группы укрытых во второй половине 830-х гг. кладов на Десне, Нижнем Сейме и Оке). На Волге проводимая волжскими болгарами политика сдерживания русской активности привела к прокладыванию русами обходных магистралей через византийские и хазарские владения, позволяющими им проникнуть на Каспий и далее, в страны арабского Востока.

3.Середина – вторая половина IX в. — период военной активности на Днепровском Левобережье, в которой ведущую роль играет русь. Территория северян, вятичей и радимичей, — данников Хазарии, — подвергается набегам, о чём свидетельствует выпадение кладов в Посеймье и на Верхней Оке, разгром Супрутского городища. Это можно связать с походами Олега в борьбе за объединение северного “каганата русов” и киевского анклава руси Аскольда и Дира в единое государство. В результате этих походов и серии войн руси со славянскими племенами Днепровский торговый путь “из варяг в греки” оказывается под полным контролем русских князей. Добиться такого же результата на Волге не удалось ни первым Рюриковичам, ни их наследникам, несмотря на громкие, но эфемерные успехи Святослава.

Литература

Аксёнов В.С. Контакты венгров с аланами вIX веке — взаимопроникновение культур // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: V Минаевские чтения по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа. Ставрополь, 2001.

Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2001.

Бартольд В.В. Арабские известия о русах // Советское востоковедение. Т.I. М.-Л., 1940.

Григорьев А.В. Северская земля в VIII — начале XI века по археологическим данным. Тула, 2000.

Григорьев А.В. Славянское население водораздела Оки и Дона в конце I — начале II тыс. н.э. Тула, 2005.

Гумилевский Ф. История русской церкви. М., 1888.

Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003.

Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

Ениосова Н.В. Ювелирное ремесло раннегородского центра Гнездова // Вестник РГНФ №3, М., 2002.

Измайлов И.Л. Балымерский курганный могильник и его историко-культурное значение // Славяне, финно-угры, скандинавы, волжские булгары. СПб., 2000.

Изюмова С.А. Ранние типы лучевых височных колец Супрутского городища // Вестник МГУ. Серия «История». №6. 1978.

История СССР. - История СССР. Т.I. М., 1966.

Каргер М. К. Древний Киев. М; Л., 1958. Т. 1.

Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского периода) // Славяне и скандинавы. М., 1986.

Кирпичников А.Н. Раннесредневековая Ладога и основание династии Рюриковичей// Матер.XIII конф. скандинавских стран. Петрозаводск. (https://petrsu.karelia.ru/psu/ScienceActivity/confer/1997)

Комар А.В. Предсалтовские и раннесалтовский горизонты Восточной Европы (вопросы хронологии) // arhaeology. kiev. Ua / pub / komar. Htm

Комар А.В., Сухобоков О.В. Городище «Монастырище» и древнерусский Ромен: проблема преемственности // Стародавнiй Iскоростень i слов'янскi гради VIII — X ст. Киiв, 2004.

Коновалова И.Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения // Восточная Европа в исторической ретроспективе. М., 1999.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.

Кропоткин В.В. Новые материалы по истории денежного обращения в Восточной Европе в конце VIII — первой половине IX в. // Славяне и Русь. М., 1968.

Кропоткин В.В. О топографии кладов куфических монет IX в. в Восточной Европе // Древняя Русь и славяне. М., 1978.

Кузьмин С. Л., Михайлова Е. Р., Соболев В. Ю. Североевропейские древности в культуре населения западных районов Новгородской земли в раннем средневековье // https://www.nwae.spb.ru

Лебедев Г.С. Петергофский клад начала IX века как исторический источник по ранней истории Руси // Клады: состав, хронология, интерпретация. СПб, 2002.

Ляпушкин И.И. Новотроицкое городище // МИА № 74. М.-Л, 1958.

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII — первая половина IX в.). Историко-археологические очерки // МИА. №152. Л., 1968.

Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие VIII — XIV вв. // САИ Вып. Е1-36. М., 1966.

Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002.

Моця А.П., Халиков А.Х. Булгар — Киев. Пути-связи-судьбы. Киев, 1997.

Мурашёва В.В. Клад с Супрутского городища в контексте русско-скандинавских связей // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. — СПб., 2006.

Никольская Т.Н. Земля вятичей. М., 1981.

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

Носов Е.Н. Раннегородские центры Поволховья: проблемы возникновения и соотношения // Материалы XIII конференции скандинавских стран. Петрозаводск, 1997.

Нунан Т.С. Клад дирхамов 876/77 гг. из деревни Хитровка Тульской губернии // Клады: состав, хронология, интерпретация. СПб., 2002.

Нунан Т.С., Ковалёв Р. К. Клад 873/74 гг. из Любыни: войны и захоронение кладов в эпоху Рюрика // Клады: состав, хронология, интерпретация. СПб., 2002.

Нунан Т. С. Торговля Волской Булгарии с саманидской Средней Азией в X в. // Археология, история, нумизматика, этнография Восточной Европы. СПб., 2004.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию // Россия XV — XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986.

Петрухин В.Я. Скандинавия и Русь на путях мировой цивилизации // Путь из варяг в греки и из грек в варяги. М., 1996.

Плетнева С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // Труды Волго-Донской археологической экспедиции. МИА №62. М.-Л., 1958.

Плетнева С.А. Хазары. М., 1986.

Плетнева С.А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. М., 1989.

Приймак В.В. Територiальна структура межирiччя Середньоi Десни i Середньоi Ворскли VIII — поч. IX ст. Суми, 1994.

Приймак В.В. Проблемы изучения древностей Днепровского Левобережья VIII — XI вв. // Славяно-русские древности Днепровского Левобережья. Курск, 2008.

ПСРЛ. — Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1962.

Путь из варяг в греки и из грек... Каталог выставки. 1996. М.

Пушкина Т.А. Височные кольца Гнездовского комплекса // Труды V международного конгресса славянской археологии, т.III, вып.1б, секция V. Города, их культурные и торговые связи. М., 1987.

Рыбаков Б.А. Путь из Булгара в Киев // Древности Восточной Европы. М., 1969.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв. М., 1982.

Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. IX — первая половина X в. М., 1980.

Сведения о славянах и Руси до X в. из восточных (арабских) источников // Материалы по истории СССР. Вып. 1. Древнейшие народы и государства на территории СССР. М., 1985.

Седов В.В. Восточные славяне в VI — XIII вв — Археология СССР. М., 1982.

Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.

Соловьева Г.Ф. Славянские племенные союзы по археологическим данным (вятичи, радимичи, северяне): автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1953.

Скрынников Р.Г. Русь—Россия, IX—XVII вв. СПб., 1999.

Супруненко А., Кулатова И., Приймак В. Венгерское погребение с юга Полтавщины // Finno-Ugrica. №1. 1999.

Тимощук Б.О. Давньоруська Буковина (X — перша половина XIV ст.). Киiв, 1982.

Толочко П.П. Русь изначальная // Археологiя, №1, 2003.

Цукерман К. Два этапа формирования Древнерусского государства // Археологiя, №1, 2003.

Ширинский С.С. О времени кургана 47, исследованного у д. Гнёздово в 1950 г. // Материалы XIII конференции скандинавских стран. Петрозаводск, 1997 (http: petrsu. karelia. ru/psu/ScienceActivity/confer/1997).

Шинаков Е.А. Образование Древнерусского государства. Сравнительно-исторический аспект. Брянск, 2002.

Шпилев А.Г. Северянское Посемье // Очерки истории Курского края. Курск, 2008а.

Шпилев А.Г. Лучевые и лопастные височные кольца Курского края (IX-XIII вв.) // Славяно-русские древности Днепровского Левобережья. Курск, 2008б.

Шпилев А.Г. Курские ложнозернённые лучевые височные кольца с зооморфным украшением щитка // Российско-Белорусско-Украинское пограничье: проблемы формирования единого социокультурного пространства — история и перспективы. Брянск, 2008в.

Фасмер Р.Р. Завалишинский клад куфических монет VII — IX в. // Известия ГАИМК. Т.VII. Вып.2. Л.,1931.

Флетчер Д. О государстве Русском // Проезжая по Московии (Россия XVI — XVII веков глазами дипломатов). М., 1991.

Фролов М.В. Отчет об археологических исследованиях 1991 г. городища “Гора Ивана Рыльского” в г. Рыльске Курской области. Т.I. // НА КГОМА

Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда Бен Омара ибн-Даста. СПб., 1869.

Этнокультурная карта территории Украинской ССР в I тыс.н.э. Киев, 1985.

Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М., 1956.

Franklin S., Shepard J. The Emergence of Rus’ 750-1200. London, 1996.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: