На рубеже II тысячелетия (или в половине) до н. э. в Северную Индию
из среднеазиатских степей вторгаются так
называемые арийские племена.
По уровню своего экономического и культурного развития арии стояли в то время гораздо ниже дравидов. Это был союз девяти племен, среди них самым значительным было племя бха-ратов. Вождь племени назывался раджа, во главе союза племен
стоял магараджа.
Арии были кочевыми скотоводческими племенами. Поэтому основным богатством у них считался рогатый скот, единицей менового счета, поскольку деньги еще отсутствовали, была корова. Однако арии, вторгшись на территорию Индии, быстро усвоили более высокую культуру дравидов и перешли к оседлому земледелию. Дравидийское население они частично истребили, частично превратили в рабов или слуг, относясь к нему чрезвычайно жестоко и презрительно.
В I тысячелетии арии проникают и в южную часть Индии, подчиняя себе местное, коренное население. Из своеобразных отношений между этим основным населением и завоевателями-ариями возникает и развивается так называемый кастовый строй. Все население Индии делилось на четыре основные касты, или, точнее говоря, варны.
|
|
Высшей варной были жрецы — брахманы, затем шли кшатрии (воины), за ними —^вайшьи (крестьяне-общинники, ремесленники, торговцы) и, наконец, шудра (наемные работники, слуги, рабы). Между варнами существовали непреодолимые перегородки: например, браки между представителями различных варн запрещались или, во всяком случае, не признавались законными; дети от таких браков считались нечистыми, их зачисляли в низшие варны.
Каково было положение различных варн? Наибольшими привилегиями пользовалась, конечно, варна брахманов. Они были освобождены от всех налогов, повинностей и телесных наказаний. По древнеиндийским законам девятилетний брахман по отношению к 90-летнему кшатрию считался отцом, а по следний — сыном. Кшатрии вели в мирное время беззаботную жизнь, получая богатые дары и пожалования от царей, по в военное время это была единственная категория населения, которая принимала участие в походах и сражениях. Вайшьи относились уже к эксплуатируемой части населения. Крестьяне-общинники платили в государственную казну налог, доходящий до '/б части урожая, а торговцы — до Vs дохода. Но зато их освобождали от воинской повинности. Наиболее тяжелым было положение шудра. Члены этой варны не имели никаких прав, а одни лишь обязанности. За убийство шудра представители высших каст платили штраф, как за убийство собаки. Варна шудра была неоднородной, наиболее жалкое положение занимали потомки дравидов —так называемые парии; считалось даже, что одно прикосновение к ним — оскверняет. Таков кастовый строй древней Индии. Другой ее особенностью было существование на протяжении многих веков застойной и неизменной сельской общины. Хотя в этой общине существовали семейные наделы, а следовательно, частное землепользование, в целом общины имели чисто натуральный характер. Структура общин и их самоуправление строились по единому образцу: староста, писцы, ведавшие учетом хозяйства, кузнец, плотник, гончар, цирюльник и обязательно жрец-брахман.
|
|
Что касается рабства, то хотя оно было довольно распространено в Индии, но, как правило, носило домашний, патриархальный характер. Арии, попадавшие в долговую кабалу, считались рабами лишь временно, поэтому даже разрешались браки между рабами-ариями и свободными, но в пределах одной и той же варпы.