Часть в

Ответом на задания этой части (В1 — В2) может быть слово или словосочетания.

В1. Политическое течение, ставящее своей главной целью возвращение евреев и основание в Палестине своего государства — …

В2. Письмо 1917 г. британского статс-секретаря по иностранным делам на имя лорда Ротшильда об образовании еврейского очага в Палестине — …

Вариант № 2.

ЧАСТЬ А

К каждому заданию этой части (А1 — А5) даны несколько возможных вариантов ответа, из которых только ОДИН верный.

А1. В декларации Бальфура 1917 г. предполагалось …

1. создание государства Израиль

2. запрещение еврейской иммиграции в Палестину

3. создание в Палестине национального еврейского очага

4. создание арабского государства в Палестине

5. отменить английский мандат на Палестину

А2. Идеолог сионистского движения, автор книги «Государство евреев» (1896 г.) — …

1. Бальфур 2. Герцль 3. Сэмюэль 4. Шохат 5. Вейцман

А3. Трансиордания была отделена от Палестины в …

1. 1919 г. 2. 1922 г. 3. 1925 г. 4. 1936 г. 5. 1945 г.

А4. «Белая книга» 1939 г. …

1. отменяла декларацию Бальфура

2. подтверждала декларацию Бальфура

3. запрещала еврейскую иммиграцию в Палестину

4. подтверждала образование государства Израиль

5. отменяла мандат Англии над Палестиной

А5. Генеральная ассамблея ООН в ноябре 1947 г. …

1. запрещала деятельность «Хаганы»

2. подтверждала декларацию Бальфура

3. запрещала переселение евреев в Палестину

4. запрещала раздел Палестины на два государства

5. утвердила решение о разделе Палестины на два государства

ЧАСТЬ В

Ответом на задания этой части (В1 — В2) может быть слово или словосочетания.

В1. Сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении —...

В.2. На этом конгрессе Всемирной Сионистской Организации была принята программа, явившаяся отправной точкой объединения усилий сионистских и еврейских организаций мира по созданию еврейского государства в Палестине —...


ИНДИЯ

Абдулла Шейх Мохаммед (1905—1982) — видный политический деятель Индии. В 1938 г. основал партию Национальная конференция в Кашмире. В 1948—1953 гг. занимал пост премьер-министра Кашмира; в 1948 г. смещен с этого поста и арестован; вновь занял пост главного министра Кашмира в 1975 г.

Ага-хан III Султан Мухаммед-шах (1877—1957). Видный политический деятель Индии. Духовный глава мусульман-исмаэлитов, 48-й имам с 1885 г. Получил высшее образование в Англии. В 1902—1904 гг. — член Совета при вице-короле Индии, в 1906—1913 гг. — председатель Мусульманской лиги. В 1913 г., в связи с некоторым полевением лиги, вышел из её состава. До 1947 г. принимал активное участие в индийской политической жизни, был лояльным сторонником английского правления. Возглавлял индийскую делегацию на конференции «Круглого стола» в Лондоне (1930—1932 гг.) и на заседаниях Лиги Наций в 1932, 1934—1937 гг. Был крупным земельным собственником и дельцом, имел предприятия во многих странах. В религиозных вопросах выступал сторонником буржуазного модернизма в исламе. При нём были начаты буржуазные преобразования в исмаилитской секте.

Азад Маулана Абул Калам (1888—1958) — ученый, участник националистического движения, проведший много лет в тюрьмах, последовательный сторонник индусско-мусульманского единства. Происходил из старинного рода делийских мусульманских улемов. В начале политической деятельности (1908) был связан с бенгальскими террористами. В 1912 г. вступил в ИНК. В 1912—1914 гг. издавал на языке урду газету «Аль-Хиляль» («Полумесяц»), в котором звучали антианглийские лозунги. Лидер антианглийского халифатского движения в Индии. Позднее стал одним из сподвижников Ганди в организации кампаний гражданского неповиновения. В 1923 и 1940—1946 гг. был председателем ИНК. Возглавлял индийскую делегацию во время переговоров с Англией в 1942,1945, 1946 гг. Автор комментариев к Корану и работ по философии и истории литературы урду. В 1947—1958 гг. — министр просвещения Индии.

Али Маулана Мохаммед (1878—1931) — видный деятель национально-освободительного движения Индии. В 1915—1919 гг.— интернирован; в 1921—1923 гг. — руководитель халифатистского движения, заключен в тюрьму по обвинению в подстрекательстве к бунту; в 1923 г. — председатель Конгресса; впоследствии постепенно отошел от Конгресса.

Али Маулана Шаукат (1873—1938). Старший брат Мауланы Мохаммеда Али, подобно которому провел многие годы в тюрьме; помогал в проведении халифатистской кампании, а затем отошел от Конгресса.

Амбедкар Бхимрао Рамджи (1893—1956) — индийский политический деятель, борец за права “неприкасаемых”. Представитель одной из самых многочисленных низших каст Махараштры — махаров, он сумел получить среднее образование на родине и затем продолжить его в университетах Индии, США, Германии, Англии. Получил степень доктора экономики и коммерции. С успехом сдал специальные экзамены на право адвокатской практики. Его имя было внесено в списки адвокатов в верховном суде Великобритании. В 20-е гг. в Индии он трудился в качестве преподавателя в ряде колледжей, адвокатом в Верховном суде Бомбея. В политическую деятельность включился с конца 20-х гг. ХХ в. Амбедкар добивался, чтобы проблема неприкасаемости решалась как социальная, отстаивал право неприкасаемых иметь свою собственную избирательную курию. Ему удалось создать организационные основы движения неприкасаемых в Индии как демократической самостоятельной силы. Амбедкар возглавлял различные политические организации низших каст (Ассоциацию угнетённых каст и пр.). Сторонник М. Ганди. В 1932 г. подписал соглашение, отвергнувшее отдельные избирательные курии для хариджанов, дав возможность Махатме Ганди прекратить голодовку. В 1942—1946 гг. — член Совета при вице-короле; 1947—1951 гг. — министр юстиции в правительстве Дж. Неру, один из главных составителей конституции Индии. Один из авторов индийской конституции 1950 г.

Балдев Сингх (1902—1961) — сикхский деятель. В 1942—1946 гг. — министр правительства Пенджаба; в 1947—1952 гг. — министр обороны Индии.

Банерджи, Сурендранатх (1848—1925) — деятель индийского национально-освободительного движения. Окончил Калькуттский университет. В 1876 г. основал в Бенгалии Индийскую ассоциацию — политическую организацию либерально-умеренного крыла индийского буржуазного национализма. Был одним из крупнейших лидеров бенгальского национального движения. Сыграл большую роль в объединении индийских национальных организаций, стал одним из основателей партии ИНК и одним из лидеров её умеренного крыла. В 1895 и 1902 гг. — председатель Конгресса, но в 1918 г. Банерджи с группой умеренных вышел из Национального конгресса и создал федерацию либералов. В 1921 —1923 гг.— министр правительства Бенгалии.

Безант Анни (1847—1933) — общественный деятель Индии. До 1893 г. занималась политической и публицистической деятельностью в Англии. В 1893 г. приехала в Индию, чтобы работать в Теософском обществе, президентом которого впоследствии стала. Во время Первой мировой войны основала Лигу гомруля и была интернирована. Тесно сотрудничала с ИНК. В 1917 г. — председатель Конгресса. В 20-х гг. отошла от индийского национального движения.

Бос Субхас Чандра (1897—1945) — деятель индийского национально-освободительного движения. Долгое время находился в тюрьме или изгнании. В 1924—1925 гг. состоял в партии свараджистов. С 1928 г. вместе с Дж. Неру — лидер «левых» в партии ИНК. В 1939 г. стал президентом ИНК. В конце 1938 г. выдвинул так называемый «План действий», намечавший предъявление английскому правительству ультиматума о предоставлении полной независимости. Но попытка эта закончилась его отставкой. Вслед за отставкой создал самостоятельную партию Форвард блок. После начала Второй мировой войны покинул Индию и создал в 1941 г. при содействии оккупировавших Бирму японцев "Правительство Свободной Индии" и в 1942 г. Индийскую национальную армию (ИНА), поставив целью свержение английского господства в Индии с помощью японских войск. Индийская национальная армия приняла участие в боевых действиях на стороне японского военного командования в Бирме, а в марте 1944 г. пересекла границу и вступила на индийскую территорию, где была остановлена англо-сипайскими формированиями. В августе 1945 г. погиб в авиационной катастрофе.

Бхаве Виноба (1895—1982) — последователь Махатмы Ганди, который в 1940 г. поручил ему возглавить кампанию гражданского неповиновения. После 1947 г. основал движение за передачу помещиками части своей земли беднякам.

Вивекананда Свами (Датт Нарендранатх, 1863—1902) —индийский философ-гуманист и общественный деятель, один из идеологов национально-освободительного движения. В 1897 г. основал религиозно-реформаторское общество "Миссия Рамакришны". Мировоззрение его и аскетический образ жизни оказывали большое влияние на современников.

Ганди Мохандас Карамчанд (1869—1948) — один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Еще при жизни его стали звать Махатма, что означает "великая душа", отдавая дань уважения вкладу Ганди в национально-освободительное движение и создание демократического индийского государства. Будучи слабым физически Ганди отказывался применять насилие в решение общественных проблем. Однако его учение, его нравственное влияние были по своим последствиям эффективнее, чем сотни битв. Его отец был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. В семье чтились обычаи индуистской религии. Получив в 1891 г. юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 г. занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893—1914 гг. служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. Именно здесь в Южной Африке он выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899—1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период он познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником. Вернувшись в 1915 г. в Индию он сближается с ИНК и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. Ганди и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства, но ненасильственными формами. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Ганди идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости. Поэтому ручная прялка стала символом его идеологии. Ганди боролся против всех проявлений английской политики «разделяй и властвуй», против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст «неприкасаемых» и др. В период подъёма национально-освободительного движения в Индии (1919—1922 гг.) Ганди возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. Однако в феврале 1922 г. руководство Национального конгресса по его предложению прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923 — 1928 гг. Ганди сосредоточил свою политическую деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института «неприкасаемых». В годы нового подъёма национально-освободительного движения (1929—1933 гг.) Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии и совершил «Соляной поход» (Англия наложила налог на соль, он повёл своих сторонников к морю, где они самостоятельно принялись выпаривать соль из морской воды). В 1931 г. Ганди пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; также он соглашался представлять конгресс на конференции «круглого стола». В сентябре 1934 г. Ганди заявил о выходе из Национального конгресса, но фактически оставался лидером Национального конгресса до конца жизни. Ганди неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах за «индивидуальные сатьяграхи» (например, в 1922—24, 1930—31, 1942—44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института «неприкасаемых» и пр.). Его сатьяграхи вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки. Во время II-й Мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Ганди выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946—1947 гг. он выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства — Индию и Пакистан. Ганди призывал к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 г. он был убит членом индусской шовинистической организации.

Гокхале Гопал Кришна (1866—1915) — видный умеренный деятель Конгресса. В 1884 г. окончил Элфинстонский колледж в Бомбее. До 1902 г. преподавал историю и политэкономию в колледже Пуны. Возглавлял «Общество граждан Пуны» — организацию умеренного крыла националистов в Махараштре. С 1889 г. член ИНК. В 1899 г. стал членом Законодательного совета Бомбея, в 1902 г. — Центрального законодательного совета при английском вице-короле в Индии. В 1905 г. — председатель Конгресса; основатель «Общества слуг Индии», выступавшего за социально-бытовые реформы.

Дас Чита Ранджан (Дешбандху — любимый народом, почетный титул, 1870—1925) — деятель национально-освободительного движения в Индии. Калькуттский адвокат. Происходил из богатой бенгальской помещичьей семьи. С 1901 г. участник национального движения в Бенгалии, принадлежал к левому крылу. В 1906 г. вступил в Конгресс. В 1908—1917 гг. отошёл от активной политической борьбы. В 1921—1922 гг. — председатель ИНК. Дас поддержал концепцию М. Ганди о достижении независимости Индии через сатьяграху и способствовал ее воплощению в жизнь в Бенгалии. Однако когда руководство ИНК во главе с М. Ганди отказалось от компромисса с колониальным правительством, развернув кампанию гражданского неповиновения по всей стране, внутри Национального конгресса сложилась фракция, лидером которой был Ч.Р. Дас, ставившая своей целью сотрудничество с колониальным правительством на парламентской основе. В 1923 г. Дас вместе с Мотилалом Неру создает партию свараджистов, принявшей активное участие в избирательной кампании и победила, добившись большинства в законодательной палате в Дели и в большинстве провинций Индии. В 1923 г. он возглавил “муниципальную корпорацию” Калькутты, назначил на различные должности в администрации молодых и талантливых активистов. Здесь впервые в Индии под редакцией Ч. Р. Даса выходит еженедельная газета муниципалитета, на страницах которой поднимались острые социальные проблемы города. В результате тяжелой болезни Дас скончался в июне 1925 г. Наследником и продолжателем дела Даса считал себя Субхас Чандра Бос.

Джинна Мухаммед Али (1876—1948) — политический деятель Индии и Пакистана. Родился в семье гуджаратского торговца, принадлежавшего к мусульманской касте ходжа. Получив в 1896 г. юридическое образование в Англии, до 1930 г. занимался адвокатской практикой в Бомбее. С 1906 г. член ИНК, где тесно сотрудничал с его умеренными деятелями — Г. Гокхале, Д. Наороджи, С. Найду. С 1912 г. одновременно принимал участие в деятельности Мусульманской лиги. Накануне и в годы I-й Мировой войны 1914—1918 гг. выступал за единство индусов и мусульман. В 1921 г. вышел из конгресса, считая его слишком радикальной организацией и осуждая проводимые М. Ганди кампании гражданского неповиновения. В 1928 г. на всепартийной конференции по выработке индийской конституции Джинна добивался предоставления мусульманам 1/3 мест в органах власти (в то время как они составляли 1/4 часть населения Индии) и введения куриальной системы выборов по религиозному признаку. В 1930—1934 гг. жил в Англии. В 1930—1932 гг. принимал участие в конференции «Круглого стола». С 1934 г. ведущий лидер Мусульманской лиги. В основном его политическая деятельность была направлена на защиту интересов мусульманской верхушки. Джинна — один из создателей теории «двух наций» в Индии — индусов и мусульман, которая основой определения нации считает религиозный признак. В 1940 г. под его руководством Мусульманская лига выдвинула требование выделения из Индии областей с мусульманским населением и создания из них государства Пакистан. В 1947—1948 гг. после раздела Индии был генерал-губернатором Пакистана. В Пакистане Джинну считают создателем государства и называют «Великим вождём» («Каид-и азам») и «Отцом нации».

Ирвин (1881—1959). В 1921—1922 гг.— заместитель министра по делам колоний; 1926—1931 гг. — вице-король Индии; 1938—1940 гг. — министр иностранных дел Великобритании.

Китчлу Сайфуддин (1885—1963) —деятель национально-освободительного движения в Индии. Руководил совместно с Сатьяпалом сатьяграхой в Пенджабе в 1919 г. Лауреат Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1952).

Криппс Р.С. (1889—1952), английский государственный деятель, лейборист. 1940—1942 гг. — посол Великобритании в Москве; 1942 г. — член военного кабинета, который в 1946 г. направил его с миссией в Индию.

Лиакат Али Хан (1895—1951), политический и государственный деятель Пакистана. Окончил университеты в Аллахабаде и Оксфорде. По профессии юрист. В 1923 г. вступил в Мусульманскую лигу, в 1936 г. стал её генеральным секретарём. В 1923 г. избран депутатом Законодательного собрания в Объединённых провинциях, затем Законодательного собрания Индии, где возглавил парламентскую фракцию Мусульманской лиги. С 1936 г.— генеральный секретарь Мусульманской лиги; в 1946—1947 гг. — член временного правительства; с 1947г.— премьер-министр Пакистана. В 1950 г. избран президентом Мусульманской лиги. Убит в Равалпинди. Материалы следствия не были опубликованы.

Малавия Мадан Мохан (1861 —1946) — аллахабадский адвокат и журналист. В 1880 г. основал просветительское общество "Хинду самадж", задачей которого являлась организация начального образования на хинди. Позднее видный деятель Индийского национального конгресса. В 1909 и 1918 гг. — председатель Конгресса; впоследствии занял проиндуистские позиции. Создал Националистическую партию, основал Бенаресский индуистский университет.

Маунтбэттен (1900—1979). В 1943—1946 гг. — верховный командующий вооруженными силами союзников в Юго-Восточной Азии; март—август 1947 г.— вице-король Индии; август 1947 — июнь 1948 г.— генерал-губернатор Индии.

Монтегю, Э. С. (1879—1924). В 1917—1922 гг. — министр по делам Индии; посетил Индию в 1918 г. и вместе с вице-королем лордом Челмсфордом разработал предложения, которые легли в основу реформ 1919 г.

Найду Сароджини (1879—1949), поэтесса и политический деятель. В 1925 г. — председатель Конгресса; 1947—1949 гг. — губернатор штата Уттар-Прадеш.

Неру Джавахарлал (1889—1964) — один из лидеров индийского национально-освободительного движения, политический и государственный деятель Индии. Сын Мотилала Неру. В 1905—1912 гг. учился в аристократической школе Харроу и в Кембриджском университете (Великобритания). В эти годы познакомился с идеями индийского национализма. В 1912 г. вступил в ИНК. На формирование общественно-политических взглядов оказали влияние Тилак и группировка так называемых экстремистов в ИНК. С приходом (после 1918) к руководству ИНК М. К. Ганди Неру стал его приверженцем и ближайшим сотрудником. В 1921 г. за антианглийскую агитацию в деревне подвергся первому аресту; всего в тюрьмах находился свыше 10 лет. В 1927 г. участвовал в Конгрессе угнетённых народов в Брюсселе, затем активно сотрудничал с созданной на этом Конгрессе Антиимпериалистической лигой. Был знаком с трудами К. Маркса и В. И. Ленина. В 1927 г. вместе с отцом посетил СССР, где участвовал в праздновании 10-летия Октябрьской революции. По мнению Неру, успешная национально-освободительная борьба на основе широкого вовлечения в неё народных масс должна вестись под лозунгом будущего глубокого социального переустройства Индии, главными элементами которого считал национализацию, ведущую экономическую роль государства и планирование народно-хозяйственного развития, проведение антифеодальных аграрных реформ и развитие сельскохозяйственной кооперации. Радикальные взгляды Неру способствовали выдвижению его с конца 1920-х гг. на роль одного из лидеров левого крыла ИНК. Он входил в состав руководящего ядра партии, с 1923 г. неоднократно избирался секретарём Исполкома, затем генеральным секретарём ИНК; в 1929—1930, 1936—1937, 1946, 1951—1954 гг. Неру — председатель ИНК. В 1929 г. на Лахорском съезде ИНК выдвинул программный лозунг «пурна сварадж» (полная независимость), участвовал в разработке первой экономической и социальной программы ИНК, принятой на съезде в Карачи в 1931 г. В 1938 г. возглавил Национальный плановый комитет (орган ИНК), разработавший программу экономического строительства в будущей независимой Индии. В 20—30-е гг. Неру неоднократно бывал за рубежами Индии, устанавливая связи индийского национального движения с антиимпериалистическими и антифашистскими силами в Западной Европе; активно выступал против фашистской агрессии в Эфиопии (Абиссинии) и Европе, в поддержку республиканской Испании и борьбы Китая против японской агрессии. В 1946 Неру вошёл во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром считался вице-король) и министра иностранных дел. Руководил работой Межазиатской конференции в Дели (1946). С момента образования независимой Индии Неру до своей кончины бессменно занимал пост премьер-министра и министра иностранных дел. С его именем связаны разработка и осуществление основных принципов внутренней и внешней политики Республики Индии, получивших название «курса Неру». По его инициативе и при его непосредственном участии были составлены важнейшие программные документы ИНК, предусматривавшие в экономической области развитие «смешанной экономики» при преимущественном росте государственного сектора и расширении государственного регулирования народного хозяйства. В 1955 г. на съезде ИНК в Авади по предложению Неру была принята программа построения в Индии «общества социалистического образца», а в 1959 г. на съезде в Нагпуре — программа завершения аграрных реформ. Он выступал за ограничение индийского крупного капитала. Будучи председателем Плановой комиссии, Неру принял непосредственное участие в составлении первых трёх пятилетних планов развития Индии (1951/52—1965/66). В области внешней политики Неру проводил политику «позитивного нейтралитета», направленную на борьбу за мир, международное сотрудничество, против угрозы воины, против неоколониализма и расизма. Он принял участие в разработке пяти принципов межгосударственных отношений — «Панча сила».

Неру Мотилал (1861—1931), деятель индийского национально-освободительного движения. Аллахабадский юрист. Неру М. стал членом Государственного совета при вице-короле Британской Индии перед началом Первой мировой войны. М. Неру воспринял во многом взгляды британских либералов и выступал за путь компромиссов и реформ к достижению Индией независимости. В годы Первой мировой войны он поддержал участие Индии в боевых действиях на стороне метрополии, надеясь, что британское правительство предоставит Индии возможность изменить свой статус и стать доминионом британской короны. Однако события 1919 г. и особенно апрельский массовый расстрел населения г. Амритсара, заставили его в значительной степени изменить свои политические взгляды. В 1919 и 1928 гг. — председатель Конгресса. Совместно с Дасом основал свараджистскую партию в Конгрессе и был лидером ее фракции в центральном Законодательном собрании. Автор проекта конституции Индии, в основе которого лежала схема статута доминиона (1928). В 1927 г. посетил СССР. В 1930—1931 гг. М. Неру, несмотря на преклонный возраст и многочисленные болезни, принял самое активное участие во второй кампании гражданского неповиновения.. Он пропагандировал экономический бойкот “иностранных товаров” на индийской земле, обучился ручному прядению.

Пал Бипин Чандра (1858—1932) — деятель индийского национально-освободительного движения. Журналист. В молодости — школьный учитель и проповедник идей общества Брахмо самадж. В 1886 г. стал членом ИНК. Выступал за массовую политическую борьбу против английского господства. Один из руководителей экстремистов в кампании против раздела Бенгалии в 1905 г. Развивал идеи создания независимой и экономически самостоятельной федеративной республики индийских народов. Поддерживал зарождавшееся рабочее движение в Индии. Во время I-ой Мировой войны — активный участник борьбы за самоуправление, член Лиги гомруля. В 1920 г. — редактор газеты Мотилала Неру «Индепендент». Из-за несогласия с программой Ганди вышел из Конгресса.

Прасад Раджендра (1884—1963) — политический и государственный деятель Индии. Родился в семье помещика. Образование получил в Калькуттском университете. Занимался адвокатской деятельностью. В 1911 г. вступил в ИНК. В 1917 г. проявил себя последователем Махатмы Ганди во время сатьяграхи в округе Чампаран (Бихар). В 1934, 1939 и 1947—1948 гг. — председатель ИНК. Неоднократно подвергался тюремному заключению. В 1946—январе 1948 г. находился в составе временного правительства Индии в качестве министра продовольствия и сельского хозяйства. В 1946—1950 гг. — председатель Учредительного собрания Индии. В 1950—1962 гг. — президент Индии.

Сатьяпал — пенджабский общественный деятель. Совместно с Китчлу возглавил в 1919 г. антиимпериалистическое движение в Пенджабе.

Тагор Рабиндранат (Тхакур Робиндронатх) (1861—1941) —индийский писатель и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии (1913). Занимался политическими и социальными проблемами Индии и в знак протеста против жестокой расправы в Амритсаре отказался от дворянского титула. Родился в семье Дебендранатха Тагора. Учился в Калькутте, затем в Лондонском университете. Печатался с 1875 г. В 1878—1880 гг. занимался в Англии литературой и музыкой. В 1884—1911 гг. Тагор секретарь религиозно-реформаторского просветительского общества Брахма самадж. Редактировал литературно-общественный журнал «Шадхода», где напечатал большинство своих художественных произведений, общественно-политических и литературных статей. Во время подъёма национально-освободительного движения 1905—1908 гг. стал одним из его руководителей, писал патриотические песни, а также издавал общественно-политический журнал «Бхандар». Когда движение вышло за рамки ненасильственной борьбы, Тагор отошёл от него и обратился к просветительской деятельности. Он призывал к единству всех индийцев независимо от их религиозной и кастовой принадлежности в борьбе за освобождение. Был противником религиозного фанатизма. В 1912—1913 гг. Тагор посетил Великобританию и США, выступал с лекциями об индийской философии и культуре. За книгу стихов «Жертвенные песни» (или «Гитанджали») ему присуждена Нобелевская премия. Его имя стало известным всему миру. В 20-х гг. ХХ в. гг. Тагор совершил поездки в Европу, Азию и Америку. Посещал Россию. Лирические стихи, которым свойственны гражданственность и романтическая приподнятость (например, "Гитанджали"), романы "Гора", "Дом и мир", повести, публицистика направлены против феодальных и религиозных пережитков, бесправия женщин, расовой дискриминации и кастовой системы, проникнуты идеями гуманизма и национального освобождения. Основал свободный университет в Шантиникетане («обитель мира»), где одно время училась И.Ганди.

Тилак Балгангадхар (1856—1920) — один из лидеров демократического крыла индийского национально-освободительного движения, учёный. Маратх. По образованию юрист. Начал общественно-политическую деятельность в 70-х гг. XIX в. Редактор журналов на английском языке и маратхи. Выступал за самостоятельное экономическое развитие Индии, одним из первых в индийском национальном движении выдвинул идею о необходимости вовлечения широких масс в освободительную борьбу. Стремясь объединить участников национального движения, он использовал элементы религиозного сознания. Тилак активно участвовал в деятельности ИНК, в период революционного подъёма 1905—1908 гг. стал общенациональным лидером революционных демократов («экстремистов») в ИНК. Тилак боролся за завоевание политической власти путем изгнания из Индии англичан всеми средствами, включая насильственные. Он готовил кадры индийских революционеров, призывал к революционному свержению колониальных властей, к созданию республиканского правительства «из представителей народа». Неоднократно подвергался тюремному заключению, а в 1908 г. — к 6 годам каторги. В знак протеста против этого приговора проведена Бомбейская демонстрация 1908 г. В 1914 г. Тилак активно участвовал в организации борьбы за гомруль. Тилак автор научных работ по индийской истории и философии.

Уэйвелл А.П. (1883—1950) — британский фельдмаршал (1943), граф (1947). Окончил Уинчестерский колледж, военную академию в Сандхерсте (1901) и штабной колледж (1910). Участвовал в I-ой Мировой войне. В 1916—1917 гг. был военным атташе при штабе русской Кавказской армии. С июля 1939 г. возглавлял командование британскими вооруженными силами на Ближнем Востоке. В начале II-ой Мировой войны руководимые им войска вначале одержали победы над итальянскими войсками в Киренаике и Восточной Африке, но затем потерпели поражения в Греции, на о. Крит и в Ливии, после чего Уэйвелл был назначен командующим войсками в Индии. В январе — марте 1942 г. — главнокомандующий союзными вооруженными силами в Юго-Восточной Азии, с марта 1942 г. — союзными силами в Индии и Бирме. С июня 1943 по февраль 1947 г. вице-король Индии. В июне 1945 г. под его руководством был составлен конституционный проект, предоставлявший Индии статус доминиона («План Уэйвелла»).

Хан Абдул Гаффар (1891—1988). Руководитель Конгресса в Северо-западной пограничной провинции; в 1929 г. основал добровольную организацию «Красные рубашки»; в 1947—1955 гг. находился под арестом в Пакистане.

Челмсфорд Фр. Дж. (1868—1933), лорд — английский политический деятель, в 1916—1921 гг. — вице-король Индии.

Шастри Шринивас — председатель общества "Слуги Индии" после смерти Гокхале. Один из лидеров Либеральной партии, стоявшей за сотрудничество с английским правительством. Занимал ряд видных административных постов. В 1927—1929 гг. был верховным комиссаром по делам индийцев в Южной Африке.

ТУРЦИЯ

Ататюрк Мустафа Кемаль (1881—1938) — основатель и первый президент (1923—1938) Турецкой республики. Фамилию Ататюрк (буквально — «Отец турок») получил от ВНСТ в 1934 г. при введении фамилий. Мустафа Кемаль родился в Салониках в патриархальной семье мелкого таможенного служащего, затем торговца лесом и солью Али Риза Эфенди и Зюбейде-ханым. Грамотная и набожная мать определила 6-летнего сына в религиозную школу. Но после смерти отца Мустафа поступил в военную школу и прошел все ступени подготовки офицера. Получив среднее военное образование в училищах Салоников и Монастира, Мустафа продолжил обучение в Академии Генштаба в Стамбуле. Здесь Кемаль стал членом исполкома тайного общества "Ватан". Вскоре оно было раскрыто, Мустафу в декабре 1904 г. арестовали и в январе 1905 г. сослали служить в Дамаск. В 1906 г. он организовал тайное общество "Ватан ве хюрриет" ("Родина и свобода"), действие которого предполагалось распространить в армейских частях Бейрута, Яффы и Иерусалима. В ноябре 1914 г. Кемаль был назначен командиром дивизии 1-й армии, оборонявшей столицу и проливы. Антанта готовила там серьезную операцию. В апреле 1915 г. ее войска заняли укрепления Галлиполийского полуострова. Кемаль энергично приступил к организации обороны, лично руководил сражающимися и отбил почти все атаки англичан и французов. В 1916 г. он стал генералом и получил титул паши. В 1918 г. Турция потерпела от Антанты сокрушительное поражение. Согласно Мудросскому перемирию Дарданеллы и Босфор оказались открытыми проливами и в дальнейшем подлежали оккупации вместе со Стамбулом. Страна утрачивала независимость. Члены триумвирата бежали, немцы эвакуировались из страны. Кемаля вызвали в столицу, и там он безуспешно попытался склонить султана, парламент и великого визиря к противостоянию англо-франко-итальянским силам. Турцию оккупировали войска Антанты. В мае 1919 г. Кемаль добился своего назначения инспектором 3-й армии в Самсуне, оккупированном англичанами. Сопротивление оккупантам в Анатолии уже приняло широкие масштабы. Кемаль проводил съезды «Общества защиты прав». Первый съезд западных организаций состоялся в июне 1919 г. в Балыкесире. После этого Кемаль, отказавшись от титула паши, организовал в июле — августе Эрзурумский съезд представителей этих обществ, а в сентябре — всетурецкий Сивасский съезд. Там был избран Представительный комитет из 16 человек во главе с Кемалем. Комитет обрел полномочия, в основе которых лежали защита независимости и неделимости страны в границах Мудросского перемирия, требование отставки правительства Ферид-паши. Но султана по-прежнему рассматривали как главу нации и халифата. Кемаль послал правительству прошение об отставке. Теперь он мог руководить восстанием в качестве гражданского лица. 23 апреля в Анкаре начал работать новый меджлис под руководством Кемаля. Между тем оккупанты продолжали делить Турцию и 10 августа 1920 г. в Севре подписали с султанским правительством договор, который низводил страну до положения придатка других держав. В результате почти весь народ перешел на сторону Кемаля. 5 августа 1921 г. ВНСТ назначило Кемаля верховным главнокомандующим с неограниченными полномочиями. Вновь проявился его полководческий талант. Месячное сражение на Сакарье закончилось поражением греков. ВНСТ присвоило Кемалю чин маршала и звание Гази. Спустя год он организовал контрнаступление. В сентябре 1922 г. Анатолия была освобождена от греческих войск, а после блестящей победы у Думлупынара Кемаль вступил в Измир. 11 октября было подписано Муданийское перемирие между Турцией и Антантой; в Стамбуле еще оставались оккупанты, но Восточная Фракия возвращалась туркам. На Лозаннской мирной конференции, длившейся с перерывом с 20 ноября 1922 г. по 24 июля 1923 г., турецкая делегация достигла главного: отстояла свою государственную независимость. 29 октября 1923 г. Турция была провозглашена республикой со столицей в городе Анкаре. Ее первым президентом стал Мустафа Кемаль. 3 марта 1924 г. ВНСТ ликвидировало халифат и выслало всех членов султанской династии из страны. 20 апреля 1924 г была принята новая конституция, закрепившая республиканский строй. С 1924 г. оппозицию возглавляла Прогрессивно-республиканская партия, организовавшая против Кемаля ряд выступлений. 3 июня 1925 г. она была запрещена, ее лидеров предали суду. В июне 1926 г. в Измире раскрыли заговор прогрессистов и бывших младотурок, которые хотели убить Кемаля. Их лидеры Джавид, К. Кемаль и другие были повешены. В первые годы военной революции Кемаль, рассчитывая на процесс капитализации, стремился опереться на крупный капитал, рождавшийся в стране. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. заставил Кемаля провести коррекцию экономических реформ. В 1932 г. Турция стала членом Лиги Наций, через два года вошла в состав Балканской Антанты наряду с Грецией, Югославией и Румынией. Конференция в Монтрё обеспечила Турции контроль над проливами. Кемаль весьма болезненно относился к оппозиции против установленного им диктаторского режима. Он понимал недостатки однопартийной диктатуры и пытался создать легальную оппозицию через организацию контролируемой им лично «другой» партии. Но этот опыт не удался, и до конца жизни Кемаля основанная им Народно-республиканская партия оставалась у власти. Из-за болезни печени и почек 10 ноября 1938 г. Кемаль скончался. По решению правительства Ататюрк был похоронен в Анкаре, которую он сделал столицей нового государства. Над его могилой сооружен мавзолей, постоянно охраняемый военнослужащими.

Инёню Исмет (р. 1884) — турецкий политический и государственный деятель. Родился в семье судьи. По образованию и профессии военный. В 1920 г. примкнул к Кемалистской революции и вскоре стал одним из ближайших соратников Мустафы Кемаля. Занимал посты начальника Генштаба и командующего Западным фронтом. В январе и марте 1921 г. турецкие войска под командованием Инёню (тогда Исмет-паша) одержали при селении Инёню победы над греческими интервентами. В 1934 г., при введении фамилий в Турции, в честь этих побед получил фамилию Инёню. После заключения Муданийского перемирия в 1922 г. был назначен министром иностранных дел и главой турецкой делегации на Лозаннской конференции 1922—1923 гг. С 30 октября 1923 по 1 ноября 1937 г. (с перерывом с 20 ноября 1924 по 3 марта 1925 г.) — премьер-министр. В 1932 г. посетил СССР. После смерти Ататюрка (10 ноября 1938) был избран председателем правящей Народно-республиканской партии и тогда же — президентом республики. Оставался на посту президента до мая 1950 г., после чего, вследствие поражения НРП на парламентских выборах, возглавил оппозицию в меджлисе. С октября 1961 по февраль 1965 г. — премьер-министр, затем — снова лидер оппозиции. 8 мая 1972 г. ушёл с поста председателя НРП.

Зия Гёкалп (Мехмет Зияя, 1876—1924) — турецкий поэт, историк, политик. Родился в турецком провинциальном Диярбакыре, где проживало немало курдов и армян. В раннем возрасте Гёкалп попал под влияние революционно настроенных политиков и мыслителей, для которых Диярбакыр являлся местом ссылки. С 1896 г проживал в Стамбуле, где поступил в Ветеринарную школу. Здесь он становится в ряды политической оппозиции и выступает за революционный путь свержения султанского режима, за идеи демократической конституции. Приговаривается к годичному тюремному заключению. После этого он был отправлен в ссылку в Диярбакыр. В 1908 г. Гёкалп был приглашен в Салоники на съезд партии «Единство и прогресс», и избран в состав ее центрального комитета. В I-ой мировой войны занимался различными социальными, правовыми и культурными проблемами. После войны арестован союзниками и вместе с другими турецкими националистами сослан на Мальту. После победы Мустафы Кемаля Ататюрка в 1921 г. Гёкалп получил возможность в Диярбакыр. Здесь он занимался преподавательской и журналистской деятельностью. В июне 1922 г. здесь же он начал издание еженедельного журнала, поддерживающего политику Мустафы Кемаля. Зия Гёкалп скончался 25 октября 1924 г. Гёкалп считается идеологом тюркизма. По мнению Гёкалпа, на протяжении веков тюрки утеряли многие из своих прежних традиций, воспринимая традиции других народов. Поэтому основной задачей всех тюрков является возвращение к своим корням, «познание самих себя», воссоздание «тюркской души» в чистом виде. При этом он идеализировал доисламское прошлое тюркских народов. По мнению Гёкалпа, важнейшим интегрирующим фактором для тюрков должен являться язык, и в языковой независимости он видел основное условие независимости политической. И язык в национальном государстве должен быть модернизирован, очищен от неразумных чуждых влияний. Гёкалп считал ненормальным, что в одном государстве уживаются фактически два языка: османский с большим количеством арабских и персидских заимствований и повседневный турецкий, на котором говорит большинство населения. Все социальные группы в его понимании должны были использовать один язык. Поскольку государство для Гёкалпа фактически являлось синонимом нации, он категорически выступал против многонациональных империй, обреченных на гибель. Исходя из этого, национальные государства должны поддерживать своих соплеменников в государствах многонациональных. Идеи Гёкалпа, таким образом, имели ярко выраженную тенденцию поддержки национальных движений тюркских народов в России, Персии и других странах. С политической точки зрения государство по Гёкалпу должно было представлять из себя национальную демократию, власть должна принадлежать не массе народа, а национальной элите, управляющей в интересах нации. Главным постулатом Зии Гёкалпа стала фраза: «Мы принадлежим к тюркской нации, к мусульманскому религиозному сообществу и европейской цивилизации». Труды: сборник статей «Тюркизироваться, исламизироваться, модернизироваться» (1918 г.), «Основы тюркизма» (1923 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: