Классификация ключевых поз в технике волейбола

Фадеев И.Б., Пьянзин А. И.

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия

При разучивании технических приемов в спортивных играх традиционно применяются два основных метода – целостное разучивание и разучивание по частям (целостное и расчлененное обучение).

При целостном разучивании занимающиеся выполняют технический прием сразу, без расчленения его на составные части. Это создает полное представление об изучаемом действии и создает логическую основу для формирования двигательного навыка. Обычно данный метод применяется при разучивании простых технических приемов, не сложных по структуре и выполнению. При разучивании по частям технический прием разделяется на отдельные составные части.

В то же время, в ряде видов спортивной (восточные единоборства, фигурное катание, синхронное плавание) и творческой деятельности человека (танцы, балет) обучение целостным двигательным действиям осуществляется через освоение ключевых поз, что и послужило основой «позного» метода обучения, предложенного в 1977 году Н.С. Романовым. Позный метод обучения технике бега, плавания, велоспорта, триатлона, гребли активно используется в практике обучения этим видам физических упражнений. Его суть заключается в определении ключевых поз двигательного действия. В основе лежит предположение, что движение человека представляет собой последовательную смену поз, в череде которых есть ключевые позы, предопределяющие биомеханику предшествующих и последующих движений.

В позном методе выделение элементов (ключевых поз) происходит с определением таких положений тела, в которых все силы взаимодействуют как единая система, а энергия действия (реализуемая в работе внешних сил) и энергия управления (реализуемая в работе силы мышц) могут использоваться наиболее эффективно.

В волейболе существуют свои благоприятные условия для эффективного использования внешних сил в перемещении тела и мяча, которые реализуются посредством и через специфические позы, существенные для техники данного упражнения.

Ключевые позы – это такие положения тела, в которых внешние силы интегрированы в движение максимально эффективно (через вес тела). Основными критериями для выделения ключевых поз из множества положений, через которые проходит тело во время движения, являются равновесие, потенциальная энергия и упругость.

В связи с этим, нами были выделены следующие ключевые позы при выполнении технических действий в волейболе: «поза упругости», «поза приема», «поза передачи», «поза выхода», «поза блока», «поза удара», «поза замаха», «поза подброса».

Рассмотрим каждую из этих поз.

«Поза упругости» (рис.1) – S-образное положение тела, согнутые в суставах конечности, проекция общего центра масс тела проходит через точку опоры, вес тела смещен на переднюю часть стоп.

Эта поза представляет собой наиболее компактное положение тела в наивысшей степени готовности к движению. В данном положении тело обладает максимальной потенциальной энергией, находясь в состоянии «сжатой пружины», когда все основные группы мышц готовы к работе. Подобные положения тела встречаются во многих видах спорта (рис. 2), связанных с необходимостью быстрых передвижений с переменой направления.

Рис. 2 – Поза упругости (слева) и варианты игровых стоек в теннисе, баскетболе, волейболе, футболе, хоккее

В этих положениях создаются оптимальные условия для начала движения, т.е. для вовлечения в движение внешних даровых сил (например, при принятии стойки баскетболиста, волейболиста, положения для высокого или низкого старта в беге, стартового положения в плавании и т.д.).

Поза упругости принята как базовая, поскольку остальные позы являются производными от нее.

«Поза приема» (рис. 3) – S-образное положение тела, согнутые в суставах конечности, проекция общего центра масс тела проходит через точку опоры, вес тела смещен на переднюю часть стоп. Плечи подняты, прямые руки выставлены вперед-вниз, локти максимально приближены друг к другу, предплечья супинированы, кисти вместе.

Положение игрока должно быть устойчивым. Поза приема отличается от позы упругости положением рук, необходимым для приема, гашения скорости летящего мяча, и выполнения первой передачи.

«Поза передачи» (рис. 4) – S-образное положение тела, на опоре (без опоры), согнутые в суставах конечности, на опоре (одна нога немного впереди), проекция общего центра масс тела проходит через точку опоры, вес тела смещен на переднюю часть стоп. Руки согнуты в локтях, кисти, слегка отведенные назад, находятся перед верхней частью лица, ладони развернуты внутрь, пальцы расставлены и напряжены.

Положение игрока должно быть устойчивым. Поза передачи отличается от позы упругости положением рук, необходимым для выполнения точной передачи. Кисти должны находиться, перед туловищем на уровне лба, что дает возможность выполнять передачи вперед, над собой и назад.

«Поза выхода» (на двух или одной ноге) (рис. 5) –двухопорное (или одноопорное) положение тела, плечи, согнутые руки (и маховая нога) подняты перед туловищем.

Поза формируется до начала полетной фазы прыжка за счет максимально высокого и быстрого подъема плеч, рук (и маховой ноги), а ее удержание в полете определяет восходящую траекторию движения тела.

«Поза блока» (рис. 6) –безопорное положение в верхней точке прыжка, туловище в вертикальном положении, прямые руки подняты перед туловищем, кисти слегка наклонены, пальцы расставлены и напряжены.

Представляет собой положение тела в наивысшей степени готовности к отражению быстро летящего над сеткой мяча. Расстояние между ладонями должно быть меньше диаметра мяча, чтобы он не выскочил между ними. Предплечья ставятся как можно ближе к сетке, чтобы мяч не прошел между сеткой и руками.

«Поза замаха» (рис. 7) – тело в двух опорном (или безопорном) положении, ноги на ширине плеч, левая (правая) впереди, туловище вертикально, бьющая рука согнута в локтевом суставе и отведена назад.

Поза замаха отличается от позы упругости положением бьющей руки в момент начала удара по мячу при выполнении подачи или нападающего удара.

«Поза удара» (рис. 8) – тело в двух опорном (или безопорном) положении, ноги на ширине плеч, левая (правая) впереди. Туловище вертикально, бьющая рука поднята верх перед туловищем ладонью вперед.

Поза удара отличается от позы упругости положением бьющей руки, в момент завершении нападающего удара.

«Поза подброса» (рис. 9) Двух опорное положение тела, ноги на ширине плеч, левая (правая) впереди. туловище вертикально, подбрасывающая рука поднята вверх перед туловищем.

Поза подброса отличается от позы упругости положением подбрасывающей руки в момент выпуска мяча при подбросе.

Следует отметить, что одна и та же поза может присутствовать в разных технических действиях волейболиста (табл. 1): поза подброса – при выполнении подачи, позы замаха и удара – при выполнении подачи и нападающего удара, поза выхода – при выполнении подачи, нападающего удара, передачи и блока (при условии выполнения этих действий в прыжке).

Данный факт говорит о том, что одни и те же составные компоненты, выстраиваемые в разной последовательности, лежат в основе формирования разных технических действий. Отсюда, освоение ключевых поз, как конструктивных элементов целостных технических приемов, дает возможность обучать одновременно нескольким схожим по своей двигательной структуре техническим действиям. Это, по нашему мнению, будет способствовать упрощению формируемого у обучаемого двигательного образа (представления), освобождению его от избыточной информации в процессе обучения.

Таблица 1 - Ключевые позы в технических действиях волейболиста

Позы подача нападающий удар передача прием блок
с места после перемещения в прыжке с места после перемещения в прыжке с места после перемещения с места после перемещения
в стороны вперед
упругости + + + + + + + + + + + +
подброса + + +                  
замаха + + + +                
удара + + + +                
выхода     + +     +       + +
передачи         + + +          
приема               + + +    
блока                     + +

РОЛЬ СПОРТА И ТУРИЗМА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Шарова Л. В.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия

Природа - это то, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые присущи исключительно человеку (и обществу), в природу не входят. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, "записывает" себя в нее.

В современном обществе природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, биологии, физики, химии. В связи с этим изучение динамики развития человека в естественных условиях и влияние этих условий на него представляются закономерными и интересными.

Один из таежных уголков природы Пермского края находится на северо-востоке нашей области у подножья Тулымского хребта. Это верховья реки Вишера. Горные ландшафты Урала здесь соседствуют с болотными комплексами, трехвековые кедры смотрятся в гладь лесных озер, многочисленные ручьи несут чистейшую воду. Зимой поля черничников согревает снежный двухметровый покров, а на нем, как на чистом листе бумаги, тут и там видны замысловатые узоры звериных и птичьих следов.

В этот уникальный уголок таежной природы и отправилась наша экспедиция (фото 1).

Фото 1. Первопроходцы

Март месяц – самое благоприятное время для посещения этих замечательных мест. Ночью температура воздуха опускается до отметки минус тридцать градусов по шкале Цельсия, зато днем весеннее солнце творит настоящие чудеса. В межгорных котловинах, закрытых от ветров, при желании, можно немножко позагорать, и это всего в шестистах километрах от Северного полярного круга.

Всего полвека назад оленеводы-манси пасли здесь стада численностью более тысячи голов. Охота, рыбалка, выделка шкур, вышивание бисером, изготовление атрибутов национальной одежды. Мясо, пушнина, кожевенные изделия обменивались на муку, сахар, крупы, порох. В 1897 году на территории Пермской области проживало 2390 манси. Сегодня в верховьях Вишеры проживает единственная семья Бахтияровых, последняя в европейской части России…

Одна из главных задач экспедиции проведение комплекса медико-биологических исследований на основе биоэнергоинформационных технологий, связанных с изучением адаптационных возможностей организма человека в условиях Севера [1, 2, 3, 4]. Применение АПК «Имедис-Фолль» позволило в целом решить задачу объективной и оперативной оценки состояния функциональной и адаптивной систем организма с помощью метода Вегетативного резонансного теста (ВРТ). Выявлена недостаточность следующих витаминов и микроэлементов: железо, кальций, фолиевая кислота, В12, витамин С.

Выбор оптимальной снегоходной техники и конструкции саней для использования в условиях горно-таежной местности – следующий аспект нашего путешествия. Транспортировка людей, научно-исследовательского оборудования, продовольствия и т.д. осуществлялась на специально изготовленных транспортировочных санях [6] для перевозки участников экспедиции, а также грузов; в том числе продуктов питания и медикаментов, как в лесных массивах, так и по замерзшим руслам рек. Сани состоят из платформы, соединённой с 4-мя независимыми друг от друга лыжами посредством продольно-трубчатых стоек и закреплённых на них пружинно-гидравлических амортизаторов (Шаров А.В., Шарова Л.В., патент РФ № 41447).

Конструктивной особенностью саней является установка опор на стойках с пружинно-гидравлическим амортизаторами. Кроме комфортной езды, опоры обеспечивают и безопасность движения, что особенно важно для адаптации пассажиров в сложных зимних условиях, например, часто повторяющихся тароссах. Гидравлические амортизаторы в совокупности с независимой подвеской четырех лыж способствуют быстрой езде, сохраняя постоянство контакта опор с поверхностью грунта, не допуская колебания пружинных элементов подвески, которые в других конструкциях входят в резонанс с раскачкой саней с возможным опрокидыванием.

Наиболее технически сложный участок маршрута – подъем на перевал, разделяющий Лиственничный хребет и Чувальский Камень. Перепад высот на ключевом участке составляет около 300 метров при крутизне склона до 25 градусов. Высота снежного покрова от двух метров в тайге до тридцати сантиметров в застругах плато Чувальского Камня.

Впервые этот отрезок маршрута был пройден на снегоходах в марте 2008г. Тогда же родилась идея принципиального усовершенствования конструкции саней, буксируемых снегоходами. В течение года А. В. Шаров произвел расчеты узлов будущей конструкции, выбрал оптимальный материал, выполнил необходимые чертежи, и в первых числах марта транспортировочные сани стояли под погрузкой в п. Вая. От рождения идеи до воплощения ее в металле прошел один год. С помощью чудо - саней, нам удалось в сложных погодных условиях Северного Урала транспортировать груз свыше 500 кг.

Вернемся снова к подножью Чувальского Камня. В нашем распоряжении снегоходы. Общий вес продуктов, медикаментов, бензина, измерительной техники и экспедиционного снаряжения составляет 400кг на одну снегоходную единицу. Трое участников большую часть маршрута проводят в санях, что увеличивает общую нагрузку до 600 кг. Если учесть тот факт, что превышение перевальной точки Северного Чувала над долиной реки Вишера составляет 555 метров, то вполне уместны аналогии с авиалайнером, который должен взлететь в воздушное пространство, имея на борту три бассейна, два концертных зала и одну дорожку для боулинга.

За неделю до нашего путешествия на плато Чувала пытались подняться три снегохода. Техника была изготовлена в США и Канаде, имела суммарную мощность двигателей порядка 250 л.с., что эквивалентно табуну лошадей в 1000 ног. Такой забавной единице измерения мы обязаны Алексею Бахтиярову, который весьма оригинально ответил на вопрос корреспондента центральной газеты, глубоко убежденного, что оленеводы умеют считать только на пальцах: ‑ «даже если в стаде более тысячи голов, я сначала считаю количество ног, затем в уме делю эту цифру на четыре». Так вот, ребята два дня прокладывали трассу по косогорам предвершинных взлетов, в результате иномарки оставили свои следы на плато Чувала, однако их прицепам не суждено было подняться выше отметки 600 метров над уровнем Балтийского моря.

Опыт прошлого года научил нас многому. В альпинизме существуют две школы, которых придерживаются восходители. Альпийский стиль – минимум необходимого снаряжения и скоростной маршрут до самой цели. Либо ты на вершине в рекордно короткие сроки, либо никто не гарантирует безопасное возвращение на базу. Другая школа – классика. Это планомерное движение вперед с установкой промежуточных лагерей, акклиматизация и челночная доставка необходимого снаряжения. Мы придерживались мудрого классического стиля. В то время, когда северо-восточный шквальный ветер не позволял выпрямиться в полный рост, мы подняли весь груз до отметки 700 метров, а затем спустились в долину, чтобы сделать фотоснимки искрящихся водотоков речки Курыксарки. Утром следующего дня, на грузовой площадке весь груз был перевезен на перевальную точку. Последним рейсом на плато Чувальского Камня были доставлены врач, медикаменты и сани. Ветер не позволил долго задерживаться на перевале. Через тридцать минут пути мы были на кордоне А. Бахтиярова, развешивая продовольствие на потолочных балках.

Последующие три дня стояла удивительная погода. Ветер стих, прозрачный морозный воздух позволял рассматривать вершины гор, удаленных на десятки километров. Утром минус тридцать четыре, днем минус пять, вечером минус двадцать. Фотоаппаратура сама выбрала для себя вариант съемки – десять минут греется, на двух снимках выдерживает необходимую экспозицию, затем снова требует плюс 36.6 по шкале Цельсия. Других вариантов просто не существовало.

На следующий день была пройдена «кругосветка» – кольцо вокруг горы Ишерим, протяженностью около сорока километров. Трудно передать словами то, что запечатлено на пленках наших фотоаппаратов. На западе огромной конской гривой протянулся Тулымский хребет, на севере – Муравьиный Камень, в котором отдельной двуглавой громадой взметнулся в небо массив Хусь Ойка. Это священная гора манси, уральский Эльбрус.

Самая северная точка нашего маршрута – кордон Мойва. На северо-востоке остаются неповторимые пейзажи Молебного хребта, а наш путь в сторону тридцатикилометровой лошадиной гривы Тулымского хребта.

На кордоне Бахтиярова мы встретились с главой семейства. Алексей отправил с нами весточки детям в поселок Вая и г. Красновишерск. Несколько снимков на прощание и мы мчимся дальше, в сторону Чувальского хребта.

Выводы:

1. Мы возвращаемся регулярно из суеты городов уже со студентами-экстремалами кафедры АиЛФК, т.к. - «Нельзя любить то, чего ты никогда не видел».

2. Физиологические наблюдения выбора экстремального вида спорта, привлекательного для студентов, выявил устойчивый интерес к занятиям снегоходным туризмом, работе с навигатором, знакомству с техническими средствами.

3. Установлено, что каждый студент в группах наблюдения пропустил в среднем 6,9 дня по причине заболевания за первый год обучения, тогда как во второй учебный год у студентов, начавших заниматься снегоходным туризмом, пропуски сократились в 2,04 раза и составили 3,4 дня. Произошло снижение частоты на (33,3 %) и продолжительности заболеваний (26,8 %), (p < 0,05).

4. Занятия снегоходным туризмом необходимо осуществлять после инструктажа по технике безопасности (ТБ), на подготовленных трассах, в соответствующей экипировке: на Северном Урале невозможно встретить совершенно одинаковые по крутизне, протяженности и формам рельефа горные склоны и хребты. Знание основ ТБ, инструкций по ТБ жизненно необходимо. Самонадеянность, незнание условий, где предстоит спуск либо подъем, могут стать роковыми.

5. Биоинформационные методы функциональной диагностики: ЭФИ БАТ, ВРТ-ТЕСТ − следует использовать в качестве мониторинга функционального состояния студентов для профилактики срыва механизмов адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Шарова, Л. В. Способ лечения и профилактики остеохондроза шейного отдела позвоночника. Патент на изобретение РФ № 2204374, 20 мая 2003 г.

2. Шаров А. В., Шарова Л. В. Патент РФ на транспортировочные сани № 41447, 2004.

3.Шарова Л.В. Оценка, коррекция и транспортировка людей в экстремальных условиях и чрезвычайных жизненных ситуациях / А. В. Шаров, Л. В Шарова // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (26–30 сентября 2011г.) «Медико-физиологические проблемы физиологии человека». – Ульяновск, 2011. – С. 302- 303.

4. Шарова Л. В. Оценка и результаты применения оздоровительных технологий у студентов вуза / А. В. Шаров, Л. В Шарова, Т. В. Абызова // Сборник материалов восьмой Международной научно-практической конференции (16-17 февраля 2012 г.) «Педагогический профессионализм в образовании». – Новосибирск, 2012. – С. 461- 469.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: