Умений детей 8-9 лет, занимающихся баскетболом

Тюрина Т. А.,Гущин Н. С., Худаев С. А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

Организация отбора – наиболее ответственный момент в комплектовании контингента учащихся детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Рациональная система отбора позволяет своевременно выявить задатки и способности детей, создать благоприятные предпосылки для более полного раскрытия их потенциальных возможностей, достижения духовного и физического совершенства и на этой основе - овладения высотами спортивного мастерства.

Для проведения рационального отбора необходимо знать, каким образом взаимосвязаны между собой показатели двигательной функции детей, и, прежде всего – показатели физических качеств и владения специфическими двигательными умениями.

В связи с этим целью нашего экспериментального исследования являлось изучение взаимосвязей уровня и динамики физической подготовленности с качеством усвоения специфических двигательных умений у детей 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом.

Для достижения цели исследования нами решались следующие задачи:

1. Изучить влияние исходного уровня физической подготовленности на качество усвоения специфических двигательных умений.

2. Изучить влияние конечного уровня физической подготовленности на качество усвоения специфических двигательных умений.

3. Изучить влияние исходного уровня физической подготовленности на конечные показатели физической подготовленности.

4. Изучить влияние темпов прироста физических качеств на качество усвоения специфических двигательных умений.

5. Изучить влияние исходного уровня физической подготовленности на темпы прироста физических качеств.

Решение задач исследования осуществлялось с помощью методов педагогического тестирования, педагогического эксперимента, и методов математической статистики.

Уровень развития физических качеств определялся с помощью комплекса тестов, дающих представление об уровне развития быстроты, скоростно-силовых качеств и специфических двигательных координаций.

Применялись следующие тестовые упражнения:

1) бег 20 м, с;

2) челночный бег 3 × 10 м, с;

3) прыжок в высоту с места по В.М. Абалакову, см;

4) прыжок в длину с места, см;

5) бег 300 м, с.

Уровень развития специфических двигательных умений определялся с помощью тестовых упражнений, рекомендованных ВНИИФК:

1) передача мяча с расстояния 1,5 м от стены за 30 с;

2) ведение мяча 40 м, с;

3) обводка области штрафного броска, с.

Количественный анализ экспериментальных данных проводился с помощью методов математической статистики. Применялись методика линейных корреляций и методика определения достоверности различий среднегрупповых значений.

Организация исследования. Для достижения цели исследования проводился педагогический эксперимент продолжительностью в один учебный год (с сентября 2010 по май 2011 г.). Опытно-экспериментальной базой исследования являлись ДЮСШ по баскетболу имени В.И. Грекова, средние общеобразовательные школы №№ 44, 49 г. Чебоксары.

В эксперименте приняли участие 45 девочек в возрасте 8 – 9 лет. Было создано три группы. Они состояли из детей физически здоровых, желающих заниматься баскетболом, по 15 человек в каждой. Содержание занятий формировалось на основании результатов анализа литературных источников, изучения нормативных документов и программ. Группы занимались по одному плану в объёме 368 часов в год. Из них: на гимнастику отводилось 22% времени, на лёгкую атлетику – 12%, на подвижные игры – 16% и комплексу игр и упражнений, подготовительных к баскетболу – 50%. Продолжительность занятий 90 минут 3 раза в неделю. С учётом двух обязательных в общеобразовательной школе уроков физической культуры испытуемые в общей сложности занимались по 5 – 6 часов в неделю.

В начале и по окончании педагогического эксперимента у всех испытуемых определялись показатели физических качеств.

Темпы прироста показателей физической подготовленности рассчитывались по следующей формуле:

ω = 100 (υ2 – υ1) / ½ (υ1 + υ2) % (1),

где ω – темпы прироста, υ1 и υ2 – соответственно исходный и конечный результаты по физической подготовленности.

Показатели специфических двигательных умений определялись только по окончании эксперимента.

Показатели физических качеств в начале и по окончании эксперимента, а также темпы их прироста в эксперименте приведены в таблице 1.

Как видно из приведенных в таблице данных, за период эксперимента произошли положительные изменения по всем показателям физической подготовленности детей.

Таблица 1 - Уровень и динамика показателей физических качеств девочек 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом в начале и по окончании педагогического эксперимента (М ± m), n=45

Тестовые упражнения Показатели физических качеств Прирост показателей Р
в начале эксперимента в конце эксперимента абсолютные значения в %
Бег 20 м, с 4,53 ± 0,04 4,3 ± 0,05 - 0,23 ± 0,04 4,8 < 0,001
Челночный бег, 3 × 10 м, с 10,4 ± 0,1 10,08 ± 0,11 - 0,32 ± 0,1 3,0 < 0,05
Бег 300 м, с 86,3 ± 1,3 78,3 ± 1,25 - 8,0 ± 1,25 9,3 < 0,001
Прыжок в длину с места, см 125,2 ± 2,7 133,3 ± 2,9 8,1 ± 2,7 6,3 < 0,05
Прыжок в высоту с места, см 21,5 ±0,5 24,75 ± 0,7 3,25 ± 0,5 21,5 < 0,01

Для определения потенциальных возможностей детей 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом, существенное значение имеет и то, насколько быстро развиваются их физические качества в процессе учебно-тренировочной деятельности.

Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что высокими темпами прироста отличались показатели скоростно-силовых качеств (прыжок в высоту с места, темпы прироста равны 21,5%) и скоростной выносливости (бег на 300 м, темпы прироста равны 9,3%).

Показатели специфических двигательных умений, отражающие уровень технической подготовленности испытуемых в конце эксперимента (после первого года обучения в ДЮСШ), представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели специфических двигательных умений девочек 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом (М ± m), n=45

Тестовые упражнения
ведение мяча 40 м, с обводка области штрафного броска, с передача мяча, раз
10,3 ± 0,08 14,7 ± 0,2 28,3 ± 0,64

В результате количественного анализа экспериментальных данных с применением метода линейных корреляций мы установили, что исходный уровень физической подготовленности оказывает существенное влияние на качество усвоения специфических двигательных умений, что проявляется в высоких коэффициентах корреляции по всем двигательным тестам (таблица 3).

Таблица 3 – Взаимосвязь исходного уровня физической подготовленности с показателями качества усвоения специфических двигательных умений, n = 45

Показатели качества усвоения специфических двигательных умений Показатели физической подготовленности:
бег 20 м, с прыжок в длину с места, см прыжок в высоту с места, см челночный бег 3 × 10 м, с бег 300 м, с
Ведение мяча 40 м, с 0,593   - 0,623   - 0,622 0,695 0,788
Передача мяча за 30 с, кол-во раз -0,490 0,581 0,546 - 0,753 - 0,597
Обводка области штрафного броска, с 0,573 - 0,586 - 0,595 0,646 0,779

Примечание: здесь и в таблицах 4-7 р < 0,05 при r > 0,273; р < 0,01 при r = 0,354

Наиболее высокий коэффициент корреляции наблюдается в проявлении взаимосвязи результатов бега на 300 м (скоростная выносливость) и скорости ведения мяча на дистанции 40 м (r = 0,788; р < 0,01).

Через год занятий баскетболом наблюдается усиление взаимосвязи показателей физической подготовленности и специфических двигательных умений (таблица 4).

Таблица 4 - Взаимосвязь конечного уровня физической подготовленности с показателями качества усвоения специфических двигательных умений, n = 45

Показатели качества усвоения специфических двигательных умений Показатели физической подготовленности
бег 20 м, с прыжок в длину с места, см прыжок в высоту с места, см челночный бег 3 × 10 м, с бег 300 м, с
Ведение мяча 40 м, с 0,752 - 0,711 - 0,711 0,763 0,839
Передача мяча за 30 с, кол-во раз -0,661 0,677 0,603 - 0,782 - 0,660
Обводка области штрафного броска, с 0,753 - 0,691 - 0,653 0,709 0,825

Изучение взаимосвязи исходных и конечных показателей физической подготовленности детей 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом позволяет нам выявить степень стабильности проявления физических качеств в процессе физической подготовки. Наиболее высокая стабильность наблюдается в проявлении скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места, r = 0,956; р < 0,01), а также двигательно-координационных способностей (челночный бег 3 × 10 м, r = 0,948; р < 0,01). В меньшей степени проявляется стабильность в развитии скоростной выносливости (бег 300 м, r = 0,890; р < 0,01) и скоростных качеств (бег 20 м, r = 0,850; р < 0,01).

Установлено достоверное влияние темпов прироста показателей физических качеств на показатели специфических двигательных умений (таблица 5).

Как видно из приведенных в таблице данных, показатели в тесте «ведение мяча 40 м» тесно связаны с показателями скоростных (r = 0,600) и скоростно-силовых (r = 0,587) качеств.

Таблица 5 – Взаимосвязь показателей темпов прироста физических качеств с показателями качества усвоения специфических двигательных умений, n = 45

Показатели качества усвоения специфических двигательных умений Показатели темпов прироста физических качеств
бег 20 м, с прыжок в высоту с места, см прыжок в длину с места, см челночный бег 3 × 10 м, с бег 300 м, с
Ведение мяча 40 м, с - 0,600 0,587 - 0,487 - 0,545 -0,535
Передача мяча за 30 с, кол-во раз 0,588 0,507 0,511 0,456 0,434
Обводка области штрафного броска, с - 0,627 0,534 - 0,539 - 0,505 - 0,476
Уровень технической подготовленности 0,605 0,528 0,502 0,482

В упражнении «передача мяча за 30 с.» наиболее высокая достоверная взаимосвязь проявляется с приростом результатов в скорости бега на 20 м (r = 0,588). Несколько в меньшей степени на результаты в этом упражнении влияют развитие скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости (r = 0,456 и r = 0,434 соответственно).

Качество выполнения обводки области штрафного броска в первую очередь зависит от прироста скорости в беге на 20 м (скоростные качества) и в меньшей степени от прироста показателей скоростно-силовых, двигательно-координационных способностей, скоростной выносливости.

Анализ результатов, приведённых в таблице 6, показывает, что темпы прироста физических качеств не зависят от исходного уровня физической подготовленности, то есть дети, имеющие более высокий уровень развития физических качеств, не обязательно обладают более высокими темпами их прироста.

Таблица 6 – Взаимосвязь исходных показателей физической подготовленности с показателями темпов прироста физических качеств, n = 45

Исходные показатели физической подготовленности Показатели темпов прироста физических качеств
бег 20 м прыжок в длину с места прыжок в высоту с места челночный бег 3 × 10 м бег 300 м
Бег 20 м, с - 0,239 0,038 - 0,500 - 0,303 - 0,441
Прыжок в длину с места, см 0,486 0,116 0,581 0,312 0,556
Прыжок в высоту с места, см 0,304 0,038 - 0,316 0,273 0,274
Челночный бег 3 × 10 м, с - 0,607 - 0,449 - 0,466 - 0,343 - 0,518
Бег 300 м, с - 0,508 - 0,344 - 0,531 - 0,438 - 0,280

Обобщая результаты исследования, можно заключить, что:

1) исходный уровень физической подготовленности оказывает существенное влияние на качество усвоения специфических двигательных умений. По мере повышения уровня физической подготовленности её взаимосвязь с качеством усвоения специфических двигательных умений становится всё более устойчивой, что проявляется в высоких коэффициентах корреляции по всем двигательным тестам;

2) в процессе физической подготовки наблюдается высокая достоверная степень стабильности проявления физических качеств, то есть дети с высоким уровнем физической подготовленности сохраняют своё преимущество после года занятий баскетболом;

3) при достаточно высоком развитии всех качеств наибольшее влияние на показатели качества усвоения специфических двигательных умений игры в баскетбол у девочек 8 – 9 лет имеют:

а) скоростные качества;

б) скоростно-силовые качества;

в) двигательно-координационные способности;

г) скоростная выносливость.

Поэтому в учебно-тренировочном процессе детей 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом, особое внимание следует уделять, прежде всего развитию скоростных, скоростно-силовых, двигательно-координационных способностей, так как от них в наибольшей степени зависит качество усвоения специфических двигательных умений;

4) темпы прироста физических качеств не зависят от исходного уровня физической подготовленности, поэтому на начальном этапе отбора было бы нерационально набирать в группы начальной подготовки только детей, имеющих высокие показатели физической подготовленности, поскольку темпы прироста могут быть выше у детей со средним и низким уровнями подготовленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: