double arrow

НАЧИНАЮЩИХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Якуш Е.М.

Белорусский государственный университет физической культуры,

Минск, Республика Беларусь

Роль подвижных игр в спортивной подготовке трудно переоценить. По существу речь идёт об использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технически сложных упражнений. Одновременно использование игры обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, где вместе с двигательными навыками развиваются физические качества [3,6]. И чем младше возраст занимающихся, тем больше времени отводится играм в занятиях. Подвижная игра помогает оживить и разнообразить тренировку. Эмоциональное переключение несет в себе эффект активного отдыха – это помогает восстанавливать силы, непосредственно в ходе занятий иоблегчает овладение материалом.

Игра – признанное средство общей и специальной физической, тактической и технической подготовки юных спортсменов [1, 4, 8]. Поэтому они занимают место обязательных, вспомогательных упражнений подготовки юных спортсменов. Желательно только, чтобы отбираемые подвижные игры были сходны с теми упражнениями, которые лежат в основе изучаемого виды спорта. Неоценимое достоинство игр состоит еще и в том, что их можно использовать в любых условиях и на любых этапах тренировок [3, 5]. С помощью подвижных игр можно с успехом решать все виды специальной подготовки: физической, технической, тактической и психологической [7]. В игре, как правило, физические качества развиваются комплексно. Но при необходимости могут совершенствоваться и избирательно.

Как показывает анализ научных данных, полученных в результате исследований в различных видах спорта, применение игрового метода в тренировочном процессе детей имеет ряд преимуществ [2]. Данный метод проведения занятий наиболее соответствует возрастным и функциональным особенностям детей. Однако практика применения игрового метода во время учебно-тренировочных занятий сводится лишь к проведению эстафет или самостоятельным играм занимающихся (в перерывах или перед занятием). Иногда проводятся специальные игровые занятия, но они включают в себя только такие игры, как баскетбол, футбол или регби. В учебных пособиях по лыжному спорту вопрос об использовании игрового метода в процессе начальной подготовки либо полностью отсутствует, либо изложен в плане общих рекомендаций.

В связи с этим, разработка методики применения подвижных игр для решения задачповышения уровня физической подготовленности и обучения техническим действиям начинающих лыжников-гонщиков, является весьма актуальной.

Целью исследования является обоснование методики использования специально подобранных подвижных игр в учебно-тренировочном процессе начинающих лыжников.

Задачи исследования:

1. Определить отношение тренеров к использованию в тренировочном процессе начинающих лыжников игрового метода.

2. Разработать методику использования специально подобранных подвижных игр в учебно-тренировочном процессе начинающих лыжников.

3. Выявить эффективность разработанной методики на учебно-тренировочных занятиях начинающих лыжников.

Предмет исследования – методика проведения учебно-тренировочных занятий с использованием специально подобранных подвижных игр на этапе начальной подготовки.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение специальной научно–методической литературы по проблеме исследования;

- анкетирование тренеров и занимающихся;

- педагогическое тестирование;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.

Организация исследования. Данное исследование проводилось в период с сентября по май 2011/2012 учебного года.

В анкетном опросе принимали участие 40 тренеров по лыжным гонкам, работающих с юными спортсменами и 20 начинающих лыжников экспериментальной группы. Педагогический эксперимент проводился с октября 2011 по май 2012гг. на базеДЮСШОР по лыжному спорту г. Логойска, в нем приняли участие 40 начинающих лыжников. Контрольную группу (КГ) составили 20 занимающихся (10 мальчиков и 10 девочек), экспериментальную группу (ЭГ) 20занимающихся – (11 мальчиков и 9 девочек). В контрольной группе учебно-тренировочные занятия проводились по общепринятой методике. В экспериментальной группе реализовываласьразработанная методика специально подобранных подвижных игр для начинающих лыжников.

Результаты исследования. С целью выявления мнения тренеров в отношении использования в тренировочном процессе начинающих лыжников игрового метода был проведен анкетный опрос. В нём приняло участие 40 тренеров (все тренеры имели высшее образование и стаж работы от 5 лет и более). Анкетный опрос тренеров дал следующие результаты.

Из числа опрошенных респондентов 67% применяют игровой метод каждое занятие, 7% один раз в неделю, 14% несколько раз в месяци 12% применяют игровой метод в зависимости от поведения занимающихся.

На вопрос о том, в какой части занятия чаще всего Вы используется игровой метод – 20% тренеров ответило в подготовительной, 67% в основной, 13% в заключительной.

На вопросы, касающиеся источников из которых тренеры выбирают игры, респонденты ответили следующим образом: – 54% подбирают игры из методических пособий, – 47% берут из разных книг, – 27% составляют сами, – 27% пользуются играми, которые предлагают дети;

На вопрос о том, принимаете ли Вы сами участие в играх,93% тренеров ответили утвердительно. Из них: – 7% так как детям интересно посоревноваться с тренером, – 54% пример тренера необходим, – 20% собственное желание тренеров, – 5%для поддержания эмоционального фона, – 7% любят спортивные игры). И лишь 7% не принимают участие, так как играть наравне не получится, а поддаваться не имеет смысла.

Ответы на вопрос, какие из перечисленных игр Вы, предпочитаете, использовать в вашей тренерской практике показал, что наибольший процент тренеров предпочитает в тренировочном процессе использовать – игровые эстафеты 74%, – спортивные игры 60%, – народные 14%, элементарно-спортивные 40% и подвижные игры 7%.

Кроме того 100% тренеров ответили, что в тренировочном процессе широко используют командные игры (футбол – 50%, баскетбол – 45%, волейбол – 5%).

На вопрос, какие игры на Ваш взгляд предпочитают Ваши ученики, тренеры ответили следующим образом – дети охотнее всего играют в – 20% имитационные игры, 20% элементарно-спортивные, 74% игровые эстафеты, 14% народные, 54% спортивные.

Таким образом, тренеры предлагают своим ученикам, в основном, самые простые варианты игрового метода: игровые эстафеты и спортивные игры.

На вопрос используют ли тренеры подвижные игры в зависимости от задач, решаемых на занятии, ответы значительно отличались друг от друга и не были конкретными. Исходя из этого, можно заключить, что абсолютное большинство тренеров не считают эффективным применение подвижных игр в работе с начинающими лыжниками.

Обобщая данные анкетирования, следует отметить, что 23% тренеров, работая с детьми начальной подготовки, используют игровой метод, прежде всего как средство мотивации к занятиям, 47% для развития физических качеств, 20% для совершенствования техники, 2% для улучшения внимания, 8% для разнообразия, и 2% по просьбе детей (рис. 1).

Для получения достоверных представлений об эффективности использования подвижных игр в работе с начинающими лыжниками гонщиками, нами проведено анкетирование начинающих лыжников экспериментальной группы в начале и в конце исследования.

В процессе целенаправленного использования подвижных игр в тренировочном процессе начинающих гонщиков выявлен рост посещаемости тренировочных занятий ЭГ с 35 % до 76 %.

Рис. 1. Применение игрового метода в тренировочном процессе начинающих лыжников по данным анкетного опроса тренеров

В начале педагогического эксперимента удовлетворение от тренировочных занятий испытывали 40 % занимающихся ЭГ, а в конце – 77,1 %.

Процент учащихся ЭГ, каждый день выполняющих утреннюю физическую зарядку, к концу педагогического эксперимента возрос на 32 %, а выполняющих 2-3 раза в неделю – на 16 %.

В повышении эффективности тренировочного процесса большое значение имеет умение самостоятельно выполнять физические упражнения. В начале педагогического эксперимента умели самостоятельно выполнять физические упражнения 44 % лыжников ЭГ, а в конце – 65 %.

Количество занимающихся, знающих свои физические способности и возможности, в ходе педагогического эксперимента возросло почти в 2 раза (на 39 %).

Высокий процент учащихся ЭГ, использующих активный отдых в выходные дни и во время каникул, наблюдался как в начале, так и в конце года.

На 25 % возросло количество учащихся ЭГ, составляющих для себя комплексы физических упражнений.

В течение 2011/2012 учебного года как в ЭГ, так и в КГ произошли положительные изменения в физической подготовленности.

Результаты математической обработки данных показали, что динамика физических кондиций в ЭГ и КГ имеет свои достоверные различия по некоторым показателям.

Для сравнения эффективности традиционных занятий и занятий по предложенной методике мы изучили достоверность разницы динамики уровня физической подготовленности детей ЭГ и КГ.

Результаты контрольных испытаний в сгибании и разгибании рук в упоре лежа, определяющие силовую выносливость, свидетельствуют о том, что осуществление учебного процесса по экспериментальной методике обеспечило улучшение результатов на 25,4%. Средний прирост показателей ЭГ достоверно превышает таковой контрольной группы по данному показателю в 2,5 раза.

Для оценки силовой выносливости брюшного пресса учащихся обеих групп использовался тест "Поднимание туловища из положения, лежа на спине за минуту". Общий прирост у учащихся ЭГ составляет 20,8 %, КГ – 16,4 %. Достоверного различия средних арифметических значений прироста в обеих группах не выявлено, хотя общее увеличение этого показателя достаточно весомо.

Прыжок в длину с места требует определенного развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей занимающихся. Результаты этого теста свидетельствуют, что значительный прогресс произошел в ЭГ: показатель увеличился со 163 до 178 см (10,5 %). В КГ улучшение составило всего 5,2 %. Статистический анализ результатов измерений позволил установить закономерный характер причин, вызвавших разницу в приросте скоростно-силовых качеств и координационных способностей начинающих лыжников обеих групп.

Оценивая результаты статической силовой выносливости (тест "Вис, на перекладине согнув руки"), можно с уверенностью говорить об эффективности деятельности по экспериментальной методике: в ЭГ наблюдается улучшение на 10,01 с (30 %). Прирост у лыжников контрольной группы меньше почти в 2 раза. Различие средних арифметических значений прироста силовой выносливости за 2011/2012 уч. год в обеих группах достоверно.

Гибкость, определяемая по наклону туловища из положения, стоя, в ЭГ возросла на 26,6 %, а в КГ на 21,4 %. Таким образом, наблюдается существенный прирост физической подготовленности по данному показателю в обеих группах. Сравнительный анализ не выявил достоверных различий в приросте уровня гибкости лыжников ЭГ и КГ.

Результаты в беге на 1000 м в большей мере зависят от функциональных способностей. К концу эксперимента наблюдается повышение уровня выносливости у лыжников ЭГ и КГ на 10,7 % и 4,6 % соответственно. Использованный нами метод статистических сравнений позволил установить, что наблюдаемое различие в приросте этой характеристики физической подготовленности в пользу ЭГ и является достоверным.

Анализируя полученные данные, можно утверждать, что занятия с использованием подвижных игр оказались более эффективными, чем по традиционной программе. Это наглядно видно при сравнении динамики физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп.

Больший прирост физических кондиций в ЭГ по пяти показателям находит свою интерпретацию в том, что экспериментальная методика более эффективна. Разносторонней физической подготовленности начинающих лыжников можно добиться благодаря правильно спланированной системе тренировочных занятий, обеспечивающих соразмерное повышение уровня развития физических качеств и функционального состояния.

Выводы:

1. Обзор научно-методической литературы по лыжному спорту показал, что вопросы обоснования методики использования подвижных игр с целью развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности лыжников на этапе начальной подготовки решены в недостаточной степени.

2. Анкетирование тренеров, подтвердиловажную роль игрового метода в тренировочном процессе начинающих лыжников и в тоже время показало, что подвижные игры используются крайне редко на этапе начальной подготовки.

3. Сравнение значений результатов тестирования физической подготовленности детей, участвующих в эксперименте, выявило достоверное преимущество начинающих лыжников-гонщиков, в учебно-тренировочном процессе которых на протяжении года целенаправленно использовались специально подобранные подвижные игры по сравнению с лыжниками,занимающимися в рамках традиционной методики.

4. Установлено, что разработанная и апробированная методика дает возможность повысить эффективность учебно-тренировочного процесса начинающих лыжников, обеспечивает повышение уровня физической подготовленности, дает возможность успешнее осваивать двигательные умения и навыки и может быть реализована тренерами в практической работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Былеева, Л. В. Подвижные игры: учеб.пособие для ин-тов физ. культуры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. − 5-е изд., перераб. и доп. − М.: Физкультура и спорт, 1982. − 224 с.

2. Возрастная физиология: учеб.для вузов: в 2 ч. / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. – М.: Владос, 2004. – Ч.1 – 301 с.

3. Демчишин, А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола.− К.: Здоровья, 1989. – 168 с.

4. Коротков, И. М. Подвижные игры в занятиях спортом / И.М. Коротков. – М.: Физкультура и спорт, 1971.– 120 с.

5. Манжосов, В. Н. Тренировка лыжников-гонщиков / В. Н. Манжосов. − М.: Физкультура и спорт, 1986. − 95 с.

6. Огольцов, И. Г. Тренировка лыжника-гонщика / И. Г. Огольцов. − М.: Физкультура и спорт, 1971.− 128 с.

7. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.

8. Подвижные игры: учеб.пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. − 229 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: