Образовательная деятельность по физической культуре

Абзалов Р. А.

Казанский федеральный университет,

Институт физической культуры, спорта

и восстановительной медицины

Казань, Россия

В понятийном аппарате теории физической культуры особое место занимает понятие «образование по физической культуре». Понятие физическое образование впервые было введено П. Ф. Лесгафтом. Он дал обширное определение данного понятия, где он раскрыл методы обучения, структуру обучения, этапы обучения. Вместе с тем данное понятие более детальному анализу было подвергнуто лишь в последние годы (Р. А. Абзалов 1999, Р. Х. Яруллин, 2003, Н. Г. Понамарев, 2003, Л. И, Лубышева 2011). В Советском энциклопедическом словаре (1980) дается следующее определение данного понятия: «Образование есть процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, как необходимые условия для подготовки человека к жизни и труду».

Крупный специалист в области физической культуры Л. П. Матвеев (1983), развивая идею образования по физической культуре, утверждал, что это есть системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Следовательно, все известные специалисты в области физической культуры сводили процесс образования к овладению двигательными умениями и навыками, а также к приобретению знаний в области физической культуре.

На наш взгляд это неполное определение понятия образование по физической культуре, а лишь начальный этап образовательной деятельности. Педагогический образовательный процесс, как нам кажется, состоит из двух частей: первое – овладение двигательными умениями, навыками и связанными с ними знаниями; второе – обучать других тому, чему обучали данного человека.

Исходя из вышеизложенного, нами предложен следующий вариант определения поняьтия «образование по физической культуре» (Абзалов Р. А. 2002). Образование по физической культуреэто есть часть общего образования, процесс формирования физической культуры личности.

Во-первых, ни в одном определении предыдущими авторами не указываются, что образование по физической культуре – есть часть общего образования, что крайне существенно для понимания места и сути образования по физической культуре в системе образовательной деятельности. Образование в средних учебных заведениях, высших учебных заведениях содержит как основную часть образования по физической культуре, которая дается специальным предметом физической культуры в школе и физической культуры в ВУЗе. Это явление можно проследить наиболее типично на примере образовательной деятельности в высших специальных физкультурных учебных заведениях. На младших курсах основное внимание уделяется двигательной подготовленности по многим видам спорта. По мере продвижения в процессе обучения в Вузе теоретическая подготовка усиливается, одновременно в высших физкультурных заведениях учебным планом предусматривается, начиная с третьего курса педагогическая производственная практика, на которой студенты делают сначала первые шаги, затем уверенные попытки по обучению учащихся различных классов тем физическим упражнениям, которым их обучали. Можно утверждать, если педагогическую практику студенты не проходят, не обучаются специальным навыкам по обучению учащихся двигательной деятельности, их нельзя назвать образованными в области физической культуры и спорта. Поскольку на начальных этапах образовательной деятельности учащихся и студентов вооружают умениями, навыками и знаниями, то их можно считать только обученными. Образованными, студентов высших учебных заведений можно называть только, когда они проходят полный цикл обучения, сдают государственные экзамены и получают документ о высшем образовании.

Образовательная деятельность по физической культуре и спорту состоит из двух взаимосвязанных частей: первое – обучение физическим упражнениям, с целью выработки двигательных умений и навыков, иногда и двигательных умений высшего порядка; второе – вооружить обучающихся специализированными знаниями. Следовательно, в основе физкультурной грамотности лежит формирование культуры движений человека, а также его теоретическая подготовка, умение анализировать физические упражнения. На протяжении всего периода обучения в вузах процесс формирования физической культуры личности характеризуется следующими закономерностями: студенты на первый курс поступают, имея определенный уровень двигательной подготовленности, ибо без этого поступать в специализированные вузы нельзя. На младших курсах процесс интенсивной двигательной подготовленности продолжается, начиная с третьего курса, как правило, большинство студентов резко уменьшают двигательную подготовку. В этих условиях студенты начинают заниматься теоретической подготовкой. Следовательно, образуются своеобразные ножницы: с одной стороны замедление двигательной подготовки, с другой усиление теоретической подготовки. Когда этот процесс нарушается ввиду слабой теоретической подготовки специалистов, а двигательная подготовленность не улучшается, тогда с годами специалист оказывается в затруднительном положении. Преподаватель по физической культуре показывать физические упражнения на высоком техническом уровне не в состоянии, анализировать и объяснять физические упражнения не научился, в этих условиях ему очень сложно продуктивно вести процесс обучения.

Если это происходит в общеобразовательной школе, когда учащихся не обучают знаниям в области физической культуры, то это отражается на физическом здоровье учащихся. Они не понимают сути физических упражнений, следовательно, ими не занимаются, это ведет к физкультурной безграмотности населения. Социологическими исследованиями было установлено, что большое количество людей молодого поколения, да и среднего возраста не владеют техникой правильной ходьбы и правильного бега.

Таким образом, из-за недостаточной физкультурной грамотности у людей развивается недостаточная двигательная активность, что в свою очередь негативно отражается на их физическом здоровье.

Литература

1. Абзалов, Р. А. Теория физической культуры (курс лекций) / Р. А. Абзалов. – Казань: Матбугат йорты, 2002. – 206 с.

2. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы /Л. И. Лубышева, В. А. Романович. – М.: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2011. – 236 с.

3. Понамарев, Н. Г. Развитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04 / Н. Г. Пономарев. – М., 2003.

4. Яруллин, Р. Х. Педагогические детерминанты эффективности образования школьников по физической культуре: монография / Р. Х. Ярулли. – Казань: Дом печати. – 2003. – 167 с.

Особенности физического воспитания суворовцев и кадетов

Архипов Е. Ю. Файзериев Л. Р.

Казанское СВУ,

Казань, Россия

Достижения современной цивилизации изменили жизнь людей, облегчили не только физический, но и умственный труд. В то же время появились болезни, которые так и называют болезнями цивилизации. Рост заболеваний сердца и сосудов был характерен лишь для высокоразвитых стран с высоким промышленным потенциалом, с условиями труда способствующими бездеятельности мышц и нервному напряжению человека.

Уменьшение двигательной активности и общей физической нагрузки создает условия, способствующие детренированности организма, снижению адаптационных возможностей, и, тем самым делает уязвимым при действии неблагоприятных факторов.

Задача преподавателя при проведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Организм человека в любых изменившихся условиях стремится сохранять постоянство внутренней среды (гомеостазис). Сохранение гомеостазиса очень важно, ибо его грубо нарушение не совместимо с жизнью. Вся жизнь человека, в особенности школьников, представляет собой бесконечную цепь потрясений внутренней среды организма, постоянных нарушений гомеостазиса. В ходе этих потрясений мобилизуются, совершенствуются адаптационно-регулятивные механизмы, способствующие сохранению гомеостаза. Чем дольше организм способен сохранять высокий уровень приспособления, тем дольше он будет жить.

Высокий уровень жизнедеятельности может поддерживаться только за счет утомления в ходе выполняемой работы. Без напряженной деятельности, без утомления невозможна стимуляция восстановительных процессов, т.е. работа живой системы - не только трата, но и пополнение энергетических потенциалов. Все это дает биологическое обоснование профилактическому использованию активного двигательного режима в жизнедеятельности школьников.

Физическая культура в школьном возрасте имеет особенно большое значение для формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических качеств в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

При организации занятий с суворовцами необходимо учитывать особенности, оказывающие дополнительную нагрузку на организм обучающихся. Адаптация к воинской службе, климатические факторы, наличие среди воспитанников лиц с замедленным темпом биологического развития, разная функциональная и физическая подготовленность, большой объем физической нагрузки в процессе учебной деятельности, наличие значительного статического компонента в деятельности.

Закаливание - как средство профилактики болезней. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Нервная система является наименее развитой из всех систем молодого организма. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают, бодрость, улучшают настроение. Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

Расширение физкультурно-массовой работы и улучшение его является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование стремления к физическому самосовершенствованию. Решение этой проблемы во многом зависит от умения использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.

Ведь знание своего организма, его возможностей, принципов развития природных данных и приобретения необходимых умений и навыков позволяет детям намного быстрее стать сильными, быстрыми, выносливыми, ловкими, физически совершенными. И формировать эти знания необходимо с самого раннего возраста.

Сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: повышает мотивацию к занятиям физическими упражнениями, увеличивает эффективность овладения программным материалом, дает основу для самостоятельных занятий физическими упражнениями, создает предпосылки для освоения программ по другим предметам.

Таким образом, проблема разработки системы воспитания в области школьной физической культуры в последнее время все больше привлекает внимание специалистов.

Увеличение количества занятий физической культурой и спортом ставит задачу не только вовлечения большого числа детей в спортивные группы, но самое главное улучшение здоровья и функционального состояния подрастающего поколения. Физическая активность имеет важное значение для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения устойчивости организма.

Оценивая в целом рост физической подготовленности школьников, можно сказать, что он обусловлен комплексным влиянием морфологических, педагогических, психологических факторов.

Организация физического воспитания в общеобразовательной школе не позволяет поддерживать оптимальный двигательный режим для школьников в должной мере развивать физические качества, что приводит к патологическим изменениям в опорно-двигательном аппарате, недостаточному развитию основных систем организма ребенка, высокому уровню заболеваемости. Количество часов, отводимых программой на физическую культуру, недостаточно, следовательно, необходимо создавать спортивные секции по различным видам спорта. Особое внимание следует уделять детям 10-11 лет, так как этот период является сенситивным для большинства физических качеств. В этом возрасте происходят не только интенсивные морфологические преобразования и закладка будущего уровня развития физических качеств, но и формируются основы здорового образа жизни, воспитывается потребность в определенном двигательном режиме.

Для эффективного управления педагогическим процессом по физическому воспитанию целесообразно регулярно проводить тестирование основных двигательных качеств и определять не только исходный уровень подготовленности, но и темпы прироста. Объективная оценка уровня развития двигательных качеств детей должна проводиться на основании комплексного исследования, которое должно включать антропометрию, исследование функциональных систем организма, педагогическое тестирование и динамометрию основных групп мышц. На основании динамики результатов исследований, необходимо корректировать образовательно-оздоровительный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: