Управлении физическим воспитанием студентов

Кожанов В. И., Анисимов Н. И.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

Предмет «Физическая культура» обладает рядом существенных отличий от других учебных дисциплин:

1) она является одним из важнейших компонентов целостного развития личности студентов;

2) специфическими результатами ее изучения являются здоровье и высокий уровень физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей организма;

3) эти результаты во многом зависят от наследственно обусловленных особенностей организма студентов;

4) достижение этих специфических результатов невозможно без организации систематических занятий физическими упражнениями в течение всего семестра;

5) достижение этих результатов возможно через усвоение студентами различных по содержанию видов физических упражнений.

Поэтому практическая реализация разработанных в общепедагогической литературе подходов к рейтинговому контролю физического воспитания студентов должна обязательно учитывать особенности преподавания «Физической культуры» как учебной дисциплины.

В целом, обзор научно-методической литературы показывает, что вопросы научно-методического обоснования специфических педагогических условий эффективной организации рейтингового контроля при обучении предмету «Физическая культура» остаются к настоящему времени малоисследованными, что препятствует его внедрению в педагогическую практику.

Это обуславливает актуальность проблемы нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: при каких педагогических условиях применение системы рейтингового контроля приведет к существенному повышению эффективности управления физическим воспитанием студентов.

С учетом этого цель исследования заключалась вопределении и экспериментальном обосновании педагогических условий применения системы рейтингового контроля, содержания и результатов учебной физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающие существенное повышение эффективности управления физическим воспитанием студентов.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой эффективность управления физическим воспитанием студентов существенно повысится, если разработать и практически реализовать систему рейтингового контроля, учитывающую:

· социогуманитарную направленность учебной дисциплины «Физическая культура»;

· более широкие возможности варьирования содержания физкультурного образования с учетом интересов студентов;

· необходимость систематических занятий для достижения значимых результатов в уровне развития физической культуры личности;

· зависимость уровня и динамики физической подготовленности от наследственно обусловленных задатков двигательных способностей личности каждого студента;

· значимость обратной информации по параметрам оперативности, полноты, объективности и точности для стимулирования и программирования студентами самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Для достижения цели исследования с учетом содержания сформулированной нами гипотезы решались следующие частные задачи:

1. Раскрыть теоретические и методические основы применения системы рейтингового контроля в управлении учебно-познавательной деятельностью студентов вузов.

2. Определить критерии развития физической культуры личности, средства и методы их измерения и оценивания.

3. Разработать систему рейтингового контроля в условиях модульной организации физического воспитания студентов и определить педагогические условия ее эффективного применения.

4. Экспериментально обосновать эффективность реализации системы рейтингового контроля в физическом воспитании студентов.

Результаты исследования. На основе анализа научно-методической литературы нами выделены педагогические условия эффективности применения педагогического контроля в физическом воспитании студентов. К ним относятся:

1) ведущая роль развивающей функции контроля по отношению к остальным его функциям;

2) оценка уровня и динамика развития физической культуры личности в целом и ее отдельных слагаемых на основе метрической шкалы измерений;

3) модульный принцип организации физического воспитания;

4) адекватность содержания контроля стратегической целевой направленности физического воспитания на формирование физической культуры личности;

5) интегрирование результатов оценивания отдельных критериев с учетом их значимости в развитии и функционировании физической культуры, как целостной личностной характеристики;

6) профессиональная готовность преподавателей к эффективному применению контроля в физическом воспитании;

7) минимальный уровень нормативных требований по каждому критерию в сочетании с оптимальными нормативными требованиями к значениям интегральной оценки;

8) учет в качестве одного из критериев аттестации индивидуальных темпов развития физических качеств;

9) единство контроля преподавателя и самоконтроля;

10) создание атмосферы гласности результатов контроля;

11) минимальная задержка обратной информации о ходе и результативности физического воспитания;

12) простота и оперативность применения методов контроля;

13) единство оперативного, текущего, промежуточного и итогового видов контроля.

Наиболее полная реализация этих условий обеспечивается применением системы рейтингового контроля, осуществляемого на основе модульного принципа организации физического воспитания.

Рейтинг определятся в литературе как сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени по определенным правилам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Определение рейтинга осуществляется посредством рейтинговой системы оценивания, которая представляет собой совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, обеспечивающих обработку информации по количественным и качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов для присвоения персонального рейтинга каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

На основе модульного принципа организации учебного процесса нами разработан сетевой план график изучения учебной дисциплины «Физическая культура», предполагающий проведение текущего контроля после изучения каждого элемента теоретического и методического модулей и серии из 8 практических занятий, направленных на усвоение содержания физкультурного модуля. По окончании учебного семестра проводится промежуточный контроль. Изучение дисциплины завершается итоговым контролем.

При разработке технологии применения системы рейтингового контроля в физическом воспитании студентов нами в первую очередь были выделены критерии качества усвоения учебного материала.

Все критерии подразделены на две группы: результативные и процессуальные.

К результативным критериям относятся:

1) качество усвоения знаний;

2) качество усвоения умений и навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;

3) уровень развития физических качеств;

4) темпы развития физических качеств;

5) результаты участия в соревнованиях.

В качестве процессуальных критериев нами учитывались:

1) посещаемость учебных занятий;

2) посещаемость занятий в спортивных секциях, физкультурно-оздоровительных клубах;

3) участие в спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

В отношении каждого из критериев разработаны соответствующие шкалы оценивания.

Качество усвоения теоретических и методических знаний, умений и навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями оценивается по 20-балльной шкале. Для получения зачета студент должен набрать по каждому из этих критериев 10 баллов.

Уровень развития физических качеств оценивается по 20-балльной прогрессивной шкале с учетом результатам выполнения 7 тестовых упражнений: 1) бег 100 м; 2) подтягивание на перекладине (мужчины) и сгибание-разгибание рук в упоре лежа (женщины); 3) в висе поднимание ног до касания перекладины (мужчины), поднимание в сед и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (женщины); 4) прыжки в длину с места; 5) бег 3000 м (мужчины) и бег 2000 м (женщины); 6) наклон вперед из основной стойки; 7) челночный бег 3 по 10 м.

При оценивании физических качеств учитывается средний балл по всем тестовым упражнениям. Для получения зачета студент должен был набрать не менее 5 баллов.

Темпы развития физических качеств за учебный семестр оцениваются по 10-балльной шкале. Одним из условий сдачи зачета является сохранение студентом имеющегося уровня физической подготовленности.

Результаты участия в соревнованиях, посещаемость учебных занятий и занятий в спортивных секциях, физкультурно-оздоровительных клубах, участие в спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях оценивается по 20 балльной шкале. Средний результат по этим критериям рассматривается, как рейтинговый показатель развития мотивационного ценностного отношения студентов к занятиям физическими упражнениями и включается в общую рейтинговую оценку.

В таблице 1 приводится максимальное количество баллов (130 баллов), которое может набрать студент по результатам рейтинговой оценки по всем критериям и минимальное количество баллов отдельно по каждому по каждому из критериев, необходимое для получения зачета.

Таблица 1 – Максимальные и минимальные значения оценок по критериям

развития физической культуры личности студентов

Критерии развития физической культуры Значения критериев
минимальное максимальное
1. Теоретические и методические знания    
2. Умения и навыки организации самостоятельных занятий физическими упражнениями    
3. Уровень развития физических качеств    
4. Темпы развития физических качеств    
5. Посещаемость учебных занятий    
Мотивационно-ценностное отношение к занятиям физическими упражнениями 6. Результаты участия в соревнованиях по различным видам спорта с учетом их масштаба  
7. Посещаемость занятий в спортивных секциях, физкультурно-оздоровительных клубах
8. Участие в спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях в качестве участника, судьи, организатора с учетом их масштаба
       

Для получения зачета студент по критериям «теоретические и методические знания» и «умения и навыки организации самостоятельных занятий физическими упражнениями» должен набрать 70 % от максимально возможной суммы баллов, т.е. по 14 баллов по каждому критерию.

Одним из условий усвоения учебного материала в соответствии с требованиями «Примерной учебной программы по физической культуре» является регулярность посещения учебных занятий. Поэтому при определении общей суммы баллов, необходимой для получения зачета, мы по критерию «посещаемость учебных занятий» включили 20 баллов.

Таким образом, общая сумма баллов, необходимая для получения зачета, составляет 58 балла.

Для практического обоснования эффективности применения системы рейтингового контроля в физическом воспитании студентов нами был проведен формирующий педагогический эксперимент продолжительностью в один учебный год с участием 2 учебных групп студенток 1-го курса факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Полную программу эксперимента выполнили 44 человека, из них в контрольной группе – 24 человека, в экспериментальной – 20 человек.

Учебный процесс по предмету «Физическая культура» осуществлялся в контрольной группе на основе традиционного подхода к педагогическому контролю, в экспериментальной группе – на основе разработанной нами системы рейтингового контроля.

У испытуемых обеих групп измерялись показатели: теоретических и методических знаний в области физической культуры; умений и навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями; физических качеств; посещаемости учебных занятий; участия в соревнованиях.

Полученные данные были оценены с применением разработанной нами рейтинговой шкалы.

Установлено, что наиболее высокие баллы по результатам первого семестра были набраны испытуемыми обеих групп по показателю посещаемости учебных занятий (около 17 баллов). На второй позиции находятся баллы, набранные студентками по показателям развития физических качеств (от 14,70 до 15,90 балла), далее находятся баллы, набранные студентками по качеству усвоения знаний (от 12,11 до 12,34 балла), умений и навыков (от 11,34 до 12,06 балла). Несколько ниже баллы, набранные студентками по показателям посещаемости занятий в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных клубах (от 10,12 до 10,51 балла).

Обращают внимание низкие рейтинговые баллы, отражающие участие студенток в спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях в качестве участника, судьи, организатора с учетом их масштаба (от 2,44 до 2,57 балла), и темпам развития физических качеств (от 1,04 до 1,67 балла). Первое говорит о том, что студентки игнорируют подобного рода мероприятия. Второе свидетельствует о том, что уровень физкультурно-спортивной активности студенток недостаточен для существенного повышения их физической подготовленности.

Сравнительный анализ показателей испытуемых обеих групп по окончании первого семестра выявил преимущество студенток экспериментальной группы в уровне развития всех компонентов физической культуры. Различия по двум критериям: «темпы развития физических качеств» «участие в спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях в качестве участника, судьи, организатора с учетом их масштаба» достоверны на 5% уровне значимости, различия по остальным критериям наблюдаются на уровне тенденции.

Рейтинговые оценки студенток обеих групп по всем критериям, выявленные по окончании второго семестра, существенно различаются: испытуемые экспериментальной группы получили достоверно лучшие оценки по всем критериям развития физической культуры, а именно:

1) качества усвоения теоретических и методических знаний (15,18 балла против 12,34 балла студенток контрольной группы);

2) качества усвоения умений и навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями (15,27 балла в против 12,06 балла у студенток контрольной группы);

3) посещаемости учебных занятий в семестре (31,27 занятий против 28,06 балла у студенток контрольной группы);

4) показателей развития физических качеств – результатов в беге на 100 м (16,92 с против 17,21 с студенток контрольной группы); в подтягивании из виса лежа (17,76 раза против 15,64 раза у студенток контрольной группы); в поднимании в сед и опускании туловища (43,34 раза против 37,12 раза у студенток контрольной группы); в прыжках в длину с места (183, 93 см против 174,24 см у студенток контрольной группы); в беге на 2000 м (677,12 с против 688,04 с у студенток контрольной группы); в наклоне вперед из основной стойки (16,51 см против 13,94 см у студенток контрольной группы); в челночном беге 3 по 10 м (9,02 с против 9,15 с у студенток контрольной группы);

5) темпов прироста показателей физических качеств результатов: в беге на 100 м (0,30 с против 0,08 с студенток контрольной группы); в подтягивании из виса лежа (3,70 раза против 31,64 раза у студенток контрольной группы); в поднимании в сед и опускании туловища (8,79 раза против 3,61 раза у студенток контрольной группы); в прыжках в длину с места (14,00 см против 3,99 см у студенток контрольной группы); в беге на 2000 м (18,30 с против 5,49 с у студенток контрольной группы); в наклоне вперед из основной стойки (3,62 см против 0,94 см у студенток контрольной группы); в челночном беге 3 по 10 м (0,25 с против 0,09 с у студенток контрольной группы);

6) посещаемости занятий в спортивных секциях, физкультурно-оздоровительных клуба (21,31 занятий в экспериментальной против 15,06 занятий в контрольной группе);

7) участия соревнованиях и в физкультурно-оздоровительных мероприятиях (2,49 раза в экспериментальной против 0,79 раза в контрольной группе).

Сравнение средней рейтинговой оценки, полученной студентами по окончании первого семестра (69,25 балла – в контрольной, и 78,11 балла – в экспериментальной) с предлагаемыми нами нормативными оценками, необходимыми для получения оценки «удовлетворительно» (58 баллов), оценки «хорошо» (80 баллов) и оценки «отлично» (100 баллов), свидетельствует о ее высокой дифференцирующей способности.

Достижение минимального уровня возможно для всех студенток при усвоении содержания учебной программы, вместе с этим, как показали результаты нашего исследования, в условиях разработанной нами системы рейтингового контроля в рамках модульной организации учебного процесса подавляющее большинство студенток могут достичь уровня 100 баллов, т.е. получить оценку «отлично» по предмету «Физическая культура».

Обращает внимание, что наиболее высокий прирост рейтинговой оценки у студенток экспериментальной группы наблюдается, начиная со второго учебного семестра (от 78,11 до 99,49 балла). Мы объясняем этот факт наличием некоторой инерционности в восприятии студентками технологии рейтингового контроля. В первом семестре они только знакомились с особенностями системы рейтингового контроля и не могли сразу приспособиться к его требованиям: работать систематично, уделять больше внимания самостоятельным занятиям физическими упражнениями, не пропускать без уважительных причин учебные занятия. Во втором семестре они осознали значимость выполнения этих требования, что отразилось в более высоких значениях рейтинговой оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: