Образовании студентов-первокурсников вуза

Липатова И. Ф., Иванова Э. Н., Сорокина О. Г.

Чувашский государственный университет им. И. Н.Ульянова,

г. Чебоксары, Россия

Проводимые реформы в современной российской системе высшего образования глубоко затронули актуальные проблемы студенческой молодежи. Предъявляются повышенные требования к личности обучаемого, качеству знаний, умений и навыков, его адаптации к условиям непредсказуемо меняющейся жизни, значимости здоровья, высокой работоспособности и постоянной двигательной реабилитации [1]. Важнейшая роль в общем и профессиональном образовании студентов вузов принадлежит физическому воспитанию, физической культуре и массовому спорту, которые как социальные и ценностные составляющие способны формировать и преобразовывать личность, ее двигательный потенциал, приумножать здоровье человека, повышать работоспособность, продлить творческое долголетие и обеспечить организацию здорового образа жизни студентов [2, 3, 4].

Итоги медицинского осмотра первокурсников, проводимого в начале учебного года, свидетельствуют о том, что среди поступившей в вуз молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, дефектами зрения и нервно-психическими отклонениями. Особо значимым является тот факт, что физическая подготовленность значительной части студентов-первокурсников характеризуется недостаточным уровнем развития физических качеств и сформированности двигательных умений и навыков.

Результаты анкетирования первокурсников показывают, что степень включенности студенческой молодежи в физкультурную практику в свободное от учебы время является незначительной. Более половины (61,2 %) из них не занимаются физическими упражнениями. Только 18,1 % регулярно используют различные средства физической культуры в своей повседневной жизни, остальная часть занимается без определенной системы.

Понятно, если не компенсировать недостатки физического развития в студенческие годы, то к концу обучения можно получить специалиста с достаточным уровнем профессиональных знаний, но с плохим здоровьем и слабой физической подготовленностью. Последнее может явиться серьезной преградой для эффективной реализации в последующей самостоятельной профессиональной деятельности полученных в вузе знаний.

Согласованность организованных академических занятий по физической культуре с самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельностью может явиться решением многих задач в сфере физического воспитания студентов вузов, связанных как с повышением их физической подготовленности, так и с улучшением состояния здоровья. Степень адаптации первокурсников к вузовским условиям в значительной мере зависит от того, насколько оптимальна технология рационального сочетания учебных и самостоятельных форм занятий с первых дней обучения в вузе. В будущем это формирует правильную мотивацию студентов к занятиям физической культурой.

Академические занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза, выделяют теоретические и практические формы. Для обеспечения оптимальной непрерывности и эффективности физического воспитания лекции для первокурсников должны быть направлены на формирование физкультурно-спортивной активности студентов, повышение уровня знаний и умений для организации самостоятельных занятий физической культурой, овладение студентами основными способами самоконтроля при занятиях физкультурой.

Практические занятия должны иметь заметно выраженную комплексную направленность с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Наряду с этим закреплять умения правильно составлять индивидуально ориентированные комплексы для развития физических качеств, подбирать и выполнять необходимые для этого упражнения, дозировать физические нагрузки и распределять объем двигательной активности по различным формам занятий физической культурой.

Предложенный комплексный подход к согласованию организованных лекционных и практических учебных занятий дает возможность привлечь студентов-первокурсников к системно управляемым самостоятельным формам занятий. Если на начальном этапе обучения это происходит по заданию преподавателя (домашнее задание), то впоследствии самостоятельная физическая активность в свободное от учебы время наблюдается на основе полной добровольности и инициативы (по желанию). Немаловажное значение в формировании устойчивого интереса студентов первого курса к самостоятельным занятиям физкультурой имеет активное привлечение их уже на начальном периоде обучения к спортивным мероприятиям, как массового, так и соревновательного характера.

Программа учебных занятий по физическому воспитанию должна быть взаимосвязана с самостоятельной физкультурной деятельностью студентов. Так, например, если на учебных занятиях ставится задача по развитию и совершенствованию скоростно-силовых способностей, то для закрепления и совершенствования полученных умений и навыков нужно выполнять самостоятельно комплекс физических упражнений, разработанный для развития данного физического качества.

На наш взгляд, для развития основных физических качеств необходимо использовать в первую очередь тренировочные упражнения, дающие по возможности наибольший эффект прямого положительного переноса на тестовые упражнения, которые, в свою очередь, характеризуют у студентов уровень развития основных физических качеств и жизненно важных навыков.

Рациональное соотношение организованных учебных и самостоятельных форм занятий физическими упражнениями ежегодно должно расти в пользу самостоятельных занятий. Например, если на первом курсе на организованные учебные занятия отводится 6 часов, на самостоятельные занятия физической культурой – 4–6 часов в неделю. На втором курсе на организованные учебные занятия – 4 часа, на самостоятельные занятия физической культурой – 6–8 часов в неделю и т. д. С развитием разнообразных форм самостоятельных занятий можно подойти к оптимальному объему физических нагрузок (10–12 часов в неделю) до конца обучения в вузе. Таким образом, восполнится недостающий объем занятий физической культурой и произойдут существенные благоприятные изменения в показателях физического развития, физической подготовленности и состоянии здоровья у студентов. Наряду с этим повысится активность студентов в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой во внеучебное время, что укрепит интерес и стремление студентов к здоровому образу жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауэр, В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В. Г. Бауэр // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С. 50–56.

2. Барчуков, И. С. Физическая культура: учеб. пособие для вузов / И. С. Барчуков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 255 с.

3. Виноградов, П. А. О современной концепции развития физической культуры и спорта / П. А. Виноградов // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. – Челябинск, 1997. – Ч. 1. – С. 15–35.

4. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: