Лыжная подготовка студентов общеподготовительных групп на основе игрового метода

Мараховская О. В., Красавина В.Ф.

Омский государственный технический университет,

Омск, Россия

Физическая культура в вузе является обязательной учебной дисциплиной федерального компонента, что подчеркивает ее значимость в формировании гармоничного развития и здоровья будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки. Организация работы по физическому воспитанию регламентируется законодательными, инструктивными и программными документами, определяющими основную направленность, объем и содержание учебных занятий [1, 2].

В период обучения в высших учебных заведениях раскрываются способности и задатки студентов; происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов; развиваются сенсорно-рецептивные, психомоторные функции; наблюдается наибольшая пластичность в образовании навыков; в основном завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. Все это подчеркивает, с одной стороны, наличие высоких потенциальных возможностей студентов, а с другой – необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения [3, 4].

Студенческий период жизни – это последняя в рамках государственных программ обучения, возможность получения базовых знаний, умений, навыков по организации самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельности. Подобный опыт не вполне осознается и по достоинству не оценивается в молодости; практически же он определяет одну из сторон культуры личности выпускника ВУЗа.

Физическая подготовленность студентов характеризуется степенью развития таких основных качеств как: сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость и координация. Уровень развития вышеперечисленных качеств, а также функциональных систем организма занимающихся особенно в период обучения в ВУЗе способствует созданию здоровой основы для проявления одаренности личности, успешному овладению профессиональными знаниями. Полученные в результате занятий по физическому воспитанию они могут быть легко перенесены в другие области деятельности и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях [6].

Многие авторы в своих работах, опираясь на социологические исследования, отмечают сниженный уровень физической подготовки студентов, слабый интерес к своему здоровью, физической культуре и спорту [5].

В последние годы в процессе физического воспитания в вузах широко используется внедрение в учебный процесс спортивных специализаций, исходя, из желаний студентов заниматься каким – либо видом спорта и предыдущего опыта занятий в детских юношеских спортивных школах, что в целом не противоречит требованиям государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Поэтому зачисление студентов первого курса в учебные группы по видам спорта осуществляется с учетом их интереса и хорошей спортивной и физической подготовленности.

Студенты, не проявившие себя в какой-либо спортивной специализации, направляются в группы общей физической подготовки. Чаще всего занятия для них проводятся по рекомендуемой государственным стандартом учебной программе с общепринятыми обязательными разделами: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание, соответственно выделенным часам.

Однако в связи с недостаточной оснащенностью спортивно-технической базы в большинстве учебных заведений для этих групп занятия, как правило, проводятся на улице круглый год [7]. В основном – это общеразвивающие и силовые упражнения, кросс, футбол (осенью и весной), а также обязательной является лыжная подготовка - в зимний период.

В то же время, раздел лыжной подготовки – это особый вид спортивной деятельности, требующий достаточно высокой координации движений, выносливости, что требует специального обучения.

Вопрос повышения интереса студентов к учебным занятиям по физической культуре в настоящее время является не менее важным, чем сохранение здоровья, высокой общей работоспособности, так как только этот фактор может способствовать активизации их собственных усилий в процессе обучения.

Одним из эмоциональных приемов преподавания в учебном процессе по физическому воспитанию для создания творческой активности и заинтересованности на учебных занятиях, является включение в их содержание подвижных игр [8].

При этом подвижные игры – это не только средство, но и способ комплексного совершенствования движений в усложненных вариативных условиях [9].

Как показывают результаты проведенного нами анализа данных специальной литературы подвижные игры и игровые упражнения включают в процесс физического воспитания не только дошкольников, школьников, но и студентов с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. При этом значимымыми факторами эффективности их применения являются подбор игровых заданий, продолжительность их выполнения, условия игровых упражнений, структура игровых действий, распределение и осуществление контроля со стороны педагога за игровой деятельностью занимающихся [10].

В этой связи разработка технологии лыжной подготовки в физическом воспитании студентов на основе игрового метода является актуальной проблемой.

Цель исследования – поиск путей совершенствования эффективности лыжной подготовки на основе игрового метода в физическом воспитании студентов групп ОФП.

Методы и организация исследования. Для изучения показателей, характеризующих уровень физического развития, а также оценки координации движений и устойчивости вестибулярных реакций, морфофункциональных показателей и физической подготовленности студентов был использован ряд традиционных методов исследования: анализ научно–методической литературы, анкетирование и интервьюирование, педагогические наблюдения и эксперимент, антропометрические измерения, определение физической работоспособности по степ–тесту и внешнего дыхания. Для измерения эмоционального состояния в период интенсивной физической и психологической нагрузки использовалась методика САН (самочувствие активность, настроение), разработанная сотрудниками Ленинградской военно-медицинской академии (В. А Доскин, 1973).

Под наблюдением в течение 2-х лет находилось 100 студентов – юношей групп ОФП и 25 студентов специализации «лыжные гонки». В экспериментальной группе (ЭГ) – 50 человек занимались по разработанной нами технологии, в контрольной группе (КГ-1) – 50 человек, в соответствии с базовой программой для высших учебных заведений. Вторую контрольную группу (КГ-2) – 25 человек составили студенты спортивной специализации «лыжные гонки». Занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю на 1-2 курсе и один раз на 3-4 курсе

Анализ физической подготовленности у данной категории студентов показал более низкие результаты по сравнению со студентами спортивных специализаций, т.е. выявил недостаточность развития физических качеств.

Однако стремление студентов к физическому совершенствованию (50%), выявленное по ответам на разработанную нами анкету, обязывает преподавателя искать пути подбора оптимальных видов физической культуры, приближенных к спортивной деятельности для этой категории студентов с целью повышения гармоничности развития, адаптационного потенциала даже в неприспособленных условиях, то есть проведения занятий на улице. В условиях Сибири это должна быть лыжная подготовка, ввиду значительного периода снежного покрова. При этом необходимо отметить, что этот вид является обязательным в программе по физическому воспитанию.

Основным направлением занятий по лыжной подготовке в экспериментальной группе было обучение и совершенствование техники лыжных ходов на основе игрового метода.

Н. А. Бернштейн [11] доказывает, что скорость формирования и прочность двигательного навыка зависят от объема, специфики и сенсорной информации, поступающей в центральную нервную систему. Движения, выполняемые в режиме, близком к статическому, запоминаются менее эффективно, чем движения, характеризующиеся выраженной последовательностью различных фаз двигательного акта. В этом отношении игровые упражнения создают благоприятные условия для совершенствования двигательного анализатора, воспроизведения пространственных, временных и динамических параметров движений.

Игры на лыжах, эстафеты проводились с целью обучения и совершенствования техники лыжных ходов и развития физических качеств.

Результаты и их обсуждение. Свидетельством положительного воздействия разработанной технологии на организм студентов групп ОФП явились показатели оценки психоэмоционального их состояния. Так, анализируя результаты, полученные в ходе исследования, можно сделать вывод, что у большинства студентов занятия лыжной подготовкой способствуют хорошему самочувствию, настроению, активности. Однако более высокий и достоверный уровень настроения отмечен в ЭГ с 5-го занятия, что связано с включением метода подвижных игр на лыжах, оказывающего положительное воздействие на студентов.

Одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания является величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ), отражающая вентиляционную способность их при занятиях лыжной подготовкой. Результаты исследования показателей внешнего дыхания представлены в таблице 1.

Установлено, что фактическая ЖЕЛ, выявленная у студентов в начале эксперимента, составляла в среднем около 4000 мл в экспериментальной и контрольной группах и достоверно увеличилась в конце эксперимента в экспериментальной группе.

Для оценки фактической жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), зависящей от веса, роста, и возраста, нами был проведен расчет должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ) по методике (А. Д. Дембо, 1976), согласно, которой в норме ФЖЕЛ составляет от 85% до 115%.

В начале эксперимента отношение ФЖЕЛ к ДЖЕЛ составило от 78% до 81% в контрольной и экспериментальной группах. Это свидетельствует о некотором недостаточном развитии потенциальных возможностей системы внешнего дыхания у студентов групп ОФП.

В конце эксперимента этот показатель достоверно улучшился – до 95 % (Р<0,001) в экспериментальной группе. В контрольной группе изменения незначмы – от 79 до 81 %.

Таблица 1 - Показатели внешнего дыхания студентов, Х±т

Показатели Период исследования ЭГ (n=50) Ро КГ (n=50) Ро Ро между ЭГ иКГ
ФЖЕЛ, мл   3795±118 <0,001 3700±116 >0,05 >0,05
  4850±90,2 4000±60 <0,05
ДЖЕЛ, мл   4770±103 <0,05 4640±112 <0,05 >0,05
  4800±50 4800±40 >0,05
ФЖЕЛ/ДЖЕЛ, %   79±3 <0,001 79±3 >0,05 >0,05
  95±2 81±1 <0,05
Жизненный индекс,мл/кг   58±1,2 <0,001 57±1,1 <0,05 >0,05
  68±0,9 62±0,7 <0,001

Примечание: 1 – начало эксперимента, 2 – конец эксперимента

Жизненный индекс, характеризующий функциональные возможности дыхательного аппарата, до начала эксперимента был равен примерно 57 мл/кг при норме не менее 65-75мл/кг, что говорит о недостаточности рзвития функции внешнего дыхания у юношей.

В конце эксперимента было выявлено достоверное увеличение (Р<0,001) с 58 до 68 мл/кг в экспериментальной группе и с 57 до 62 мл/кг в контрольной группе (Р<0,05). Это говорит о значительном повышении функциональные возможностей дыхательного аппарата у студентов в процессе занятий лыжной подготовкой на основе игрового метода.

Таким образом, обучение студентов технике лыжных ходов на основе игрового метода способствует повышению качества их усвоения в относительно короткий срок (15-20 занятий).

Использование игрового метода улучшает психофизическое состояние и уровень мотивации студентов общеподготовительных групп, как к организованным, так и самостоятельным занятиям лыжной подготовкой.

Включение, ходьбы на лыжах в учебный процесс по физическому воспитанию студентов общеподготовительных групп, способствует улучшению адаптационных возможностей организма занимающихся, что проявляется в повышении физической подготовленности, выносливости дыхательной мускулатуры и резистентности к простудным заболеваниям.

Литература

1. Пономарев, Г. Г. Государственные образовательные стандарты в области физической культуры и спорта: проблемы и перспективы совершенствования / Г. Г. Пономарев // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 12. – С.9 – 14.

2. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений. – М., 2000. – С.8 –17.

3. Лубышева, Л. И. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева, Г. М. Грузных // Теория и практика физической культуры. – 1991. – №6. – С. 9 – 12.

4 Зайцев, Г. К. Стратегия понимания физического воспитания студентов / Г. К. Зайцев // Теория и практика физической культуры. – 1994. – №7. – С. 26 – 28.

5. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С. 184 – 193.

6. Ефимов, А. А. К вопросу об эффективности программ по физическому воспитанию в вузах / А. А. Ефимов, В. Д. Еднак // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи: тез. докл. Междун. науч. - практ. конф. – Минск, 1995. – С. 20 – 21.

7. Бирюков, Н. А. Совершенствование организационных форм физического воспитания студентов / Н. А. Бирюков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: материалы международ. науч.-практ. конф. – Омск. – СибГАФК, 1998. – Ч.II. – С. 148 – 149.

8. Геллер, Е. М. Игра и ее роль в физическом совершенствовании человека / Е. М. Геллер. – М., 1990. – 214 с.

9. Сухолозова, М. А. Игры как вид активности человека на занятиях по физической культуре / М. А. Сухолозова, Е. В. Бутакова // Физическая культура и спорт в 21 веке. Сб. науч. тр. Вып. 3 Волжский. – 2006. – С. 333 – 336.

10. Рекутина, Н. В. Игровой и соревновательный метод обучения. Их применение в формировании двигательных навыков и умений / Н. В. Рекутина // Спортивные танцы. – М.: РГАФК, 2000. – Бюл. №7 – С. 20 – 23.

11. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Просвещение,1991. – 197 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: