double arrow

В процессе физического воспитания в вузе


Калина И. Г.

Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета

в г. Набережные Челны,

Набережные Челны, Россия

Современная ситуация, характеризующаяся кризисными явлениями в различных сферах общественной жизни (социальное расслоение населения, сложности на рынке труда и занятости, отсутствие равных шансов на получение достойного образования, медицинских и других услуг, деформация духовных и нравственных ценностей, проявления терроризма и др.), меняет привычные стереотипы общения, поведения и отношения к действительности у значительной части молодёжи нашей страны. Страх и неуверенность в себе, межличностные и внутриличностные конфликты, обусловленные недостатком опыта и неумением конструктивно решать проблемы, приводят к повышенному уровню тревожности, неадекватной самооценке, порождают неврозы и депрессии, стремление уйти от реальности, что в большей степени характерно для молодых людей с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями.

Образование, как ни один другой социальный инструмент, отвечает за состояние общества в целом и каждой личности в отдельности. Поэтому в процессе обучения в вузе студент должен не только получать набор необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности знаний, но и сформировать ряд социально значимых и необходимых личностных качеств, характеризующих портрет будущего специалиста. Это в первую очередь навыки эффективного взаимодействия с окружающими на основе общеустановленных норм и правил, умение принимать ответственные решения, невосприимчивость к вредным социальным влияниям (наркомания, алкоголизм), осознание значимости здорового образа жизни для гармоничного развития и успешной самореализации в обществе [1, 6].




С момента поступления в вуз начинается достаточно сложный процесс адаптации первокурсников к учебной деятельности и среде высшей школы. От родительской опеки и условий школьного обучения они попадают в обстановку повышенных требований, особенно в отношении самостоятельности в жизнедеятельности. При этом происходит постепенное усложнение и совершенствование социального взаимодействия индивида и среды. Образовательный процесс меняется по стилю, содержанию, методам обучения. Студенческий коллектив качественно отличается от школьного тем, что формируется на основе профессионального принципа, а не возрастного, и привыкание к нему и функционирование в нем требуют, а потому в последующем и развивают определенные способности социальной адаптации. Этот момент сопровождается значительными изменениями и в режиме жизнедеятельности, а в отдельных случаях в социально-бытовых условиях, появлением влияния нового коллектива общежития.



Для данного периода социальная адаптация рассматривается как необходимое условие эффективного включения молодого человека в новую социальную среду и общественную деятельность, в ходе которого он вырабатывает индивидуализированные программы и стиль поведения и превращает условия этой деятельности в фактор саморазвития и самодвижения. При этом очень важно чтоб совокупная жизнедеятельность студента в вузе охватывала не только учебную, общественную и бытовую деятельность, но также включала политическое, идеологическое, нравственное, патриотическое воспитание, направленное на формирование молодого специалиста с высокой сознательной культурой.

Начало обучения в вузе – это еще и начальный этап профессиональной адаптации. Поэтому адаптацию к студенческой среде следует рассматривать и как содержательное, творческое приспособление к особенностям избранной профессии с помощью различных видов деятельности (учебной, научной, общественной, творческой).

Позже, когда молодой специалист попадает в трудовой коллектив, где требования, нормы, межличностные отношения значительно отличаются от вузовских, адаптироваться приходится уже к новому социальному окружению и условиям функционирования в нем.

Адаптация в трудовых коллективах представляет собой не только процесс освоения молодежью социальных ценностей, норм, идеалов, принципов и традиций, но и их активное совершенствование ею [5]. В этот момент очень важен уровень развития личностных качеств и навыков социальной деятельности, приобретенных в вузе. Кроме того, в данный период молодые люди начинают приобретать семью, что дополнительно ставит перед ними множество новых задач и требует их эффективного разрешения на основе имеющегося социального опыта.



Одним из факторов эффективного вхождения молодежи в студенческую жизнь, создающим благоприятную обстановку для социальной адаптации, является воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом.

Физическое воспитание вообще имеет богатый спектр социальных и педагогических эффектов. В связи с этим физическая культура сегодня получает все большую популярность и массовое развитие, входит в повседневный быт, режим труда и отдыха людей, становится необходимой частью жизни, представляет собой реальную и эффективную основу улучшения качества жизни и самосовершенствования человека.

В ряде работ [2, 4, 7 и др.] спорт, туризм и физическая культура весьма подробно характеризуются как важное средство оздоровления, физического развития, рекреации, социально-биологической адаптации человека к новым экологическим и экономическим условиям жизни, всесторонней подготовки к производственной деятельности. В ряду этих основных функций следует выделить также функцию социализации личности: занятия физической культурой и спортом вовлекают людей в общественную жизнь, расширяют круг общения людей, формируют опыт социальных отношений и целый ряд положительных нравственных и волевых черт личности.

Поэтому содействие социальной адаптации студентов, реализуемое в вузах, должно включать в себя не только активизацию творческих компонентов личности, но и стимулирование двигательной активности.

В задачи нашего исследования было поставлено определить, насколько в процессе учебных занятий в вузе реализуется роль физического воспитания в формировании социальной активности и адаптации студентов к деятельности в условиях высшей школы.

Учитывая то, что педагогическая сущность социальной адаптации студенчества выражается в эффективности и ответственном отношении к учебной деятельности, творческом и инициативном участии в общественной жизни, дисциплине, соблюдении нравственных норм в поведении, доброжелательных отношениях с членами студенческого коллектива [1, 3, 6], в качестве критериев уровня социальной адаптированности были выбраны вышеперечисленные признаки.

Методами исследования служили анкетирование и педагогическое наблюдение. Анкетирование было проведено со студентами 1-4 курсов филиала Казанского (Приволжского) федерального университета, регулярно посещающими учебные занятия по физической культуре. Всего опрошено 119 человек, из которых 56 юношей и 63 девушки. По курсам распределение опрошенных студентов представлено примерно в равном соотношении: первокурсников – 33, студентов второго курса – 28, третьего и четвертого – по 29 человек.

Разрабатывая вопросы анкеты, мы исходили из того, что роль физической культуры в социализации и социальной адаптации молодежи проявляется в следующих аспектах.

Занятия физическими упражнениями на физиологическом уровне способствуют повышению общей и умственной работоспособности молодых людей, мобилизуют их на учебу, что отражается на успеваемости и способствует росту качества профессионального образования [5].

Способность адаптироваться к значительным физическим нагрузкам содействует и психоэмоциональной адаптации к учебной деятельности.

Нельзя не отметить, что сама учебная деятельность является базовым элементом социальной адаптации и социализации студентов. На практических занятиях по физической культуре студенты приобретают знания, прикладные умения и навыки, необходимые для будущей профессии, совершенствуют диалектико-материалистического мировоззрение, повышают уровень своей компетентности, обретают понимание необходимости здорового образа жизни.

Умелое педагогическое руководство занятиями обеспечивает гуманистическое воспитание молодежи, поскольку целенаправленное физическое совершенствование сопряжено с нравственным воспитанием, способствующим духовному созреванию личности. Занимающимся физкультурой и спортом свойственны интернализация, принятие и усвоение новых социальных ценностей и моральных норм, проявление воли, более ранняя личностная самостоятельность, готовность планировать свою деятельность, ставить цели и добиваться их. А способности, выработанные в процессе участия в соревнованиях, помогают легче преодолевать напряженные условия экзаменов.

Структура личности студента определяется (помимо педагогического воздействия) членством в различных социальных группах, и чем больше их совокупность, тем больше общественная значимость личности. В сферу физической культуры и спорта вовлекается огромное количество людей, и в связи с этим социальную активность здесь следует рассматривать как важную часть социальной адаптации. Совместные занятия ускоряют вхождение новичков в учебный коллектив, способствуют его сплочению и установлению в нем положительных межличностных отношений. В последующем этот опыт сможет применяться и в трудовых коллективах.

Активные занятия, общение в коллективе увлеченных спортом единомышленников расширяют круг социального общения человека, способствуют развитию коммуникативных качеств личности, освоению новых социальных ролей и познанию других людей. Личность приобретает при этом многогранный комплекс черт характера, неповторимую индивидуальность, разнообразие духовно-нравственных потребностей. А активное участие в физкультурно-спортивной жизни вуза формирует у студентов навыки эффективного выполнения общественных поручений и общественной работы. Опыт организации, подготовки и проведения походов, спортивно-массовых мероприятий и соревнований, работа на них в качестве помощников судей вырабатывают у будущих специалистов организаторские способности, инициативность и настойчивость, чувство ответственности, навыки управления коллективом. Все это в дальнейшем пригодится в самых различных сферах производственной деятельности.

Социальная активность, выработанная в процессе физического воспитания, становится сущностной характеристикой личности и проявляется в других сферах общественной деятельности: в работе в студенческом совете вуза, участии в КВН, фестивалях, общественных движениях (например, таких как «Молодежь против наркотиков»), студенческих акциях для ветеранов войн, детей сирот, трудных подростков и др.

Развитие способности к общественной деятельности, что само по себе является необходимым элементом формирования личности будущего специалиста, способствует кроме этого и социальной адаптации человека.

Проведенное анкетирование студентов филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны по вопросам, затрагивающим признаки адаптированности, выявило следующее.

68% респондентов считают, что занятия физической культурой развивают у них коммуникативные качества и расширяют круг социального общения, способствуют сплочению учебной группы, установлению в ней товарищеских взаимоотношений; готовят к производственной деятельности – 63%.

70 % опрошенных отметили, что воспитательные моменты, возникающие в процессе занятий физическими упражнениями, и кроме того, сама сущность физкультурно-спортивной деятельности способствуют развитию таких волевых черт личности, как упорство, решительность, смелость, настойчивость. Не разделяют данную точку зрения 17%. С тем, что занятия развивают морально-нравственные качества (доброжелательность, личную ответственность, добросовестность, дисциплинированность) согласны 67% студентов. Затруднились дать положительный или отрицательный ответ по данному вопросу 28%.

На вопрос способствуют ли занятия физической культурой освоению новых социальных ролей и формированию навыков управления коллективом положительно ответили 48% респондентов, отрицательно 29%, затруднились ответить 23%.

О влиянии занятий физической культурой на формирование авторитета в студенческом коллективе заметили 44%, а на повышение активности в общественной жизни университета указали только 42% (заметим, что реально общественной деятельностью из них занимаются лишь 52%).

Занятия физической культурой повышают самооценку у 73% опрошенных; способствуют утверждению жизненной позиции, самореализации и продвижению к жизненным целям у 61%; а продвижению в вертикальных социальных уровнях у 36%. Дали отрицательный ответ по данным вопросам от 20 до 44% респондентов.

Повышению умственной работоспособности, а на этой основе успеваемости в учёбе, физкультурные занятия способствуют у 55% опрошенных, эффективности творческой и научной деятельности – только у 30%.

Мнение юношей и девушек, а также студентов различных курсов по всем представленным аспектам статистически значительно не различается.

Помимо вышепредставленного, вопросы анкеты затрагивали некоторые аспекты организации физического воспитания в филиале. В частности результаты опроса свидетельствуют о том, что 84% студентов находят занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью своей жизни и нуждаются в них. Большинство опрошенных (56%) считают, что молодые люди должны заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю по 1,5 часа (к сожалению только 24% считают, что и этого не достаточно и нужно заниматься больше – 4-5 раз), однако реально находят для этого время лишь 48% респондентов. Остальные довольствуются занятиями по физической культуре, организованными в рамках учебного процесса в вузе.

Сама система физического воспитания в университете, включающая учебные занятия, физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия и праздники, студентами оценивается положительно – это мнение 87% опрошенных. По мнению 79% респондентов физическое воспитание способствует формированию потребности в двигательной активности на будущее и навыков организации самостоятельных занятий.

Студентами высказано пожелание увеличить выделенное количество часов на проведение теоретических и методических занятий по физической культуре, а также найти возможность и включить в учебный материал наиболее популярные на сегодняшний день виды фитнеса, такие как шейпинг, калланетика, бодифлекс, гимнастика по системе хатха-йога, пилатес и др.

Анализируя полученные результаты анкетирования и педагогического наблюдения в целом можно заключить следующее.

Эффективность социальной адаптации студентов зависит от многих факторов. К числу объективных можно отнести условия социально-психологической и педагогической среды, в которых осуществляется процесс формирования личности (доброжелательное и уважительное отношение педагогов к личности студента, принятие со стороны социального окружения, наличие атмосферы доверия и т. п.). В этом роль физической культуры несомненна. К числу субъективных факторов преимущественно относятся факторы, которые связаны с личностными физиологическими и психологическими особенностями самого студента (внутреннее устремление, навыки, способности, уровень здоровья, физическое развитие и др.). Здесь следует заметить, что физическая подготовленность и высокая работоспособность, достигаемые в процессе физической тренировки, положительно влияют на социальную адаптацию студентов к вузовской жизни и формирование активной жизненной позиции.

Актуальной на сегодняшний день остается проблема оптимизации и совершенствования педагогического процесса, в том числе поиск наиболее эффективных форм занятий, расширение используемых средств и методов физического воспитания с целью формирования личности с требуемыми социальными качествами.

Литература

1. Андреева, Д. А. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д. А. Андреева // Человек и общество. – Л., 1973. – С. 62-69.

2. Бальсевич, В. К. Физическая культура : молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 4. – С. 2-8.

3. Брудный, В. И. Адаптация студентов младших курсов вуза / В. И. Брудный, А. Б. Кочанов. – М. : Наука, 1975. – 37 с.

4. Виленский, М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 27-32.

5. Гончаров, В. И. Физическое воспитание в классическом университете как педагогическое условие социальной адаптации и профессиональной подготовки молодежи / В. И. Гончаров. – Томск, 2003. – 164 с.

6. Дмитриева, М. С. Некоторые вопросы адаптации студентов в вузе / М. С. Дмитриева, В. И. Каминская // Научно-технический прогресс и подготовка кадров. – Иркутск, 1970. – С. 44-51.

7. Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 11-17.







Сейчас читают про: