Изменение показателей функционального состояния студентов под воздейстием физических упражнений

Александрова Г. А., Пляшечко М. А., Попков А. И., Романовский С. К.

Московский государственный индустриальный университет,

Москва, Россия

По результатам многочисленных исследований, проведенных на кафедрах физического воспитания различных вузов, студентов основной медицинской группы (практически здоровых) порой насчитывается не более 25-30%. Настораживает и тот факт, что во многих вузах уровень здоровья и физической подготовленности студентов от курса к курсу падает. Эти безрадостные факты говорят о том, что система здравоохранения в нынешнем виде объективно не способна радикально улучшить состояние здоровья населения страны.

Необходима новая, адекватная сложившимся социально-экономическим условиям стратегия охраны и улучшения здоровья населения. Начинать осуществлять эту стратегию необходимо повсеместно и в первую очередь в высших учебных заведениях, которые по своему статусу имеют материальное, законодательное и кадровое обеспечение для активного внедрения здорового образа жизни в повседневную жизнь студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вуза.

Здоровье молодежи является социально значимой ценностью общества, важнейшим условием успешной реализации профессиональных знаний, мастерства, творческой активности и работоспособности будущих специалистов. Физическая и функциональная подготовленность организма в первую очередь определяет уровень состояния здоровья каждого из нас.

Неизмерима роль активного направленного восстановительного лечения, составной частью которого является лечебная физическая культура (ЛФК). Последняя включает научно обоснованные методы лечебного применения физических упражнений и представляет наиболее активную и действенную часть системы реабилитации. Активное, волевое, целенаправленное участие больного в выполнении физических упражнений является обязательным условием реабилитации, а дозированная физическая тренировка – это лейтмотив реабилитационного процесса. Движение и покой при осуществлении реабилитационного процесса не исключают, а всегда дополнят друг друга. Давно доказано, что нельзя восстановить функцию движения и опоры при ее нарушении, не используя в процессе лечения функцию движения, присущую пораженной системе.

Известно, что одной из основных задач реабилитации является ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации. Нельзя обеспечить функциональное восстановление, если игнорировать естественное стремление организма к движению (кинезофилия). Вот почему ЛФК должна стать основным звеном реабилитации студентов, имеющих патологические отклонения в состоянии здоровья. Можно выделить следующие основные принципы лечебной физической культуры:

1) дифференциация задач и направленности общей и специальной физической подготовки;

2) доступность и систематичность выполняемых упражнений;

3) последовательная активизация восстановительного лечения;

4) комплексность при осуществлении восстановительного лечения;

5) активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе.

В своей практической работе кафедра физического воспитания нашего университета, руководствуясь данными принципами, предъявляет к студентам специальной медицинской группы следующие требования:

· защита реферата, в котором студент сообщает о причинах возникновения болезни в целом по диагнозу, физиологических отклонениях в организме при данном заболевании и лечебной физической культуре при данном отклонении в состоянии здоровья с раскрытием дидактических принципов физической культуры;

· выполнение полного объема аудиторных часов, в соответствии с учебным расписанием;

· выполнение объема самостоятельных занятий не менее 2 часов в неделю;

· ведение и ежемесячная защита дневника самоконтроля, который содержит контрольные упражнения, доступные занимающемуся с обязательным ежемесячным улучшением их результативности;

· выполнение доступных нормативов и требований «Паспорта здоровья студента»;

· прохождение повторного семестрового медицинского освидетельствования с оценкой динамики состояния здоровья.

Одним из направлений повышения качества оздоровительно-реабилитационных программ является модернизация их на основе технологии педагогического инновационного проектирования. В качестве объекта разработки и инновационного педагогического проектирования нами выбрана методика, основу которой составляет комплекс упражнений вибрационного типа. Для выявления фактора оздоровления нами использовался метод вибрационной гимнастики в сочетании с упражнениями общеразвивающего характера.

Выделенный нами метод вибрационной гимнастики заключается в создании вибрации при выполнении гимнастических упражнений, посредством учащенного поверхностного дыхания, выполняемого в ритме импульсного движения, в сочетании с общеразвивающими упражнениями реабилитационно-оздоровительного воздействия различного характера и направленности.

Для теоретического обоснования разрабатываемой технологии нами гипотетически выделено пять традиционных и инновационных описательных «механизмов» восстановления:

· преимущественно аэробный характер обеспечения работоспособности;

· работа «мышечного» сердца;

· гипервентиляция;

· вибрационное усиление дрожания волокон скелетных мышц;

· очищение стенок сосудов посредством гидравлического импульса.

Нами сформулированы следующие эффекты вибрационной гимнастики:

· восстановление кардио-респираторной системы и опорно-двигательного аппарата студентов;

· коррекция состояний занимающихся при остеохондрозах, артрозах;

· снижение последствий стресса, раздражительности и агрессивности;

· восстановление умственной работоспособности и улучшение физической подготовленности;

· избавление от избыточного веса и повышение внешней привлекательности.

Соответственно этим целям нами разработаны различные элементы системного медико-педагогического контроля. Корреляционный анализ с показателями продолжительности посещения занятий вибрационной гимнастикой выявил статистическую взаимосвязь со значениями параметров: «Разность паспортного возраста студента и состояния его сердечно-сосудистой системы» (r = 0,7); «Росто-весового соотношения» (r = 0,5); «Оценка должных значений ЖЕЛ по номограмме Миллера» (r = 0,4).

По результатам статистического анализа в системе этапного медико-педагогического контроля, в инновационной процедуре компрессионной осциллометрии показателей центральной и периферической гемодинамики выявлен наиболее информативный интегративный показатель - «Возраст сосудистой системы». Показатели оперативного контроля, по параметрам среднего АД, ЧСС оказались не менее информативными - они указывают на стабильную динамику возврата к должным величинам после проведения занятий по исследуемой технологии.

Таким образом, использование технологии вибрационной гимнастики в сочетании с общеразвивающими упражнениями различного характера и направленности приводит к повышению эффективности восстановительно-реабилитационных программ студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья при хронических заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и обмена веществ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: