Актуальные проблемы социализации студентов средствами физической культуры

Эбзеев М. М.

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева,

Черкесск, Россия

Социализация как социально-психологическое явление, несмотря на его широкое изучение отечественными и зарубежными исследователями в научной литературе не имеет однозначной интерпретации. В отечественной психологии понятия «развитие личности» и «воспитание» порой предлагают рассматривать как синонимы термину «социализация». Процесс социализация как процесс активного формирования личности в зависимости от социально-экономических и политических процессов в социуме приобретает специфические черты. Изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, трансформируются институты социализации, обуславливая изменения в социальных системах, изменяются виды и формы обучения, воспитания и развития личности, характер взаимоотношений в малых и больших группах, между поколениями и т. д.

Проблемы социализации личности будут актуальны всегда, пока существует цивилизация (Л. И. Лубышева, 1999). Коренные преобразования в социально-экономической, политической и культурной жизни существенным образом повлияли на процессы социализации молодежи, которые как никогда остро стоят перед современным российским обществом. Актуализирует проблему социализации и социальный кризис, активно влияя на формирование личности юношей и девушек.

Физическая культура как социально-значимое явление и фактор воспитания личности нашла отражение в трудах: И. М. Быховской, JI. M. Лубышевой, В. П. Лукьяненко, В. А. Магина, Л. П. Матвеева и др. В работах И. Д. Беляева, A. C. Игнатова исследована роль физической культуры и спорта в формировании социально-активной и гармонично развитой личности. Современные теории о социальной роли физической культуры и спорта представлены в работах А. Д. Бутковского, Г. И. Кукушкина, А. Д. Новикова, Ф. П. Шувалова, В. М. Зациорского, Г. Г. Наталова, И. Г. Озолина, A. A. Тер-Ованесяна и др. отечественных ученых. Социально-психологические и педагогические аспекты физической культуры молодежи представлены в трудах Е. Н. Гогунова, В. В. Журавлева, А. И. Ковалевой, В. З. Коган, А. Г. Кузнецовой, Б. И. Мартьянова и др.

Наиболее важными критериями социального прогресса общества современные ученые называют такие индикаторы как возрастание ценности жизни, значимости образования и культуры, здоровья и активного долголетия, человеческой индивидуальности и свободы. Современный молодой человек – это человек активный и мобильный, гуманный и толерантный, деятельный и компетентный. Для развития личности, воплощающей идеал единства духовного и физического начала и совершенства необходимо еще раз пересмотреть ресурсы физической культуры и спорта, и ее роль в социализации личности, в становление его как субъекта общения и деятельности.

Поиск наиболее эффективных и универсальных средств и методов физической культуры, способствующих повышению успешности процесса социализации личности, является актуальной проблемой системы высшего образования. Физическая культура и спорт, как особый вид человеческой деятельности, особая форма активности и средство взаимодействия людей является одним из основных факторов социализации. Известно, что в системе общечеловеческих ценностей высокий уровень здоровья и физического развития во многом определяет возможности жизнедеятельности, освоения социальных ценностей и в этом смысле является той основой, без которой процесс социализации малоэффективен.

В современном обществе место физической культуры и спорта в системе общечеловеческих ценностей пока не адекватно ее значению в жизнедеятельности человека в целом, и в социализации личности в частности. Осознание физической культуры и спорта, как общественной и индивидуальной ценности, как одного из средств оптимизации общества, а также выявление и мобилизация ресурсов развития физической культуры и спорта, появление новых тенденций в формировании общественного сознания и личностного самосознания будет способствовать активной социализации личности средствами физической культуры и спорта.

Занятия физической культурой и спортом в системе высшего профессионального образования имеют свои особенности и несут смысловую нагрузку. В процессе занятий осуществляется работа по физическому, нравственному, эстетическому, производственному, трудовому воспитанию. Занятия способствуют совершенствованию форм и функций организма человека, формированию двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Именно в студенческой среде, когда молодые люди сенситивны к воздействиям извне, физическая культура выступает одним из главных средств социализации молодежи, важнейшим фактором становления активной жизненной позиции [1, 2].

Установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных» установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, стремятся к социальному признанию, устойчивы к критике. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, т. е. они более стрессоустойчивы, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих организовать и повести за собой команду. Также систематические занятия физической культурой и спортом культивируют такие качества как чувство долга и ответственность, организованность и собранность, контроль и самоконтроль. Работа в команде учит их успешно взаимодействовать, устанавливать контакты, за счет чего среди них чаще встречаются лидеры, что еще раз подчеркивает положительное влияние систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов и на процесс социализации в целом.

Основным этапом в воспитании личностных качеств, в процессе социализации является образовательный период в жизни человека, в течение которого происходит формирование мировоззрения, появляется устойчивая направленность жизни, отношение к себе, к людям, к профессии. Направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся материально-технической базы, традиций вуза и других объективных факторов [3].

В теории физического воспитания выделяют гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направления. Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитии, так и дома. Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послерабочего восстановления и укрепления здоровья. Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет. Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства. Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии. Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.

Таким образом, физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется по разным направлениям и в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 1995.

2. Здоровый образ жизни и физическая культура студентов: социологические аспекты / под ред. В. М. Лабскира. – Москва-Харьков, 1990. – 103 с.

3. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л. И. Лубышева. – М.: Академия, 2001. – 240 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: