double arrow

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Щербакова Т. А.

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия

Чебоксары, Россия

Актуальность исследования. В работах отечественных (А. А. Петровский 1976; В. Л. Карманова, 1980; Н. Н. Подьяков, 1980, 1988; Д. В. Хухлаева, 1985; Т. И. Осокина, 1989; Л. И. Божович, 1995; С. И. Козлова, 2001; Э. Я.Степаненкова, 2006; Д. И. Фельдштейн, 2009 и др.) и зарубежных (Ж. Пиаже, 2004) ученых дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для развития мышления ребенка, формирования его познавательной активности.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду», принятой в 2005 году, физическое воспитание органически включено в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей. Умственное развитие входит в круг задач дошкольного физического воспитания в Японии (М. Г. Сорокова, 1998, А. Р. Нурутдинова, 2007), Кореи (Т. Фуряева, 2006). Работа по физическому воспитанию дошкольников в странах Запада также предполагает не только решение своих специфических задач, но и задач умственного развития (В. Большаков, 1991; O. Jonson, 1971; К. Sibylle, 1986; С. А. Takacs, 1991 и др.).

Наряду с этим анализ традиционной педагогической практики показывает, что, осуществляя физическое воспитание детей, воспитатели и инструкторы физической культуры дошкольных образовательных учреждений занимаются преимущественно решением задач сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств, обучения двигательным умениям и навыкам, оставляя вне поля зрения задачи умственного развития. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по организации воспитательной работы в этом направлении.




На сегодняшний день проблема интеллектуального развития дошкольников средствами физической культуры является недостаточно разработанной в педагогической науке.

Таким образом, анализ научно-методической литературы и педагогической практики свидетельствует о существовании противоречия между необходимостью более полного использования воспитательного потенциала физических упражнений в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью вопросов совершенствования интеллектуального развития в процессе физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, с другой.

С учетом содержания этого противоречия нами была сформулирована проблема исследования: при каком целевом, содержательном и технологическом обеспечении физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет содействовать их интеллектуальному развитию?

Цель исследования – разработать целевое, содержательное и технологическое обеспечение совершенствования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.



Гипотезаисследования:достижение цели исследования возможно, если определить круг задач интеллектуального развития, которые можно решить в процессе физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, разработать с их учетом содержание физического воспитания и выявить средства, методы, формы организации учебно-познавательной деятельности, технологически обеспечивающие усвоение данного содержания и повышение эффективности интеллектуального развития детей.

В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть на основе анализа и обобщения научно-методической литературы закономерности и механизмы влияния занятий физическими упражнениями на интеллектуальное развитие детей и выделить с их учетом те задачи интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть решены в процессе физического воспитания.

2. Разработать содержание физического воспитания, усвоение которого обеспечивает повышение эффективности решения выделенных нами задач интеллектуального развития.

3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания, технологически обеспечивающие усвоение этого содержания.



Результаты исследования.В целом, влияние физических упражнений на интеллектуальное развитие проявляется непосредственно и опосредовано.

Непосредственное влияние заключается в том, что физические упражнения оказывают влияние на:

1) развитие отдельных сторон интеллекта: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, речь, внимание;

2) вооружение знаниями о себе, собственных движениях, окружающем мире, о способах взаимодействия с ним;

3) формирование умственных действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Опосредованная связь заключается в том, что укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей организма способствует повышению функциональных возможностей центральной нервной системы. Это, в свою очередь, обеспечивает рост умственной работоспособности, повышение качества познавательных психических процессов и проявления свойств внимания.

Поэтому в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении могут и должны решаться следующие задачи интеллектуального развития:

1) развитие познавательных интересов;

2) развитие сомато-гностических функций;

3) развитие способности к произвольному вниманию;

4) развитие непосредственной и опосредованной памяти;

5) развитие способности к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий, посредством формирования умственных действий с внутренними свойствами вещей и их отношениями (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

6) формирование умственных действий планирования и рефлексии;

7) развитие диалогической и связной монологической речи;

8) формирование элементарных математических представлений.

С учетом этих задач нами определено содержание физического воспитания, усвоение которого, с одной стороны, вооружит детей знаниями и умениями в области физической культуры, а с другой - приведет к интенсификации процесса их интеллектуального развития.

Раздел «Знания» включает знания: 1) способов рационального выполнения основных движений, строевых и спортивных упражнений; 2) правил подвижных и спортивных игр; 3) взаимосвязи природы, человека и общества с физической культурой.

Раздел «Умения» включает: 1) двигательные умения: умения выполнять основные движения, строевые упражнения и элементы спортивных упражнений; 2) игровые умения: умения выполнять двигательные действия, входящие в содержание подвижных и спортивных игр с соблюдением необходимых правил; 3) умственные умения: выполнять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение явлений и их внутренних свойств и отношений; 4) умения количественного и порядкового счета в пределах 10; 5) умения принимать задачу, самостоятельно планировать и организовывать свои действия по ее решению, осуществлять самоконтроль и самооценку качества их выполнения; 6) умения диалогической и связной, лексически грамотной монологической речи.

Эффективное решение задач интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения предполагает реализацию следующих педагогических условий:

1. Выбор средств организации учебно-познавательной деятельности (теоретических и двигательных заданий) с учетом их значимости для интел-лектуального развития детей.При выборе средств организации учебно-позна-вательной деятельности детей в процессе физического воспитания мы взяли за основу учебный материал, рекомендованный типовой образовательной «Программой воспитания и обучения в детском саду» и выбрали из него те элементы, которые, на наш взгляд, могут содействовать интеллектуальному развитию детей.

При этом мы исходили из предположения, что выполнение физических уп-ражнений, находящихся по своему содержанию в «зоне ближайшего развития» ребенка (как интеллектуального так и физического), оказывает существенное вли-яние на интеллектуальное развитие детей, поскольку приводит к актуализации всех познавательных психических процессов и функций (зрительных и двигательных ощущений, восприятий и представлений, памяти, внимания, наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического мышления).

Для вооружения детей знаниями и умениями рационального выполнения основных движений, строевых и спортивных упражнений применялись: теоретические задания запомнить правила их выполнения и физические упражнения, включающие основные движения, строевые и спортивные упражнения.

Для вооружения детей знаниями правил подвижных и спортивных игр, знаниями и умениями рационального выполнения игровых двигательных действий применялись: теоретические задания выучить правила и практические задания по выполнению игровых двигательных действий, входящих в содержание подвижных игр различного характера и спортивных игр с соблюдением этих правил.

Для вооружения детей знаниями о природе, человеке, обществе в связи с физической культурой применялись беседы о физической культуре: физических упражнениях, видах спорта, спортивных предметах, истории физической куль-туры и спорта, современных событиях спортивной жизни, о спортивной этике, выдающихся спортсменах: беседы о человеке, его природных свойствах, его социальной природе, способностях (умственных и двигательных), видах профессиональной деятельности; беседы о явлениях общественной жизни (флаг, герб, гимн России и республики, армия, народные традиции и обычаи); беседы о природе: временах года, растениях, животных и птицах.

Для формирования умений выполнять умственные действия по анализу, синтезу, сравнению, классификации и обобщению явлений и их внутренних свойств применялись две группы проблемных заданий. Первая группа относится к знаниям о природе, человеке, обществе, связанным с физической культурой, о технике безопасности при занятиях физическими упражнениями, о правилах здорового образа жизни. Вторая группа относится к знаниям о способах выполнения разучиваемых физических упражнений, их элементах. Применялись проблемные задания по анализу, синтезу, сравнению, классификации и обобщению двигательных действий, выступающих в качестве предмета изучения.

Для формированияэлементарных математических представлений и умений применялись игры-эстафеты на формирование умений количественного и порядкового счета от 1 до 10; определения величины; определения формы; умений ориентации в пространстве и во времени; преодоление полосы препятствий на местности, спортивной площадке, в спортивном зале; ходьба и бег по заданному направлению, меняя его по сигналу.

Для формированияумений учебной деятельности - принять задачу, самостоятельно планировать и организовывать свои действия; осуществлять самоконтроль и самооценку качества их выполнения -применялись следующие задания: самостоятельное планирование содержания утренней гимнастики, самостоятельная организация подвижных игр, разработка собственных игр и из вариантов имеющихся игр, выделение и распознавание двигательных ошибок, до-пускаемых самим и товарищами, самостоятельная организация занятий физическими упражнениями в свободное время, предусмотренное в ДОУ в течение дня, в создаваемой воспитателем предметной среде и групповом пространстве, в домашних условиях (дома, на открытой площадке с учетом времени года, погоды и других факторов), подготовка физкультурного инвентаря и спортивной формы, уход за ними, соблюдение правил техники безопасности при занятиях физическими упражнениями и требований здорового образа жизни.

Для формированийумений диалогической и связной, лексически грамотной монологической речиприменялись такие виды заданий, как словесное описаниеправил проведения подвижных и спортивных игр, способов выполнения основных движений, строевых упражнений, элементов спортивных упражнений – словесное воспроизведение последовательности выполнения движений в структуре разучиваемых двигательных действий; выполнение физических упражнений с речевым сопровождением – проговариванием правил их выполнения во внешней и внутренней речи; игры с текстом (считалки, скороговорки, потешки), упражнения звуковой и дыхательной гимнастики.

2. Применение словесных методов и методов обеспечения наглядности при обучении способам выполнения физических упражнений.Традиционно усвоение детьми дошкольного возраста двигательных действий осуществляется на основе подражания, без осознанного понимания сути требований к способам их правильного выполнения. Исследования в области детской психологии говорят о том, что дети в старшем дошкольном возрасте по уровню интеллектуального развития могут воспринимать, запоминать и понимать алгоритмы выполнения физических упражнений и использовать эти знания в качестве ориентировочной основы при их осуществлении. Поэтому наряду с методами обеспечения наглядности можно широко использовать словесные методы обучения, формируя словесно-логический образ как основную составляющую ориентировочной основы разучиваемого двигательного действия. Это не только повышает качество усвоения физических упражнений, но и содействует интеллектуальному развитию ребенка: развивается способность к произвольному сосредоточению внимания на элементах двигательного действия, выделяемых с помощью слова; развивается память, задействованная для запоминания состава, последовательности и правил выполнения операций, входящих в содержание разучиваемого двигательного действия; развивается способность к лексически грамотной связной речи, необходимой для воспроизведения знаний об ориентировочной основе разучиваемого двигательного действия; наличие словесно-логического образа двигательного действия создает условия для управления его осуществлением, самоконтроля и самооценки качества выполнения, что развивает способности к рефлексии; ребенок может осуществлять двигательное действие, одновременно проговаривая во внешней, а затем и во внутренней речи правила его выполнения, что способствует его организации, выделению, осознанию и запоминанию его деталей, развивает способность к управлению своими действиями.

3. Применение методов проблемного обучения в оптимальном сочетании с репродуктивными методами организации учебной деятельности.

Репродуктивные методы обучения применяются для передачи детям новых знаний о природе, человеке, обществе, физической культуре, о способах выполнения разучиваемых физических упражнений, подвижных и спортивных играх, требованиях к технике безопасности при занятиях физическими упражнениями, правилах здорового образа жизни. С помощью репродуктивных методов посредством многократного воспроизведения формируются двигательные умения и навыки выполнения физических упражнений. Наряду с этим организация учебной деятельности детей на основе репродуктивных методов, требующих от ребенка воспроизведения знаний и способов деятельности, оказывает существенное влияние на развитие познавательных психических процессов и функций, таких как зрительные и двигательные ощущения, восприятия, представления, логическая, зрительная и двигательная память, внимание.

Задача развития мышления решается через применение проблемных методов организации учебно-познавательной деятельности детей при усвоении знаний и способов деятельности через выполнение системы теоретических и двигательных заданий с проблемным содержанием.

4. Применение игрового метода организации учебно-познавательной деятельности. Большинство предлагаемых детям теоретических и двигательных заданий представляли по своему содержанию подвижные игры, отличающиеся по направленности на развитие отдельных сторон интеллектуального развития: развитие свойств внимания, познавательных психических процессов – восприятия, памяти, образного мышления, элементарных математических представлений, умений логической и связной речи и т.д.

5. Оптимальное соотношение систематического обучения на специально организуемых учебных занятиях и организации самостоятельной творческой физкультурно-спортивной деятельности детей через создание развивающей предметной среды и группового пространства.

В рамках специально организуемых учебных занятий процесс обучения двигательным действиям был построен в соответствии со всеми основными требованиями дидактики, что обеспечивало благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, составляющих основу словесно-логического образа разучиваемого двигательного действия. Наряду с этим создавались развивающая предметная среда и групповое пространство для самостоятельных занятий детей физическими упражнениями в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

6. Оптимальное сочетание позиций «учителя», «равного» партнера и «создателя», определяющих типы взаимодействия воспитателя с детьми.

В зависимости от содержания педагогических задач воспитатель занимал разные позиции: при репродуктивном обучении с помощью словесных методов – позицию «учителя»: при проблемном обучении – позицию «учителя» и позицию «равного» партнера; при организации самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности детей – позицию «учителя» и позицию «создателя».

Выделенные нами педагогические условия относятся ко всем структурным элементам педагогической технологии интеллектуального развития детей в процессе физического воспитания – средствам, методам и формам организации учеб-но-познавательной деятельности детей и к видам занятий. В своем взаимодействии они обеспечивают практическую реализацию дидактических принципов активности личности в обучении и ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию и создают необходимые организационно-методические предпосылки для успешного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

В ходе двухлетнего педагогического эксперимента с участием большой выборки испытуемых (60 человек) нами было установлено, что реализация разработанного нами целевого, содержательного и технологического обеспечения интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания приводит к существенному повышению темпов прироста показателей интеллектуального развития.







Сейчас читают про: