Проблемам теории и практики физической культуры

Кряж, В. Н.

Белорусский государственный университет физической культуры

Минск, Беларусь

Введение в проблему. В настоящее время в сфере физической культуры нарастают объем и интенсивность потоков разрозненнойтеоретической и практикоориентированной информации, которая требует оперативного распространения, глубокого осмысления, обобщения и практического использования. Традиционные формы общенияне удовлетворяют этому требованию. Монографические и научно-методические публикации издаются малыми тиражами. Научные семинары, конференции, конгрессы доступны узкому кругу специалистов, проходят в сжатые сроки, позволяющие обозначить отдельные актуальные проблемы и подходы к их решению. Практически ориентированная научно-методическая, в том числе инновационная, информация мало доступна широкому кругу профессионалов и непрофессиональных потребителей, самостоятельно использующих средства физической культуры с целью физического и духовного оздоровления, самооздоровления, рекреации и реабилитации. Все это снижает эффективность функционирования физической культуры на постсоветском пространстве.

Ситуация усугубляется постепенной утратой связей между учеными единого ранее научного сообщества, языковым барьером, закрывающим доступ к западным и восточным источникам информации, и другими факторами. Не снижая значимости остальных факторов, мы считаем первостепенной задачей, требующей своего решения, восстановление перманентных корпоративных связей ученых стран СНГ, разделенных государственными границами. Для этого есть многие основания.

Старшие поколения ученых этих стран связаны общими традициями образования. Всех нас объединяют принадлежность к определенной научной дисциплине, не имеющей аналогов в странах Запада и ориентированного на них Востока, совпадающая системаценностных установок и правил научной деятельности. Важными факторами являются отсутствие языкового барьера, значительное совпадение представлений об универсуме физической культуры, системе, определяющих его понятий, о закономерностях, принципах его функционирования и развития.

Необходимость корпоративного общения в сфере физической культуры обусловлена также происходящейсменой поколений, неизбежной пролиферацией теорий, фальсификацией фундаментальных положений теории и методики физического воспитания и теории спорта. Открытая дискуссия сторонников различных научных школ в сфере общей теории физической культуры, теориифизического воспитания, спорта и других основных ее отраслей – одно из необходимых условий прогрессивного развития фундаментальных и прикладных аспектов теории физической культуры в целом.

Под влиянием комплекса процессов, обусловленных влиянием эпохи информационного развития, меняется содержание одной из важных сфер потребления научной продукции – высшего профессионального образования. Это закономерный, но противоречивый процесс, которыйзависит от комплекса внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов. Чтобы сохранить в наших странах конкурентоспособное университетское содержание высшего физкультурного образования, необходима согласованная корпоративная деятельность научно-педагогического сообщества, направленная на трансформацию теоретико-методического научного продукта в учебный продукт.

Для сохранения конкурентоспособности национальных систем физической культуры, научным и практическим работникам, занятым в сфере физической культуры, необходимо не только перманентное корпоративное общение по интересам, но ипостоянный контакт с широким кругом пользователей. В настоящее время отсутствуют отработанные механизмы такого контакта. Спорадически возникающие возможности услышать мнение широкого круга потребителей нашей научно обоснованной продукции, о ее соответствии их потребностям не отвечают современным требованиям.

Основная часть. Целью данной статьи является характеристика одной из возможных форм решения проблемной ситуации в развитии теории и практики физической культуры на постсоветском пространстве. Суть ее заключается в противоречии между возрастающей потребностью в оперативном обмене информацией специалистов, производящих научное знание в сфере физической культурыи адаптирующих его к потребностям практикимежду собой и с потребителями научной продукции – с одной стороны, и возможностями существующей традиционной системы общения и массовых коммуникаций удовлетворить эту потребность – с другой стороны. Основным недостатком существующей традиционной системы является ее несоответствие требованиям эпохи информационного общества к оперативности обмена информационными потоками. Этот недостаток является результатом использования только традиционных форм общения. Чтобы снять проблему, по нашему мнению, необходимо наряду с традиционными формами общения использовать возможности современных информационных технологий. С этой целью мы предлагаем современную форму корпоративного общения ученых и профессиональных практиков между собой и их коммуникации с любителями физической культуры, такую как международные интернетчтения по актуальным проблемам теории и практикифизической культуры». Наиболее доступной начальной формой такого общения может быть одноименный информационный, древовидныйWeb-сайт.

Содержание Web-сайта рассчитано на ученых, практиков, занятых в различных сферах направленного использования физической культуры (образования-воспитания, спорта, оздоровления, реабилитации, трудовой деятельности и других), а также на посетителей желающих использовать физическую культуру с целью физического, духовного самооздоровления, развлечения, разностороннего физического и духовно-нравственного саморазвития. Web-сайт ориентирован на обсуждение актуальных проблемы теории и практикифизической культуры и внедрение результатов их решения в практику, путем распространения в интернетевостребованной научной и методической информации и оценки ее потребителями.Пользователями Web-сайт могут быть ученые, практики, работающие в сфере физической культуры, и любители физической культуры, которые желают ближе познакомиться с этой сферой и включиться в различные формы активного ее использования.

Целью сайта является содействие дальнейшему развитию теории физической культурыкак высшей формы организации научного знания об области существования, содержании, структуре, закономерностях развития, функционирования, существенных связях и отношениях физической культуры и ее компонентови внедрение научных достижений в практику.

В задачи сайта входят:

– содействиеобъединению по научным интересам ученых различных стран, разрабатывающих фундаментальные научные и прикладные проблемы теории и методики физической культуры;

– содействие интеграции на взаимно выгодной основе ученых и широкого круга практических работников с целью перманентного обмена научной и прикладной информацией по актуальным проблемам теории и методики физической культуры;

– обсуждение актуальных проблем, формирование на этой основе инновационных инициатив и кооперация в процессе их реализации ученых различных стран;

– создание предпосылок для совместной разработки международных научных проектов, написания учебных пособий, учебников, монографий с участием ученых разных стран;

– привлечение интереса широкого круга заинтересованных (госслужащих, тренеров, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов) к актуальным проблемам общей теории и методики физической культуры, теории и методики основных ее видов (спорта, физического воспитания, профессионально-прикладной, адаптивной, лечебной физической культуры и других) и к результатам решения этих проблем;

– популяризация физической культуры среди населения как фактора разностороннего развития, физического и духовного оздоровления личности;

– оказание информационной консультативной помощи посетителям сайта, решившим использовать средства физической культуры с целью самооздоровления, продления своей жизни и повышения ее качества;

– вклад в упрочение международных культурных связей на основе установление виртуальных корпоративных научных контактов ученых различных стран в процессе дискуссий по проблемам, вынесенным на обсуждение организаторами ипосетителями сайта.

На страницах Web-сайтабудут размещены:

– информациядля пользователя, вводящая его в проблематику Web-сайта, помогающая обратиться к интересующему разделу или форуму;

– структура Web-сайта;

– гиперссылки, ведущие на другие страницы Web-сайта;

– сведения о разработчиках, посетителях Web-сайта, их обязанностях и правах, составе Научного совета, Редакционной комиссии, модераторе Web-сайта;

– контактная информация для связи с разработчиками и организациями, упомянутыми на Web-сайте;

– контактная информация по желанию авторов, для связи с ними других авторов и посетителей Web-сайта.

Одна из страниц Web-сайтабудет информировать посетителей о новостях, новых разделах, частях, изменениях требований к пользователям, новых поступлениях и т.п. На ней может быть размещена информация модератора,Редакционной комиссии и Научного советаWeb-сайта.

Основным компонентом содержания Web-сайта является его контент. Он будет содержатьи нформацию, опубликованную на сайте учеными, практиками, занятыми в сфере физической культуры различных стран, предложенную для обсуждения и практического использования, практические рекомендации. В соответствии с научным наследием основоположника научной теории физической культуры и теории спорта Л. П. Матвеева (1-3,7,8 и др.), разработками лидера современной теории спорта В. Н. Платонова и других авторов (4,6,9 и др.) предлагается контент, включающий восемь частей. Часть 1, отражает содержание общей теории физической культуры, относящееся ко всей предметной области физической культуры или к нескольким наиболее крупным ее компонентам. Части 2-7 отражают содержание теории наиболее крупных компонентов физической культуры, сформировавшихся в настоящее время. К ним относятся: «Теория спорта», «Теория и методика физического воспитания», «Теория и методики оздоровительно-реабилитационной физической культуры», «Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры», «Теория и методика адаптивной физической культуры», «Теория и методика фоновой физической культуры». Восьмая часть, названная в соответствии с известной книгой В.К. Бальсевича «Физическая культура для всех и для каждого » (5),рассчитана на любителей физической культуры.

Содержание Web-форумабудетнаполняется материалами, подготовленными авторами (учеными, аспирантами, магистрантами, специалистами). Действенными мотивами публикации таких материалов, по нашему мнению, являются:

– желание заявить о себе и объединить свои усилия с другими учеными, разрабатывающими аналогичные фундаментальные научные и прикладные проблемы теории и методики физической культуры;

– стремление к интеграции на взаимно выгодной основе сучеными ипрактическими работниками с целью перманентного обмена научной и прикладной информацией по актуальным проблемам теории и методики физической культуры;

– необходимость обсуждения актуальных проблем с целью формирования на этой основе инновационных инициатив и последующей совместной их реализации учеными различных стран;

– потребность ученых различных стран, регионов, научных или учебных учреждений в совместной разработке международных научных проектов, написании монографий, подготовке учебников, учебных пособий;

– стремление ознакомить как можно более широкую аудиторию со своими наработками, оригинальными идеями или результатами и расширить сферу их внедрения;

– желание инициировать дискуссию по узкой актуальной проблеме;

–необходимость получить оценку результатов своего исследования со стороны независимых экспертов;

– стремление утвердиться как специалисту в среде профессионалов;

– потребность в профессиональном общении, обусловленная его дефицитом по объективным причинам, с целью повышения квалификации и другие.

На Web-сайте могут быть помещены и обсуждены как не опубликованные, так и опубликованные ранее тезисные сообщения,статьи,практические рекомендации для желающих заниматься физическими упражнениями, учебные и методические пособия, монографии и другие материалы по актуальным проблемам теории и практики физической культуры. Профессиональное обсуждение этих материалов на форумах явится одной из предпосылок коллективного решения комплекса актуальных проблемам теории и практики физической культуры.

Литература

1. Матвеев, Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки/ Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1964 (1965). — 244 с.

2. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки: учеб.пособие для ин-тов физ. культуры: доп. Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт. – 1977. – 280 с.: ил.

3. Матвеев, Л. П. Введение в теорію физической культуры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры: доп. Ком. по физ. культуре и спорту / Л. П. Матвеев - М.: ФиС. – 1983. – 128 с.: ил.

4. Платонов В. Н. Современная спортивная тренировка / В. Н. Платонов. – Киев: Здоров’я, 1980. – 336 с.

5. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. — М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

6. Платонов, В. Н.Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Поатонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.

7. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для завершающего уровня высш. физкультур. образования: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму / Л. П. Матвеев. – 4-е изд., испр. и доп. - СПб; М.; Краснодар: Лань. – 2005. – 378 с.

8. Матвеев, Л. П. Теория и методка физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс., 2008. – 543 с.

9. Платонов, В. Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к олимпийским играм. Отечественный и зарубежный опыт. История ми современность / В. Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2010. – 309 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: