Курлович В. П.
Белорусский государственный университет физической культуры,
Минск, Республика Беларусь
Рост инвалидности населения в большинстве странмира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и с другими причинами.
Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое» (С. Л. Рубинштейн), что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой — рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.
Здесь же следует отметить и ту важную роль, которую зрение играет практически во всех видах деятельности. Совершенно очевидно, что частичная, а тем более полная потеря зрения влечет за собой наиболее серьезные и зачастую ничем невозместимые потери в области чувственного отражения.
Влияние сокращения чувственного опыта на психическую жизнь отмечалось многими психологами. С. Л. Рубинштейн писал по этому поводу следующее: «Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучания так, как если бы он их непосредственно принял; никакой психологический трактат не заменит самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил».
Потеря зрения ведёт к значительному снижению двигательной активности, уровня развития координационных способностей, навыков ходьбы, бега, ползания и др., а в будущем значительно затрудняет социализацию личности в обществе [1–4].
В Беларуси численность детей в возрасте до 18 лет на начало 2012 года составила 1 млн. 730,9 тыс. человек. По данным демографической статистики, детей в возрасте до 7 лет насчитывалось на начало 2012 года 717,1 тыс. человек, детей в возрасте 7-14 лет — 712,5 тыс., подростков в возрасте 15-17 лет — 301,3 тыс. человек.
По данным ВОЗ во всём мире 314 миллионов человек страдает нарушением зрения, 45 миллионов являются слепыми. Более 12 миллионов детей в возрасте до 10 лет страдают различными нарушениями зрения, причём 1,4 миллиона детей являются слепыми. В Беларуси около 11598 детей с нарушениями зрения.
Статистика показывает, что за последние три года увеличивается количество зрительных (с 19% до 22%) нарушений у детей дошкольного возраста. В среднем, 7 миллионов человек в год на планете становятся слепыми. По прогнозам ВОЗ к 2020 году количество слепых в мире достигнет 76 миллионов человек.
Целью исследования было определение влияния разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие минимальной двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Установить по данным литературы особенности развития двигательной активности у детей 4-5 лет с нарушением зрения.
2. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет.
3. Выявить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы по развитию двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: анализ научно–методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы вариативной статистики, педагогическое контрольное тестирование, которое включало следующие тесты:
1. Тест «Гимнастическая скамейка».
Цель: определение двигательной активности, умение управлять своими движениями.
Оборудование: гимнастическая скамейка, секундомер.
Методика проведения теста: тестируемый становятся у края гимнастической скамейки, по команде ложится на живот и ползет подтягиваясь руками за скамью.
Оценка теста: определяется время, затраченное на преодоление длины скамьи в секундах.
2. Тест «Гимнастическая стенка»
Цель: определение времени, затрачиваемого на подъём и спуск по гимнастической стенке.
Оборудование: гимнастическая стенка, секундомер
Методика проведения теста: тестируемый поднимается по гимнастической стенке вверх, а затем вниз.
Оценка теста: учитывается время выполнения задания в секундах.
3. Тест «Узкая доска».
Цель: определение скорости ходьбы.
Оборудование: узкая доска, секундомер.
Методика проведения теста: тестируемый выполняет ходьбу от начала до конца узкой доски.
Оценка теста: учитывается время выполнения задания в секундах.
4. Тест «Мягкое бревно»
Цель: определение времени, затрачиваемого на переползание через мягкое бревно.
Оборудование: мягкое бревно, секундомер.
Методика проведения теста: тестируемый стоит у мягкого бревна по команде начинает перелезать на четвереньках через него, а затем в обратную сторону.
Оценка теста: оценивается время выполнения задания в секундах.
5. Тест «Батут»
Цель: определение уровня двигательной активности.
Оборудование: батут, секундомер.
Методика проведения теста: ребенок, стоя на батуте, держится за руки инструктора, по команде начинает подпрыгивать, отведенное время составляет 60 секунд.
Оценка теста: учитывается количество раз.
6. Тест «Канат»
Цель: определение скорости ходьбы по канату.
Оборудование: канат, секундомер, гимнастическая палка.
Методика проведения теста: ребенок начинает движение вперед наступая на канат, длиной 50 метров, держась за гимнастическую палку, которую держит инструктор.
Оценка теста: оценивается время выполнения задания в секундах.
Под наблюдением находилось 10 детей, имеющих ретинопатию в возрасте 4–5 лет. Все дети были поровну разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).
С целью совершенствования навыков ползания, лазания, ходьбы и прыжков у тотально слепых детей 4–5 лет нами была разработана коррекционно – развивающая программа по АФК включающая в себя применение сухого бассейна и проведения сказкотерапии 2 раза в неделю по 20 мин.
Данная программа была проведена с детьми экспериментальной группы, в то время как дети контрольной группы занимались по стандартной программе детского сада №19 для детей с нарушением зрения г. Минска.
В конце исследования были проведены контрольные тесты, а полученные результаты обработаны с помощью методов математической статистики (таблицы 1-2).
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.
1. В результате изучения литературных источников было установлено, что минимальная двигательная активность у детей с нарушением зрения явно отличаются от уровня развития тех же качеств у детей того же возраста, но не имеющих данной патологии и нуждающихся в коррекции средствами АФК.
2. Нами была разработана коррекционно – развивающая программа по АФК с применением сухого бассейна и проведения сказкотерапии 2 раза в неделю по 20 минут.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика показателей тестирования минимальной двигательной активности у детей контрольной и экспериментальной групп до начала проведения исследования
Тесты | КГ | ЭГ | tфакт. | tкрит. | Р |
Гимнастическая скамейка, с | 55,4±1,44 | 56,4±1,83 | p>0,05 | ||
Гимнастическая стенка, с | 250,8±4,89 | 259,6±4,95 | 39,5 | p>0,05 | |
Узкая доска, с | 26,8±1,20 | 29,4±2,82 | p>0,05 | ||
Мягкое бревно, с | 17,2±0,58 | 16,2±0,86 | p>0,05 | ||
Батут,кол-во раз | 25,4±1,03 | 24,2±0,58 | p>0,05 | ||
Канат, с | 31,8±1,43 | 31,6±1,54 | 56,5 | p>0,05 |
Таблица 2 – Сравнительная характеристика показателей минимальной двигательной активности детей экспериментальной группы до начала и после окончания проведения занятий по разработанной КРП
Тесты | До | После | Uфакт. | Uкрит. | Р |
Гимнастическая скамейка, с | 56,4±1,83 | 54,2±1,77 | p<0,05 | ||
Гимнастическая стенка, с | 259,6±4,95 | 256±4,89 | p<0,05 | ||
Узкая доска, с | 29,4±2,82 | 27,4±2,25 | p<0,05 | ||
Мягкое бревно, с | 16,2±0,86 | 15,2±0,66 | p<0,05 | ||
Батут, кол-во раз | 24,2±0,58 | 26,6±0,51 | p<0,05 | ||
Канат, с | 31,6±1,54 | 30,2±1,39 | p<0,05 |
3. Статически доказана положительная динамика развития двигательной активности под влиянием разработанной коррекционно – развивающей программы доказывает благоприятное воздействие на уровень развития минимальной двигательной активности у детей экспериментальной группы, по сравнению с детьми контрольной группы, занимавшихся по стандартной программе детского сада №19 для детей с нарушением зрения г. Минска.
Литература
1. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.
2. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка (роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребенка) / М. М.Кольцова. – М., Медицина,1973. – 143 с.
3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов и др.. — 3-е изд., доп. – М.: Академия, 2001. – 160 с.
4. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие / Н. Л. Литош. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.