Кривцун-Левшина Л. Н.
Витебский государственный университет им. П. М. Машерова,
Витебск, Республика Беларусь
Основными сторонами жизнедеятельности человека являются образование, труд, быт и отдых. В первых двух сторонах своей жизни человек затрачивает определенные физические и духовные силы, требующие восстановления, развития и совершенствования. Если образовательная сторона человека обеспечивается физическим воспитанием в учебных заведениях, трудовая – производственной физической культурой, то бытовые вопросы его психофизического восстановления переносятся в область организации жизнедеятельности по месту жительства. А при условии отсутствия производственной физической культуры основная функциональная нагрузка ложится на физкультурно-оздоровительную работу, осуществляющую функционирование оздоровительно-рекреативной физической культуры по месту жительства. При отсутствии в литературе определения данного термина, мы рассматриваем физкультурно-оздоровительную работу по месту жительства населения как специфический вид управленческо-педагогической деятельности, направленный на внедрение, функционирование и развитие видов, средств и форм оздоровительной физической культуры в бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности человека.
|
|
Необходимость данного вида работы, прежде всего специалистов физической культуры, диктуется целым рядом экономических и социально-политических факторов, где последний является ведущим: ее законодательная и нормативно-правовая база основывается на идеологии государства, сутью которой является сохранение и укрепление физического и духовного здоровья различных социально-демографических групп населения страны. Эта установка подтверждена в «Основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015г.г.», отражена в указах Президента, постановлениях, приказах соответствующих министерств и ведомств в 1977-2005 г.г., в Государственных программах развития физической культуры, спорта и туризма начиная с 1997 года по настоящее время. В этих документах очерчен круг основных мероприятий по развитию и совершенствованию физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения, среди которых целеобразующими являются мероприятия по организации, нормативно-правовому и финансовому обеспечению; подготовке и повышению квалификации физкультурных кадров; материально-техническому обеспечению; комплексу основных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; врачебному контролю и пропаганде физкультурно-оздоровительных занятий.
|
|
В Государственной программе развития физической культуры, спорта и туризма РБ до 2015 г. в п. 1.2 «Физическая культура и спорт по месту жительства» сформулирована её цель - массовое привлечение населения к организованным и самостоятельным формам занятий физическими упражнениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Ее задачами являются:
♦ создать научно-обоснованную систему физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства;
♦ развивать сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов по интересам, консультативных центров для занимающихся физическими упражнениями;
♦ совершенствовать целевую подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для физкультурно-спортивной работы;
♦ содействовать укреплению и развитию физкультурно-спортивной базы и увеличению объема физкультурно-оздоровительных услуг населению;
♦ развивать эффективную систему пропаганды здорового образа жизни населения.
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства осуществляется в трех основных формах: государственной, общественной и самодеятельной. Государственная форма представлена деятельностью соответствующих организаций, непосредственно или опосредованно участвующих в этой работе: Министерств спорта и туризма, здравоохранения, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства и др. Общественная форма проявляется в деятельности профсоюзов, физкультурно-спортивных обществ и клубов, коммерческих организаций, молодежных объединений и т.п. Самодеятельная форма обеспечивается физкультурной активностью отдельной личности, группой друзей, семьей и т.п., занимающихся физическими упражнениями в домашних условиях или на спортивных сооружениях по месту жительства. Финансирование, создание материальной базы и ее использование, обеспечение специалистами для организации физкультурно-оздоровительных занятий населения определяются Государственной и региональной программами развития физической культуры и спорта, коллективными договорами между непосредственными участниками этого вида работы, т.е. системой организаций, образующих управленческую структуру физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения.
Медицинское обеспечение здесь осуществляют государственные органы здравоохранения через районные поликлиники, дома санитарного просвещения, здравпункты предприятий и учреждений, расположенных на территории района. Главными их функциями являются: – консультативно-разъяснительная работа; – медицинский контроль занимающихся; – назначение в группы здоровья и лечебной физкультуры;- обследование мест занятий; – медицинское обслуживание соревнований.
Основными государственными формами физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения являются Центры физкультурно-оздоровительной работы, физкультурно-спортивные клубы, физкультурно-оздоровительные и культурно-спортивные комплексы. Они образуют иерархическую управленческо-педагогическую структуру, наделенную общими и специфическими функциями в зависимости от своего целевого назначения.
Центральным управленческим звеном здесь является Центр физкультурно-оздоровительной работы с населением. Его правовая база определена Постановлением Кабинета Министров РБ №760 от 27 ноября 1996 «О совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в городах и городских поселках республики». Непосредственная характеристика этого Центра изложена в «Типовом положении о Центре физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства». Целью работы Центра является дальнейшее развитие физкультурно-оздоровительной работы, привлечение граждан различных возрастных категорий к систематическим занятиям физическими упражнениями. К его задачам относится:
|
|
1. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением для удовлетворения его потребностей в физическом совершенствовании, общении, укреплении здоровья и улучшении физического развития.
2. Объединение усилий государственных и общественных организаций по формированию у людей осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
3. Рациональное использование государственных средств, выделяемых на организацию физкультурно-оздоровительной работы.
4. Планирование, организация, проведение и учет физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
5. Создание, организация работы и финансирование физкультурно-оздоровительных групп, клубов по спортивным интересам, школ здоровья, секций, команд и других формирований по оздоровлению населения.
Этот Центр направляет свою деятельность на людей разного возраста, уровня физического развития и подготовленности, состояния здоровья.
К числу основных форм организации физкультурно-оздоровительной работы с населением относится физкультурно-спортивный клуб. Его цель – широкое привлечение трудящихся и членов их семей к регулярным занятиям физическими упражнениями оздоровительной или спортивной направленности и туризмом, организация активного отдыха, укрепление здоровья, повышение работоспособности, снижение уровня заболеваемости. К его задачам относятся:
♦ проведение тренировочных занятий и соревнований;
♦ организация и проведение физкультурно-массовой работы по месту жительства;
♦ организация физкультурно-спортивной работы с детьми трудящихся;
♦ воспитание у трудящихся и членов их семей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями.
Крупной формой организации данной работы является культурно-спортивный комплекс – многофункциональное творческое объединение, которое с помощью разноведомственных организаций проводит культурно-воспитательную и физкультурно-спортивную работу среди населения, организацию его свободного времени в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными потребностями и интересами к различным видам деятельности и досуга. Его целью является содействие активному, содержательному отдыху населения по месту жительства, повышению уровня его культурного развития и обслуживания, образовательно-идеологической и физкультурно-оздоровительной работе со всеми социально-демографическими группами.К его задачам относятся:
|
|
♦ организация рационального и содержательного досуга населения, особенно детей и молодежи;
♦ развитие творческих способностей, формирование умений и навыков в творческих видах деятельности (прикладном искусстве, литературе, музыке, техническом творчестве и др.);
♦ развитие у различных групп населения духовных интересов и потребностей;
♦ организация и проведение физкультурно-массовой работы по месту жительства.
По принадлежности культурно-спортивные комплексы – государственное территориальное или ведомственное учреждение, которое создается в масштабах района, города или района в городе решением соответствующего исполкома с подачи заявки руководителями определенного ведомства, которыми определяется конкретный перечень организаций и направлений деятельности, входящих в его состав. В качестве примера можно привести Дворец культуры железнодорожников в г. Минске, Дворец творчества детей и молодежи в г. Витебске, Дворец культуры железнодорожников в г. Витебске и др. Данные комплексы существуют во всех городах и районных центрах РБ.
Еще одной крупной формой здесь является физкультурно-оздоровительный комплекс или физкультурно-оздоровительный комбинат – хозрасчетная организация, создаваемая по месту жительства населения. Его цель – создание и оказание платных физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических и санитарно- гигиенических услуг населению.Его задачамиявляются:
● осуществление различных платных услуг для населения;
● осуществление мер по профилактике заболеваний, укреплению здоровья и повышению физического развития и двигательной подготовленности различных демографических групп населения;
● обеспечение знаний и умений у населения основ физического воспитания и методики самостоятельных занятий физическими упражнениями, самогигиены и здорового образа жизни.
По своей принадлежности физкультурно-оздоровительный комбинат или комплекс может входить в состав Центра по физкультурно-оздоровительной работе, культурно-спортивного комплекса конкретного ведомства или предприятия, лечебного или профилактического учреждения.
К частным формам физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения относятся физкультурно-оздоровительные центры, школы здоровья, клубы по спортивным интересам, физкультурно-оздоровительные группы. Это непосредственные формы организации занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью. По территориальной принадлежности они могут организовываться в различных учреждениях и учебных заведениях, на спортивных сооружениях и предприятиях, в парках культуры и отдыха, туристических и оздоровительных лагерях, при жилищно-коммунальных организациях и подведомственных им домовых комплексах, или в отдельных жилых домах и т.п. Другими словами, они организуются там, где имеются для этого условия для занятий: помещения, стадионы или плоскостные спортивные площадки, гимнастические городки и лыжные базы, спортивные залы и водоемы, парки или зеленые зоны, кроссовые и лыжные трассы, туристические маршруты экипировка, физкультурные кадры и желание заниматься различных половозрастных представителей населения города и села. Вся работа этих форм регламентируется действующим законодательством РБ, Положениями о физкультурно-оздоровительных группах, секциях, клубах по спортивным интересам, школах здоровья.
Финансирование физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения осуществляется несколькими источниками. Основными здесь являются:
● средства республиканского и местных бюджетов;
● целенаправленные отчисления из средств конкретного министерства или ведомства;
● средства профсоюзных, спортивных, молодежных и других общественных организаций;
● доходы от сдачи в аренду спортсооружений;
● спонсорские вклады;
● индивидуальные взносы членов физкультурно-спортивных клубов;
● кредиты банков и поступления средств от организаций, предприятий и учреждений всех форм собственности;
● платные физкультурно-оздоровительные услуги населению и организация коммерческой деятельности средствами физической культуры, спорта;
● другие, не запрещенные действующим законодательством поступления.
Медицинское обеспечение в этой работе осуществляют государственные органы здравоохранения через районные поликлиники, дома санитарного просвещения, здравпункты предприятий и учреждений, расположенных на территории района. Главными их функциями являются: консультативно-разъяснительная работа; медицинский контроль за занимающимися; назначение в группы здоровья и лечебной физкультуры; обследование мест занятий; медицинское обслуживание соревнований.
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства населения –сложный управленческо-педагогический процесс. Это связано с тем, что, во-первых, организация и проведение занятий физическими упражнениями различной направленности в сочетании с многообразными лечебно-профилактическими и гигиеническими услугами требуют взаимодействия многих организаций и видов деятельности. Во-вторых, объектом управленческих и педагогических действий специалистов являются разнообразные категории населения: разного возраста, образования, уровня культуры, финансовых возможностей, состояния здоровья, уровня мотивации, различных условий территориального проживания. Все это требует дифференциации в организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения. Однако можно очертить круг основных условий, позволяющих оптимально обеспечивать эффективность этого процесса:
► учет основополагающих принципов системы физической культуры: добровольности участия; учета интересов, состояния здоровья и возрастных особенностей различных демографических групп населения; инициативности общественности и активного участия физкультурных, хозяйственных, профсоюзных и молодежных организаций; законности; опережающего действия;
► научные и маркетинговые исследования, позволяющие определять актуальность, специфику и рентабельность организуемых форм и видов предоставляемых физкультурно-спортивных услуг, проводимых до начала планирования и проведения данной работы;
► разработка и утверждение программы развития физкультурно-оздоровительной или спортивно-массовой работы по месту жительства на определенный срок по следующим показателям и пунктам: ● численность конкретных действующих и предполагаемых основных форм, групп, секций и клубов оздоровительной и спортивной направленности; ● занимающиеся: в группах оздоровительной направленности, клубах по спортивным интересам, школах здоровья, в спортивных секциях и самодеятельным туризмом и т.п.; ● меры и средства материального и морального стимулирования занятий физическими упражнениями и ЗОЖ; ● создание (строительство и реконструкция) материально-спортивной базы для организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями по месту жительства: в микрорайонах, общежитиях, конкретных домах, культурных учреждениях и т.п.; ● источники и величины возможных финансовых ассигнований на проведение ФОР, оплату труда физкультурным работникам, пропаганды и стимулирования ЗОЖ; ● перечень оборудования и инвентаря, необходимого для занятий физическими упражнениями в сочетании с лечебными и гигиеническими услугами с учетом финансовых, материальных, кадровых возможностей конкретной формы ФОР; ● меры агитационно-пропагандистской работы по вопросам ФК; ● персональная ответственность и исполнение конкретных пунктов программы определенными исполнителями; ● показатели положительной динамики каждого из перечисленных разделов программы;
►создание диагностических и консультационных пунктов при основных формах физкультурно-оздоровительной работы для получения населением необходимой информации о своем состоянии здоровья, необходимом двигательном режиме и комплексах физических, психических и гигиенических упражнений;
►координация усилий всех управленческих субъектов: физической культуры и спорта, образования, культуры, финансов, юриспруденции; создание четкой системы координационных и субординационных связей, нормативной основы во всей системе управления и исполнения этой работы; постоянное ее совершенствование с учетом сложившихся в конкретном временном периоде экономических, социальных, политических и культурно-образовательных условий.