Назначение и классификация передач
Механическими передачами называются механизмы, передающие энергию от двигателя к рабочим органам машины. При этом, как правило, происходит преобразование скоростей, сил и моментов, а иногда характера и закона движения.
Применение в машинах передач обусловлено следующими причинами: требуемые скорости рабочих органов машины отличаются от скоростей стандартных двигателей; двигатели, как правило, имеют равномерное вращение ведущего звена, а в машинах требуется возвратно-поступательное движение или движение по заданному закону; необходимостью регулирования скорости рабочего органа машины.
В современном машиностроении наряду с механическими передачами широко применяются электрические, гидравлические, пневматические и комбинированные передачи.
В курсе «Детали машини основы конструирования» рассматриваются лишь механические передачи для равномерного вращательного движения.
Классификация передач
Механические передачи вращения различаются:
По принципу действия:
– фрикционные – действующие за счет сил трения, создаваемых между элементами передач;
– зацеплением (давлением)– работающие в результате возникновения давления между зубьями, кулачками или другими специальными выступами на деталях.
Фрикционные и зубчатые передачи могут быть выполнены как с непосредственным контактом ведущего и ведомого звеньев, так и посредством гибкой связи – ремня, цепи.
По характеру изменения скорости:
– понижающие (редукторы);
– повышающие (мультипликаторы).
По взаимному расположению валов в пространстве:
– с параллельными валами;
– с пересекающими валами;
– с перекрещивающимися валами.
По характеру движения валов:
– простые;
– планетарные.
По числу отдельных передач:
– одноступенчатые;
– многоступенчатые.
По конструктивному оформлению:
– открытые (не имеют общего корпуса);
– полузакрытые, смонтированные в легкий защитный кожух, который не выполняет силовых функций;
– закрытые, заключенные в общий прочный и жесткий корпус, объединяющий все подшипниковые узлы и выполняющий силовые функции.