В задании на проектирование с постоянным передаточным числом должны быть известны: передаваемая мощность N или крутящий момент Mкр на ведомом валу, частота вращения ведущего n1 и ведомого n2 валов, схема передачи, габариты и режим работы передачи.
По этим данным можно спроектировать несколько передач различных типов. Возможные варианты передач нужно сравнить между собой по весу, КПД, габаритам и др. параметрам и выбрать из них наивыгоднейший. В табл. 9 приводятся некоторые параметры различных передач.
Таблица 9
Некоторые энергетические и экономические
показатели различных передач
№№ | Тип передачи | Наибольшие допустимые значения | Оптимальная стоимость % | ||||
Vокр м/с | N кВт | U | КПД | ||||
открытая | закрытая | ||||||
Зубчатая | 0,93-0,95 | 0,96-0,98 | |||||
Червячная | 0,2-0,3 | 0,3-0,4 | – | ||||
Плоскоременная | 0,96 | – | |||||
Клиноременная | 25-30 | 8-15 | 0,9-0,95 | – | |||
Цепная | 15-25 | 0,9-0,93 | 0,95-0,97 | ||||
Фрикционная | 15-25 | 5-10 | 0,7-0,8 | 0,9-0,96 | – |
В таблице приведены ориентировочные данные различных передач. При проектировании конкретной передачи необходимо пользоваться более точными табличными данными соответствующих справочников.
Передачи с переменным передаточным числом
Многие машины в процессе работы требуют изменения передаточного числа.
В случае передач ступенчатого регулирования исходным является заданный ряд скоростей ведомого вала, частота вращения ведущего вала (обычно n1=const) и крутящий момент на ведомом валу. Ряд скоростей (чисел оборотов) должен составлять геометрическую прогрессию.
Отношение nmax / nmin = r называется диапазоном регулирования. Отношение двух соседних чисел оборотов nk / nk-1 = j называется знаменателем ряда или коэффициентом регулирования.
Величина φ нормализована, например, в станкостроении φ = 1,26; φ = 1,41; φ = 1,58.
Ступенчатое регулирование в передачах трением осуществляется с помощью ступенчатых шкивов и ремня, который переводится с одной ступени на другую.
Ступенчатое регулирование скорости приводит к потере производительности машины. Полностью исключить ее можно лишь используя принцип бесступенчатого регулирования скорости. Наиболее просто такой вид регулирования осуществляется в передачах трением – фрикционных и ременных. Обычно они носят название фрикционные или ременные вариаторы.
Ременные передачи