Курс лекций «Стратегический менеджмент». Национальная экономика.
Тема 1. Сущность стратегического управления.
Предпосылки применения стратегического планирования:
n возрастание неопределенности внешней среды – турбулентность
n обострение конкуренции
n интеграционные процессы – слияния и поглощения
n рост числа потребностей и способов их удовлетворения
n увеличение самостоятельности компаний в принятии решений
Понятие стратегического управления:
Стратегическое управление – поиск, идентификация и реализация долгосрочных преимуществ фирмы.
Стратегическое управление в коммерческой фирме – разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности фирмы над уровнем конкурентов.
Стратегическое управление – это не набор инструкций, это аналитическое мышление и эффективное использование ресурсов. – Питер Друкер.
Процесс стратегического управления:
- анализ среды
- определение миссии и целей
- альтернативные варианты, выбор стратегии
|
|
- реализация стратегии
- оценка и контроль выполнения
Сравнительные характеристики систем управления
Параметры | Бюджетирование | Долгосрочное планирование | Стратегическое планирование | Стратегическое управление |
Предсказуемость | Прошлое повторяется | Тенденции сохраняются - экстраполяция | Новые явления/тенденции предсказуемы | Частичная предсказуемость по слабым сигналам |
Тип изменений | Медленнее реакции фирмы | Сравним с реакцией фирмы | Быстрее реакции фирмы | |
Процесс | Циклический | Реальное время | ||
Акцент в управлении | Стабильность / реакция на перемены | Предвидение | Исследование | Творчество |
Период | с 1900г.. | с1950-х | с 1970-х | с 1990-х гг. |
Недостатки систем стратегического планирования:
n ошибочность предположения о неизменности мира в течение планового периода
n переоценка роли аналитических данных
n недооценка процесса обучения
Особенности стратегического управления
n влияние на благополучие организации
n связано с проблемами развития
n фирма - открытая система
n творческие методы решения проблем
n взаимодействие и взаимовлияние стратегии и организации
n создание стратегии непрерывный процесс
n многоцелевой характер решений
n стратегии, основанные на знаниях
n глобальный масштаб
Определение стратегии
Классическое понимание стратегии – искусство ведения боя (битва при Херонее – Александр и Филипп против греческих войск).
Критерии эффективной стратегии:
- Важные, отчетливо сформулированные задачи. Все ли предпринимаемые усилия направлены на выполнение важных, конкретных и в целом достижимых целей?
|
|
- Поддержка инициативы. Оставляет ли избранная стратегия простор для самостоятельных действий и решений?
- Концентрация. Гарантирует ли стратегия, что все силы организации будут для получения нужного результата сконцентрированы в необходимый момент и в нужном месте?
- Гибкость. Имеет ли ваша стратегия достаточный внутренний запас ресурса прочности для обеспечения свободы маневра и гибкости системы?
- Скоординированное и ответственное руководство. Предусматривает ли ваша стратегия ответственное и преданное общему делу руководство по отношению ко всем главным целям?
- Неожиданность. Запланированы ли в стратегии неожиданные атаки на противника?
- Защита. Обеспечивает ли стратегия защиту основных ресурсов и всех жизненно важных систем предприятия?
Стратегия - это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. – Д. Б. Куинн (логический инкрементализм).
Стратегия – сочетание плановых и ответных действий, являющихся реакцией на изменения в отрасли и конкурентные события. - А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд.
Стратегия - намеченный путь развития компании, необходимые для этого ресурсы, их распределение, координация и соответствующее планирование. - Ханс Виссема.
Стратегия - создание посредством разнообразных действий уникальной и ценной позиции. - Майкл Портер.
Стратегия - теория бизнеса - Питер Друкер.
Стратегия - общий, всесторонний план достижения целей. - Майкл Мескон.