Манифест 19 февраля 1861 г

Результаты Крымской войны сделали очевидным глубокий кри- зис, в котором находилась Россия. Показали, прежде всего, несостоя- тельность внешнеполитического курса империи, а также всей никола- евской системы в целом. В правящих кругах осознавалась необходи- мость радикальных преобразований в стране. Александр II, тяжело


переживавший военное поражение России, стал решительным сто- ронником отмены крепостного права. Об этом он заявил в речи перед представителями московского дворянства в марте 1856 г. «Слухи но- сятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого уже было несколько случаев неповиновения помещикам. Я убеж- дён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

В 1857 г. был учреждён Секретный комитет для решения кре-

стьянского вопроса. Однако туда вошли откровенные сторонники со- хранения крепостного права. Тогда император попытался придать его обсуждению гласный характер. Царскими рескриптами (предписания- ми) в 1857–1858 гг. во всех губерниях, на которые распространялось крепостное право, были учреждены губернские комитеты из местных помещиков, получивших, таким образом, возможность высказаться по поводу предстоящей реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Нача- лось обсуждение проектов реформы в губернских комитетах, а затем и в Главном комитете. Различных записок и проектов оказалось очень много. Однако выяснилось, что, во-первых, интересы помещиков разных регионов не совпадают. И второе различие состояло в отсут- ствии единства среди помещиков внутри комитетов. Часть из них бы- ла настроена крайне консервативно и настаивала на максимальном сохранении существующих порядков. Другие же занимали либераль- ные позиции и предлагали решительные преобразования буржуазного направления. Члены редакционных комиссий пытались отыскать компромиссное решение, которое примирило бы государственные, помещичьи и крестьянские интересы. И по сравнению с губернскими комитетами комиссии пошли на значительно большие уступки кре- стьянам, но в целом они защищали интересы помещиков.

Проект положений, выработанных редакционными комиссиями,

в 1860 г. поступил на рассмотрение Главного комитета, а в 1861 г. пе- редан в Государственный совет. 19 февраля 1861 г., в пятую годов- щину своего вступления на престол, Александр II подписал манифест об отмене крепостного права в России и ряд положений, разъясняю- щих условия освобождения крестьян.


Главным содержанием реформы была отмена крепостного со- стояния, как официально именовалось право собственности помещи- ка на крестьян. Крестьяне объявлялись лично свободными и станови- лись юридическими лицами. Это означало, что теперь они могли на своё имя покупать землю, дома, заключать различные сделки, откры- вать торговые и промышленные заведения. Изменение правового по- ложения крестьян привело к смене формы использования труда. На смену феодальному способу, при котором работник был собственно- стью хозяина, пришёл капиталистический, при котором работника нужно нанимать, покупая его рабочую силу. Теперь крестьянин был волен наниматься на работу или предпочесть уход на заработки в го- род, в другие губернии, заняться промыслами и т.п. В этом смысле по своим последствиям реформу 1861 г. можно приравнивать к европей- ским буржуазным революциям.

Положения 19 февраля 1861 г. устанавливали ряд основных прин- ципов ликвидации повинностей и наделения крестьян землёй. За два года должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян.

Крестьяне могли получить определённый земельный надел за вы-

куп. Размеры наделов определялись местными положениями, которые делили губернии на три полосы (черноземная, нечерноземная и степ- ная). Лишь в 8 западных губерниях наделы крестьян были увеличены

на 18–20% по сравнению с их крепостным владением. В 27 губерниях

землепользование крестьян сократилось и лишь в 9 осталось таким же.

В итоге проведения реформы 10 млн душ мужского пола бывших по-

мещичьих крестьян получили около 34 млн десятин земли, или 3,4 де- сятины на душу, тТогда как для прожиточного минимума, по подсчё- там экономистов, в черноземной полосе надо было иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных местностях – 6–8 десятин. Таким об-

разом, в подавляющем большинстве крестьянину выделялся надел

меньше того, которым он владел, будучи крепостным.

Крестьянские надельные земли не были собственностью кресть-

ян или крестьянских дворов, но были переданы во владение крестьян- ским обществам. Крестьяне одного помещика составляли сельское общество, поэтому в селе могло быть несколько сельских обществ и,

наоборот, несколько сёл входили в одно общество. Волость включала

несколько сельских обществ (от 300 до 2000 душ мужского пола). Над крестьянами был поставлен институт мировых посредников, на кото-

рых возлагались вопросы проведения реформы. Мировые посредники

назначались из числа местных потомственных дворян.


Общества «уравнительно» распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями. Выкуп- ные платежи и все подати крестьяне платили сообща, миром, кото- рый был связан «круговою порукой», т.е. коллективной ответствен- ностью, и должны были платить подати за своих несостоятельных членов. Поэтому каждый крестьянин был «приписан» к своему обще- ству и без согласия «мира» не мог из него выйти.

Выкупная операция. Размер выкупа устанавливался только по величине денежного оброка. При таком принципе выкупалась не зем- ля, а выкупалась личность крестьянина. С этой целью было введено такое понятие, как «капитализация» оброка из 6% годовых. Это зна- чило найти такой размер капитала, положив который в банк, выпла- чивающий на вклад 6% годовых, помещик бы получал ежегодно сумму оброка. Поскольку неграмотным крестьянам было трудно объ- яснить формулу нахождения полной суммы по проценту, в статье 6

«Положения о выкупе» было записано: «Годовой оброк… капитали- зируется из шести процентов, т.е. умножается на шестнадцать и две трети: таким образом, за каждый рубль ежегодного оброка… полага-

ется выкупная сумма в 16 р. 67 коп…».

Крестьяне не могли выплатить сразу такую сумму: она равня- лась 11 годовым налогам с крестьянского двора, а помещик был заин- тересован получить всю сумму сразу. Поэтому государство выступи- ло посредником между помещиками и бывшими крепостными. Оно предоставляло как бы кредит крестьянам в размере 80% выкупной суммы. Эта сумма выплачивалась помещикам сразу при заключение выкупной сделки. Остальные 20% крестьяне должны были уплатить помещику по договорённости. В течение этого периода бывшие кре- постные назывались «временнообязанными» и должны были нести прежние повинности в пользу помещика в виде денежного оброка или барщины. Период этого состояния твёрдо установлен не был и

растянулся на 20 лет. После этого крестьяне переходили на выкуп и в течение 49 лет должны были выплачивать государству «одолженные» им 80% выкупных сумм. Зависимость выкупа от оброка привела к тому, что он не соответствовал реальной доходности земли.

Реформа 1861 г. явилась гранью между двумя эпохами, создав

условия для утверждения буржуазных социально-экономических от- ношений. Она привела к необратимым переменам во всех сферах русской жизни. Личное освобождение крестьян способствовало более быстрому росту рынка свободной рабочей силы. Это дало мощный


импульс развитию промышленного производства. К началу 1880-х гг.

в России завершается промышленный переворот.

Вместе с тем реформа не разрешила задачи окончательной лик- видации феодально-крепостнических порядков. В стране сохранилось помещичье землевладение как экономическая основа политического господства помещиков.

Крестьяне не получили землю в собственность. Её надлежало выкупить, а условия выкупа для основной массы крестьян были очень

тяжёлыми. Процесс этот растянулся на 49 лет.

Землевладение крестьян было урезано. Недостаток необходимой земли крестьяне вынуждены были восполнять кабальной арендой. Не- хватка земли возрастала по мере естественного прироста населения, что обусловливало сохранение на длительное время полукрепостнических форм эксплуатации крестьян, являлось источником нищеты и отстало- сти деревни. Всё это обусловило дальнейшее обострение аграрного во- проса, который приобрёл небывалую остроту на рубеже XIX–XX вв. и

явился одной из главных причин революции 1905–1907 гг.

Крестьянская реформа сохранила сельскую поземельную общи- ну как средневековый социальный институт с весьма противоречи- выми функциями.

На фоне формирования новых общественных классов – буржуа- зии и пролетариата в стране сохранялись представители феодальных сословий – помещики и крестьяне. Это не могло не отразиться на рас-

становке политических сил в стране в ходе революционных событий и

борьбы за власть. Кроме того, крестьянство как сословие было наделе- но значительно меньшими правами, чем дворянство или купечество. Крестьяне оставались прикреплёнными к месту жительства, были свя- заны круговой порукой в уплате налогов внутри общины, несли нату- ральные повинности. При наличие в стране бессословных окружных судов для крестьян по мелким преступлениям был оставлен сословный

крестьянский волостной суд, который сохранял телесные наказания.

Таким образом, крестьянскую реформу невозможно оценить однозначно.




double arrow
Сейчас читают про: