double arrow

Глава 9. ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ. РОССИЯ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (вторая половина XIX в.)


Александр II вступил на престол (1855–1881 гг.) в трагический для страны момент - Россия терпела поражение в Крымской войне. Начало его царствования было посвящено её прекращению.

Александр родился в 1818 г. и с самых первых дней, как отмечал С. Платонов, всеми почитался как будущий монарх, ибо был старшим в поколении великим князем. Воспитание и образование Александра

было поставлено прекрасно. Его главным наставником был В.А. Жу-

ковский, который составил для высокородного подопечного особую учебную программу. К 20 годам Александр обладал широким кругозо- ром, изысканными манерами, свободно владел пятью языками и произ- водил впечатление обаятельного человека на большинство из тех, с кем ему приходилось встречаться и в России, и за границей. В 23 года цеса- ревич вступил в брак, и с этого же времени император Николай стал систематически знакомить сына с разными отраслями государствен- ного управления. В течение десяти лет Александр был ближайшим помощником своего отца. Ко времени вступления на престол Алек- сандр II являлся человеком зрелых лет, обладавшим обширными зна- ниями в различных областях, имевшим достаточные представления о сложной механике государственного управления. Однако, как отме- чали современники, личность Александра II «не отличалась опреде- лённостью черт и в разные моменты его жизни и деятельности произ- водила впечатление непостоянства, колебания». Причину видели во врождённом добродушии и мягкости натуры, в отсутствии той силы воли, которая была присуща его отцу Николаю I.

Отмена крепостного права.







Сейчас читают про: