double arrow

Реформы 1863–1874 гг


Крепостной строй на протяжении веков определял в России ор- ганизацию системы управления и судопроизводства, принципы ком- плектования армии и пр. Отмена крепостного права вызвала необхо- димость проведения других реформ.


Земская реформа. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» вводилось указом от 1 января 1864 г. Земства учрежда- лись как всесословные органы местного самоуправления в уездах и гу- берниях. Избирательная система земств строилась по буржуазному принципу имущественного ценза, по куриям. Первая курия – землевла- дельческая, вторая курия – городская, третья курия – сельских крестьян- ских обществ. Выборы по крестьянской курии были многостепенными.

В уездах и губерниях земские органы делились на распоряди- тельные и исполнительные. Распорядительные органы – собрания гласных, заседали раз в год. Они решали хозяйственные вопросы, ут- верждали сметы, земские налоги, а также выбирали исполнительные органы – земские управы, состоявшие из председателя и нескольких членов. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Выборы в земства производились каждые три года. Земские управы действова- ли постоянно; члены управ получали определённое жалованье. Кроме того, земства получали право содержать на своём жалованье земских врачей, учителей и прочих земских служащих. На содержание зем- ских учреждений собирались земские сборы с населения.




Земства лишены были каких бы то ни было политических функ- ций. Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хо- зяйственными вопросами местного значения. В их ведение отдава- лись устройство и содержание местных путей сообщения, почты, школ, больниц, богаделен, ветеринарная служба, постройка церквей, содержание тюрем и т.п.

Введение земств способствовало развитию хозяйственной ак- тивности в стране, развитию общественно-политической жизни, во- влечению в неё более широких слоёв населения, включая крестьянст- во, что являлось свидетельством становления гражданского общест- ва. Важен был сам факт появления в России системы самоуправле-

ния, относительная независимость земств от государственных струк-

тур, т.е. некоторая децентрализация власти.

Вместе с тем земская реформа содержала значительные ограни-

чения: прежде всего искусственное создание численного преимуще- ства для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельно- сти, а самое главное – создание земств не было завершено учрежде-

нием центрального представительного органа. В 1867 г. последовали

запреты земствам разных губерний на контакты между собой, а также запрещено было печатать без разрешения местного губернского на-




чальства отчёты о своих собраниях. Центральная и местные власти пресекали всякое стремление земств к независимой деятельности: правительство опасалось складывания в стране единой оппозиции.

Городская реформа. К началу 60-х гг. в России насчитывалось около 700 городов. Основным законодательным документом, регули- рующим городскую жизнь, была Жалованная грамота городам 1785 г., которая сильно устарела. Вскоре после реформы 1861 г. началась подготовка изменений в системе городского управления. Однако

«Городовое положение» было утверждено только летом 1870 г. Соз- давались всесословные органы общественного управления, избирае- мые на основе имущественного ценза. В среднем по 46 наиболее крупным городам избиратели составляли 5,6% от общего числа жите- лей. Распорядительным органом самоуправления была городская ду- ма, исполнительным – городская управа под председательством го- родского головы. Городской голова в крупных городах утверждался в своей должности министром внутренних дел, а в мелких – губернато- ром. Компетенция городского самоуправления так же, как и в земст- вах, не выходила за рамки хозяйственных вопросов.

Судебная реформа. Государственной канцелярии в 1861 г. было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. В ноябре 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы. Старые сословные суды упразднялись. Создавался суд присяжных. В основу суда были положены прогрес- сивные принципы: бессословность судопроизводства, введение глас- ного и состязательного публичного процесса; независимость судей от администрации, выражавшаяся в том, что судьи утверждались царём, а мировые судьи – Сенатом и могли быть уволены только по собст- венному желанию или по суду. Структура суда упрощалась. Устанав- ливалось два вида судов: коронный и мировой. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд, второй – судебная па- лата, объединявшая несколько судебных округов. Гражданские дела решались без участия присяжных заседателей, уголовные дела – с участием заседателей. Принимавшие участие в судебном процессе выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого; меру наказания определяли судьи и два члена суда. Решения, принятые окружным судом с участием при- сяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия – могли быть обжалованы в судебной палате. Высшей кассационной инстанцией был Сенат, имевший право пересмотра и отмены судеб- ных решений.




Мировой суд учреждался для разбора уголовных преступлений и решения малозначительных гражданских дел, если ущерб не пре- вышал 500 руб. Мировой суд был единоличным и осуществлялся ми- ровым судьёй. Решения мирового суда могли быть обжалованы на уездном съезде мировых судей.

Судебные уставы вводили институт присяжных поверенных –

адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое об- разование. В присяжные заседатели избирались лица, также обладав- шие определённым цензом.

Судебная реформа была наиболее последовательна, однако как только суды продемонстрировали свои лучшие стороны, власть тут же начала вносить изменения, ведущие к отступлению от принципов буржуазного суда. Со второй половины 60-х гг. была значительно ог- раничена публичность судебных заседаний и освещение их в печати. Нововведения коснулись политических дел – с конца 70-х гг. значи- тельная их часть стала рассматриваться военными судами.

Военные реформы. Поражение России в Крымской войне, пока- завшей военно-техническую отсталость армии, дальнейший рост воо- ружений и усиление экспансии европейских государств требовали решительной реорганизации военного дела в России. Уже в ходе Крымской войны в 1855 г. была образована особая комиссия «для улучшения военного дела», но практически к военным преобразова- ниям приступили в 1861 г., когда во главе военного министерства стал Д.А. Милютин – высокообразованный военный и государствен- ный деятель, известный своими либеральными взглядами. В 1864 г. им была реорганизована система военного управления: образовано 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчинённым Военному министерству. В 1867 г. в подчинение Воен-

ному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, действующая армия и военно-учебные заведения. Тем самым достигалась централизация военного управления.

В 1867 г. был принят новый Военно-судебный устав. В середине

60-х гг. была проведена реформа военно-учебных заведений. Учрежда- лись военные гимназии. Для специальной подготовки военных инжене- ров, артиллеристов, кавалеристов были созданы юнкерские училища.

Высшее военное образование можно было получить в академиях артил-

лерийской, инженерной, военно-медицинской, военно-юридической,


Генерального штаба. Эти преобразования улучшили боевую подготов- ку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела мог- ла быть осуществлена лишь введением новой системы комплектова- ния армии. С января 1874 г. вместо рекрутских наборов, существовав- ших с петровских времён, был осуществлён переход ко всеобщей во- инской повинности. Согласно уставу воинская повинность распро- странялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для флота –

7 и 3. Отслужившие сроки действительной службы и в запасе зачисля- лись в ополчение, в котором пребывали до 40-летнего возраста. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

От действительной службы освобождались имевшие льготы по семейному положению: единственный сын у родителей, единствен- ный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те

призывники, у которых в семье старший брат отбывает или отбыл срок действительной службы. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет – для окончивших начальную школу, до 3 лет – городскую школу, до полутора лет – гимназию и до полугода – для имевших высшее образование. Находившихся на службе солдат обучали гра- моте. Это было немаловажно, поскольку до 80% призывавшихся на службу составляли неграмотные.

Существенные изменения произошли в вооружении армии. Бы- ла произведена замена гладкоствольного оружия нарезным и скоро- стрельным. На вооружение поступила винтовка. Артиллерийский

парк заменялся новыми системами орудий. Благодаря открытию вы- дающегося русского металлурга П.М. Обухова в России впервые в мире стали производиться стволы орудий из литой стали. В результа- те в 60-х гг. Россия наряду с Германией превратилась в монополиста по производству стальных орудий. В стране началось строительство парового флота, создавались железнодорожные войска.

Переход к новому вооружению выдвинул необходимость разви- тия военной теории. В это время появились работы крупных военных теоретиков М.И. Драгомирова, Д.А. Милютина, Г.А. Леера и др.

Военные реформы 1861–1874 гг. сыграли важную роль в повы- шении боеспособности русской армии, хотя в ней сохранялись отпе- чатки сословного неравноправия и пережитков.


Реформы в области просвещения. Развитие страны, рост промыш- ленности, торговли, транспорта, внедрение машинной техники требова- ли всё больше образованных, профессионально подготовленных людей. Само осуществление реформ в сфере управления, суда, военного дела было невозможно без увеличения числа грамотных людей.

Реформа школы в основном была осуществлена двумя актами: в июне 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах» и в ноябре того же года – «Устав гимназий и прогимна- зий». Между начальным звеном образования и средними учебными заведениями, согласно этим документам, не устанавливалось преем- ственности. Начальные школы были различных типов – государст- венные, земские, церковно-приходские, воскресные. Срок обучения, как правило, не превышал трёх лет. Уровень знаний они давали невы- сокий – элементарная грамотность и арифметика, а самое главное, образование так и не получило статуса бесплатного и обязательного.

Среднее образование давали гимназии, которые делились на классические и реальные, с семилетним сроком обучения. В класси- ческих гимназиях отдавалось преимущество гуманитарной подготов- ке. Окончившие эти гимназии получали право поступать в универси- теты без экзаменов. Реальные гимназии имели практическую направ- ленность, заметное место в них занимали предметы естественного цикла. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднён; они могли поступать преимущественно в высшие техниче- ские учебные заведения. Таким образом, формировался определённый общественный стереотип, согласно которому считалось, что классиче- ское образование имеет превосходство над реальным, что превращало классическую школу в удел дворянства. Кроме того, создавались про- гимназии, имевшие более сокращённый курс обучения, равный пер- вым четырём классам гимназии.

В ноябре 1862 г. был утверждён устав женских гимназий с семи- летним сроком обучения, однако с более сокращённой по сравнению с мужскими гимназиями программой преподавания общеобразователь- ных дисциплин. В 70-е гг. было положено начало высшему женскому образованию – появились так называемые высшие женские курсы. В Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, в Петербурге – Владимирские курсы, в Киеве – Систематические публичные курсы по естественным наукам и т.д. Высшая женская школа существовала в основном за счёт частных пожертвований и платы за обучение.

В июне 1863 г. был утверждён новый университетский устав,

предоставивший довольно широкую автономию. Действие устава


распространялось на 6 университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Киевский и Новороссийский. Устав разре- шал университетам иметь пять факультетов: медицинский, физико- математический, юридический, историко-филологический и факуль- тет восточных языков. В действительности в каждом университете было не более четырёх факультетов. Восточный факультет существо- вал только в Петербургском университете, но в нём не было меди- цинского факультета. К концу XIX в. в России насчитывалось 10 университетов. Численность студентов возросла с 5,5 тыс. в 1860 г. до 16,5 тыс. в 1899 г., но более половины этого числа приходилось на Московский и Петербургский университеты. Вместе с тем универси- тетская реформа устранила далеко не все пережитки периода крепо- стничества. Сохранилось право министра просвещения назначать и увольнять преподавателей. Студенты не получили прав создавать свои корпоративные организации и т.д.

Несмотря на сравнительно быстрый рост народного образования в пореформенной России – численность начальных и средних школ, училищ и гимназий составляла в 1856 г. 8227, а 1896 г. – 78700, к кон- цу XIX в. подавляющее большинство населения продолжало оста- ваться неграмотным. По переписи 1897 г. удельный вес грамотных людей составлял 22,3% населения страны.

Реформы 60-70-х гг. свидетельствуют о том, что внутренняя по- литика стала осуществляться с учётом потребностей капиталистиче- ского развития страны. Однако в условиях сохранения абсолютной

монархии они проводились с позиций интересов и сословных пре-

имуществ дворянства, а значит, носили непоследовательный, поло-

винчатый характер.







Сейчас читают про: