Навыков и качеств у юных спортсменов

№ п/п Двигательные качества возраст (полных лет)
пол                    
                     
  Мышечная сила М   #   #     & # # &
    Ж # #   & &         &
  Быстрота движения М & & #              
    Ж & & & &            
  Скоростно-силовые М   & # #     # &    
  Качества Ж # # & & &     #    
  Общая выносливость М       &   &   & &  
    Ж   & & & &          
  Выносливость силовая динамическая М         & &        
    Ж     & & & &        
  Выносливость скоростно-силовая- М                    
    Ж     &              
  Гибкость М     &       &   #  
    Ж         & & #      
  Двигательная координация М & & & #            
    Ж & & & &            
  Быстрота двигательной реакции М & & & & #          
    Ж & & & & &          
  Быстрота одиночного движения М & & & & & & &      
    Ж & & & & & & &      
  Темп движений М & &       &        
    Ж & &       &        
  Точная оценка пространства М # # # # # #        
    Ж # # # # # #        
  Точность усилий М         & & & & &  
    Ж         & & & & &  
  Способность к расслаблению М         #     #    
    Ж       # # #   #    
  Условные обозначения:#- темп прироста качества умеренно высокий      
  & - темп прироста качества наиболее высокий      

Следует особо подчеркнуть, что авторами данного исследования выявлены темпы прироста двигательных качеств, особенности процесса их воспитания. Например, быстроту одиночного сокращения можно успешно воспитывать с 7 до 13 лет, как у мальчиков, так и у девочек, а скоростно-силовую выносливость только у девятилетних девочек.

Термином воспитание (а не развитие) пользуются, чтобы подчеркнуть не только биологически обусловленный, естественный прирост двигательных возможностей человека, но и социальный характер обеспечения их необходимой динамики. В этом смысле сила должна быть воспитанной (дозируемой, умело применяемой, быстрой, сочетающейся с необходимой гибкостью и т.п.), а не грубой, ломовой, неотесанной.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите две основные сферы в психике и поведении человека. В чем основное различие этих сфер? Какие психические процессы относят к числу познавательных (когнитивных)?

2. В чем вы видите разницу понятий “знание”, “познание”, “сознание”? Что значит совершить бессознательный поступок? Чем он отличается от сознательного?

3. Каков особый “вклад” ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения в обработку информации?

4.Приведите собственные примеры использования принципов развития познавательных процессов. Какие из принципов наиболее важны для вас в настоящее время? С какой деятельностью это связано?

5. По какому типу вы строите свои “познавательные” отношения с тренером? Часто ли обсуждаете с партнерами по команде различные теоретические проблемы спорта? Как часто предметом обсуждения служит психологическая подготовка, особенности психики человека?

6. Какие требования к физическим качествам и двигательным навыкам предъявляются в избранном вами виде спорта, соревновательном упражнении или амплуа? Приведите собственный пример воспитания навыков и качеств.

7. В чем состоит основная сложность формирования и совершенствования навыков в избранном Вами виде спорта? Каковы Ваши личные затруднения в освоении спортивных навыков?

8. Приведите примеры собственных действий импульсивного и волевого характера. Как часто вам необходимы импульсивные действия? В чем Вы видите эффект разрядки импульсивных действий и соотнесенность с целью для действий волевых?

9. Приведите примеры включения движений в состав спортивного действия. Какие психические компоненты (кроме движений) нужны для успешного осуществления этого спортивного действия? Задействованы ли при этом внимание, память, мышление и другие психические процессы?

10. В чем преимущество автоматизации навыка? Что здесь является действием, а что – операцией (или операциями) в составе действия?

Рекомендуемая литература:

Ана­нь­ев Б.Г. Тео­рия ощу­ще­ний, - М.: Изд-во ЛГУ, 1961
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: 1982
Ве­ль­хо­вер Е.С., Куш­нир Г.В. Экс­те­ро­ре­це­пто­ры ко­жи. - Ки­ши­нев: Шти­ин­ца, 1986
Крет­ти Дж. Б. Пси­хо­ло­гия в со­вре­мен­ном спор­те. ‑ М.: ФиС, 1978. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука, 1972
Лу­рия А.Р. Ощу­ще­ние и вос­при­ятие, - М.: Изд-во МГУ, 1975
Познавательные процессы у спортсменов. т. II. Самоконтроль и мастерство в спорте /Под ред. Б.Б. Коссова. - М.: ФиС, 1976.
Пу­ни А.Ц. Очер­ки пси­хо­ло­гии спор­та. - М.: ФиС, 1959.
Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: ФиС, 1971.
Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998.
Попов А.Л. Спортивная психология. – М.: ФЛИНТА, 1999.

глава 7.

личностЬ и психологические основы ЕЕ формирования в процессе физического воспитания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: