Сопряжение труб, уложенных на разной глубине, осуществляется с помощью перепадных колодцев, которые могут быть установлены на любой системе водоотведения. Необходимость их применения возникает в следующих случаях (рис. 1.13):
· при присоединении боковых веток к коллекторам или внутриквартальных сетей к уличным трубопроводам (вариант а);
· при пересечении трубопроводов с инженерными сооружениями и естественными препятствиями (вариант б);
· при устройстве затопленных выпусков воды в водоемы (вариант в);
·
|
|
|
|
На рис. 1.13 пунктиром показаны другие технические решения, однако устройство перепадных колодцев позволяет значительно сократить объем земляных работ и стоимость строительства сети. Поэтому эти колодцы более предпочтительны с экономической точки зрения.
|
|
По конструкции водоотводящие перепады можно разделить на следующие основные типы (см. рис. 1.14):
1. Перепады с водосливом практического профиля и водобойным колодцем в нижнем бьефе (а).
2. Трубчатые перепады, которые бывают различной конструкции, но с обязательной вертикальной трубой (б).
3. Перепады с отбойно-водосливной стенкой (в).
4. Шахтные многоступенчатые перепады различных конструкций. Гашение падающей энергии происходит на каждой ступени (г).
5. Быстротоки – короткие каналы с большим уклоном (д).
| |||||
| |||||
|
Согласно [1], перепады высотой до 3 м на трубопроводах диаметром 600 мм и более принимают в виде водосливов практического профиля, а высотой до 6 м при диаметрах до 500 мм – принимают трубчатые перепады.
Дюкеры
Дюкеры служат для транспортирования сточных вод через реки, овраги и при пересечении с различными подземными сооружениями.
Рис. 1.15. Схема дюкера
Дюкеры работают полным сечением, жидкость в них движется под действием столба воды, определяемого разностью уровней стоков во входной и выходной камерах (H = Z 1 – Z 2). Значение H соответствует потерям напора в дюкере.
В соответствии со СНиП 2.04.03-85 диаметры труб дюкеров должны быть не менее 150 мм. Дюкеры при пересечении водоемов и водотоков необходимо проектировать не менее чем в две рабочие линии из стальных труб с усиленной антикоррозионной изоляцией. Каждая линия дюкера должна проверяться на пропуск расчетного расхода с учетом допустимого подпора. При пересечении оврагов и суходолов допускается предусматривать дюкеры в одну линию.
|
|