Правовые и экономические условия привлечения иностранных инвестиций

Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозмож­но без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду с международной торговлей все большее значение приобретают между­народные потоки инвестиционного капитала, осуществляемые на осно­ве эффективного сотрудничества между странами.

В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешне­го иностранного капитала в экономику России. Иностранные инве­стиции являются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что собствен­ные финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путем привлечения допол­нительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных при­чин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.

Значение иностранных инвестиций для российской экономики пере­ценить сложно. По прогнозам специалистов-аналитиков, износ, соответственно и выбытие основных производственных фондов должен оставить до 25% производственных мощностей. Для обеспечения процессов простого воспроизводства основного капитала ежегодный объем инвестиций должен составлять, по разным оценкам, от 100 до 170 млрд. дол США. Экспорт нефти и газа, а также внутренние источники инвестиций не могут в полном объеме заменить требуемые размеры иностранных инвестиций. Активное же участие России в международном инвестиционном сотрудничестве способствует ускорению структурной перестройки отечественной экономики.

Привлечение иностранных инвестиций в страну дает еще целый ряд преимуществ, а именно:

- страна приобретает возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

- вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает многолетний опыт, который накапливался страной-инвестором на мировом рынке;

- иностранные инвестиции стимулируют, дают новый импульс развитию и росту внутренних инвестиций;

- приток иностранного капитала в инновационные проекты позволяет стране-реципиенту получить доступ к новейшим технологиям технике и передовым методам организации производства;

- в том случае, если правительство страны испытывает времен­ные денежные затруднения, иностранные инвестиции помогают эти затруднения разрешить, хотя при этом увеличивается внешний долг страны-реципиента;

- рост иностранных инвестиций способствует интеграции страны в мировое хозяйство, что в свою очередь обеспечивает ей устойчивое экономическое развитие.

В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностран­ные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект пред­принимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборо­та или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответ­ствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного иму­щества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключи­тельных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интел­лектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранный инвестор - это иностранное юридическое лицо, ино­странная организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранный гражданин и лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом, а также международные организации и иностранные государства.

В Российской Федерации иностранные инвестиции могут осуще­ствляться путем:

- долевого участия в предприятиях, организациях совместно с юридическими лицами и гражданами страны;

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

- приобретения имущества, в том числе ценных бумаг;

- приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав самостоятельно или с участием юридических лиц или граждан страны;

- заключения договоров с юридическими лицами и гражданами, усматривающих иные формы осуществления иностранных инве­стиций.

Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и про­чие является наиболее распространенным в экономической литерату­ре, поэтому данную классификацию следует рассмотреть подробнее.

Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличитель­ной чертой этого вида инвестиций является их производственное назначение, долгосрочность и способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.

Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» к прямым инвестициям относит:

- приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой орга­низации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации;

- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Феде­рации;

- осуществление на территории Российской Федерации иностран­ным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Осуществление прямых иностранных инвестиций возможно раз личными способами, главными из которых являются:

- учреждение на территории другой страны компании, полностью принадлежащей иностранному инвестору;

- покупка существующих фирм за рубежом;

- привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

- создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;

- создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций российских акционерных обществ.

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в эконо­мику бывшего СССР в 1987-1991 гг. среди перечисленных форм пре­обладало создание совместных предприятий (СП) с зарубежными партнерами в форме закрытых корпораций (в современной терминологии - обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда недостатки «советской» формы СП - произвольная оценка вкладов сторон, отсутствие конт­роля производства иностранным партнером — стали очевидны, преоб­ладающей формой вложений капитала в России (главным образом для крупных инвесторов) стало приобретение крупных пакетов открытых акционерных обществ (особенно актуальным это было в ходе прива­тизации), а также создание дочерних предприятий с полным иност­ранным капиталом.

Обе эти формы прямого инвестирования актуальны и в настоящее время. Но в последние годы наряду с ними начала расти и доля вложе­ний в различные финансовые и страховые предприятия (в 2006 г. толь­ко 26% прямых иностранных инвестиций было направлено в промыш­ленность, 9% — в деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а 54% (или 2,1 млрд. дол.) — в финансово-кредитную сферу).

В отличие от указанных форм инвестирования в России до сих пор не получило развития привлечение инвесторов на основе концес­сий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко применя­ется в других странах, в первую очередь для привлечения иностран­ного капитала в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов тендеры на освоение российских недр на кон­цессионных началах (например, Сахалинского нефтяного шельфа) проводятся регулярно, до практического осуществления доходят лишь немногие проекты.

Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику и международный бизнес в целом.

Роль прямых иностранных инвестиций заключается:

- в способности активизировать инвестиционные процессы в си присущего инвестициям мультипликативного эффекта;

- в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу;

- в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;

- в активизации конкуренции и стимулировании развития сред него и малого бизнеса;

- в способности при правильной организации, стимулировании размещении ускорить развитие отраслей и регионов;

- в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.

При портфельном инвестировании необязательны создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном слу­чае полагается в управлении реальными активами на других. Как пра­вило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Основные способы портфельного инвестирования включают:

- покупку ценных бумаг на рынках других стран;

- покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране;

- вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.

Привлечение иностранных портфельных инвестиций также явля­ется для российской экономики достаточно важной задачей.

С помо­щью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно реше­ние следующих экономических задач:

- пополнение собственного капитала российских предприятий путем размещения акций российских акционерных обществ среди зару­бежных портфельных инвесторов;

- аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди порт­фельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

- пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации путем размещения среди иностранных инвесто­ров долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

- эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигаций с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Правовые нормы, регулирующие весь комплекс проблем, возникающих в процессе привлечения и использования иностранных инвестиций, не укладываются в какую-либо одну отрасль права.

Всё законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, можно классифицировать как:

а) специальное;

б) общегражданское;

в) нормы международных договоров.

К специальному законодательству относятся прежде всего Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и довольно многочисленные сопутствующие акты, изменяющие и дополняющие этот Закон и другие постановления Правительства РФ по регулиро­ванию иностранных инвестиций.

Гражданское законодательство опосредует взаимоотношения предприятий с иностранным участием и их многочисленных контра­гентов — имеются в виду различного рода сделки, договоры, вещные права, вопросы представительства, исковой давности — все это регу­лируется Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, общегражданское законодательство применяется в том случае, когда регулирование вопросов деятельности иностран­ного инвестора с помощью специального законодательства невозмож­но вследствие его узкой направленности.

Нормы международных договоров являются частью правовой системы страны. Особое значение международный договор приобре­тает в регулировании международных экономических отношений. Дей­ствие данной нормы направлено главным образом на отношения, свя­занные с принятием и использованием иностранных инвестиций.

Сюда относят, прежде всего:

1. Международные двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций рассматриваются как дополнительные гаран­тии к нормам, которые содержатся в национальных законах. Страны — экспортеры капитала и их инвесторы считают, что задача защиты ино­странных инвестиций наиболее эффективно решается путем заклю­чения двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инве­стиций.

2. Международные двусторонние соглашения об устранении двойного налогообложения. Подобные соглашения обычно опреде­ляют доходы (прибыль) и имущество, которые облагаются налогом без каких-либо ограничений в стране — источнике дохода; устанавливаются какие доходы (прибыль) и имущество могут облагаться налогом в стране — источнике дохода с определенными ограничениями; как доходы в стране — источнике дохода могут полностью освобождать от налогообложения.

Многосторонние конвенции

Из многосторонних международных конвенций наибольшую значимость для регулирования отношений, связанных с инвестициями, имеют две — Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция о разрешении споров 1965 г.

Появлению многосторонней системы гарантий инвестиций предшествовало создание и развитие государственных систем страхо­вания экспорта капитала в промышленно развитых странах.

Одно из условий, оказывающих существенное влияние на приня­тие иностранным инвестором решения об инвестировании, — предо­ставление принимающей страной гарантий защиты и безопасности капиталовложений инвестора. Государство обязуется обеспечить сохранность иностранной собственности, гарантирует защиту прав и интересов иностранных инвесторов и не препятствует осуществле­нию инвестиционной деятельности на своей территории. Таким обра­зом, в условиях жесткой конкуренции государства создают как можно более либеральные режимы регулирования деятельности иностранных инвесторов.

Режимы, устанавливающие гарантии иностранным инвесторам в Российской Федерации, могут осуществляться:

- на основе конституций или специальных нормативных актов;

- в рамках двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций;

- через участие в конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.

В России, как и во многих странах, действует принцип защиты иностранных инвестиций, и в соответствии с Законом «Об иностран­ных инвестициях в Российской Федерации» иностранным инвесторам предоставляется режим наибольшего благоприятствования.

Данный режим предусматри­вает следующее: правовой режим деятельности иностранного инве­стора и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленныйроссийскому инвестору. Другими словами, иностранные инве­сторы в начале осуществления своей хозяйственной деятельности могут выбрать любую организационно-правовую форму, могут получить доступ к местным финансовым, трудовым и научным ресурсам и, наконец, пользоваться льготами на тех же условиях, что и нацио­нальные предприниматели.

В двусторонних соглашениях о защите инвестиций, подписанных Россией, кроме национального режима иностранному инвестору предоставляется режим наибольшего благоприятствования, в силу которого принимающее государство создает для инвестора страны-партнера условия деятельности, равные тем, в которых действуют инвесторы любого третьего государства Этот режим основывается на принципе недискриминации капиталовложений и деятельности иностранного инвестора.

Однако следует отметить, что большинство заключаемых сейчас соглашений предусматривает предоставление иностранным инвесторам «смешанного режима», что связано главным образом с относи­тельно неблагоприятным инвестиционным климатом в России. Такой режим предполагает, что в каждом случае инвестор имеет право выби­рать, какой из двух режимов (национальный или наибольшего благо­приятствования) ему больше подходит.

Несмотря на то, что каждое государство создает максимально благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, в ряде стран установлены определенные ограничения на деятельность иностранных инвесторов. В России также существуют некоторые огра­ничения и запреты для иностранных инвесторов. Эти ограничения называются изъятиями ограничительного характера из национального режима в пользу собственных инвесторов. Согласно Закону «Об ино­странных инвестициях в Российской Федерации» изъятия ограничи­тельного характера для иностранных инвесторов могут быть установ­лены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо­ны страны и безопасности государства.

Существуют отдельные отрас­ли и сферы услуг, доступ в которые полностью закрыт для иностран­ных предпринимателей, как правило, это военная и добывающая промышленность, авиационная и космическая промышленность, стра­хование, собственность на землю, банковская деятельность. Ряд сфер закрыт в силу того, что в них разрешено создание исключительно госу­дарственных организаций — это почта, телефон, телеграф, энергетика, теле- и радиовещание. Для получения доступа в другие отрасли и сферы деятельности требуется предварительное разрешение органов госу­дарственной власти. Положение об изъятиях допускается международ­ным правом и международной практикой.

Очевиден тот факт, что объем привлекаемых иностранных инвестиций, их структура и динамика определяются прежде всего привлекательностью той или иной страны как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, т.е. состоянием инвестиционного климата в стране.

Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности Иностранный инвестор, обладая большим выбором стран — импорте ров капитала, выбирает наиболее благоприятные условия, оценивает их стабильность и постоянство.

Региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия.

С точки зрения инвестиционной привлекательности все регионы России можно разделить на три большие группы.

В первую группу — по существу это инвестиционное ядро России - входят: Москва (на долю Москвы в I квартале 2003 г. пришлось 64,1% всего объема иностранных инвестиций), Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Татарстан, Тюменская, Нижегородская, Ярославская и Самарская области, Красноярский край. Проводя деление внутри этой группы, можно также обозначить три основных уровня регионального привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них.

Вторая группа регионов включает наибольшее число субъектом Российской Федерации и характеризуется средним уровнем привлекательности. Это Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Курская области, Приморский край, Краснодарский край и др.

И наконец, третья группа включает в себя перечень регионов, инвестиции в которые практически не направляются. В эту группу входят: республики Ингушетия, Чеченская, Калмыкия, Адыгея, Тыва, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Нетрудно заметить, что основная доля иностранного капитала приходится на регионы с развитой торговой, транспортной, информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом, а также регионы, отличающиеся высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК.

На сегодняшний день Россия испытывает определенные трудности в привлечении иностранного капитала и его эффективном использовании.

Здесь можно выделить ряд причин:

- регулирование деятельности иностранных инвесторов затрудняется вследствие отсутствия стабильной правовой базы;

- постоянное ухудшение материального положения большей части населения страны вызывает рост социальной напряженности;

- коррупция и криминализация отдельных сфер предпринима­тельской деятельности;

- неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система телекоммуникаций, гостиничный сервис;

- высокая общая политическая нестабильность, в частности неста­бильность законодательства;

- высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;

- отсутствие единой государственной политики в области привле­чения иностранных инвестиций.

Однако, несмотря на перечисленные сложности, Россия обладает большим потенциалом, способным заинтересовать иностранных инве­сторов.

Это прежде всего:

- богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);

- огромный внутренний рынок;

- кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, спо­собные к восприятию новейших технологий в производстве и управ­лении;

- относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

- отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских про­изводителей;

- осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;

- возможность получения быстрой сверхприбыли.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на огромное отставание в экономическом развитии от западноевропейских стран, Россия может сравнительно быстро вырваться вперед при правиль­ном использовании ее возможностей.

Учитывая мировой опыт и специфику нашей страны, можно назвать следующие основные задачи (помимо общего улучшения поли­тической и макроэкономической ситуации), связанные с привлечени­ем иностранного капитала:

- стабилизация финансового положения как необходимого усло­вия возрождения российской экономики и сокращение дефицита бюд­жета (путем использования в основном не инфляционных форм его финансирования);

- подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны;

- ускорение структурной перестройки, развитие новых техниче­ски передовых отраслей и производств;

- становление эффективно действующих хозяйственных единиц;

- формирование конкурентной рыночной среды, эффективная борьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной струк­туры без огромного числа посредников;

- разработка действенного механизма разграничения собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными структурами власти;

- создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и раздел продукции;

- упрощение структуры налогов и снижение налогового бремени для иностранных инвесторов;

- создание адекватных механизмов страхования иностранных инвестиций.

Выводы:

1. В рыночной экономике источники формирования инвестици­онных ресурсов весьма многообразны. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбeрежения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пен­сионных фондов, страховых фирм и т.д. К внешним — иностранные инвестиции, кредиты и займы. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования являются: прибыль амортизация, инвестиции собственников предприятия; внешними — государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг.

2. Самыми надежными являются собственные источники финан­сирования капиталовложений. Все внутренние источники финан­сирования инвестиций и часть внешних источников, а имение финансирование посредством участия и финансирование на без возмездной основе, относятся к собственным средствам предпри­ятия. Суммы, привлеченные из этих источников, как правило, не подлежат возврату. Субъекты, предоставившие средства по этим каналам, участвуют в доходах от эксплуатации инвестиционных объектов на правах долевой собственности.

3. Под заемными понимаются денежные ресурсы, полученные, в определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процентов Заемные средства включают: средства, полученные от выпуски облигаций, других долговых обязательств, а также кредиты банков, финансово-кредитных институтов, государства. Их необходимо вернуть на определенных заранее условиях (сроки, проценты) Субъекты, предоставившие средства на этих условиях, в доходах от инвестиционной деятельности, как правило, не участвуют.

4. Метод финансирования инвестиций — это механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса. К методам финансирования реальных инвестиций относятся: самофинансирование, финансирование через механизмы рынка капитала, привлечение капитала через кредитный рынок, бюджетное финансирование, комбинированные схемы финансирования инвестиций.

5. Специфическими методами финансирования капитальных вложений являются лизинг и форфейтинг. Под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приоб­ретением предмета лизинга. По своей юридической форме лизин­говая сделка является разновидностью долгосрочной аренды инве­стиционных ценностей. Форфейтинг — покупка обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров (оборудования) и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника. Форфейтирование можно рас­сматривать как кредитование экспортера путем покупки коммер­ческих векселей без оборота на продавца. Эти две формы финан­сирования инвестиций обладают рядом преимуществ, что делает их привлекательными для всех сторон, участвующих в сделке.

6. Иностранные инвестиции — это одно из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Основным преимуще­ством привлечения иностранного капитала для финансирования отечественного инвестиционного процесса являются его неограни­ченные объемы. Вместе с тем иностранным инвестициям прису­щи довольно серьезные недостатки. При классификации их форм особое значение имеет выделение прямых и портфельных инве­стиций. Прямые иностранные инвестиции в отличие от портфель­ных, которые ориентированы на спекулятивные финансовые выго­ды и имеют менее продолжительный характер, предусматривают длительное присутствие и контроль транснациональной компании над операциями, совершаемыми в другой стране.

7. Источники финансирования инвестиционной деятельности могут формироваться посредством комбинирования различных составляющих. С учетом этого стоимость привлечения совокуп­ных инвестиционных ресурсов определяется как средневзвешен­ная величина, зависящая от двух факторов: стоимости каждого из источников капитала и его доли в общем объеме инвестицион­ных ресурсов. Показатель средневзвешенной стоимости капитала отражает сложившийся на данном предприятии минимум возвра­та на вложенный в его деятельность капитал, а также характери­зует ту норму рентабельности инвестированного капитала, кото­рую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.

8. Наибольшую сложность составляет определение стоимости собст­венных средств предприятия, особенно цены источника «обыкновен­ные акции». Для определения цены этого источника можно исполь­зовать модели роста дивидендов, доходности по чистой прибыли, цены капитальных активов. Возможности применения этих моделей в значительной степени определяются наличием информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: