Казаковцева, Т. С

Т. С. КАЗАКОВЦЕВА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Учебное пособие

Киров


УДК 373.037.1 (075.8)

ББК 74.102.5 я 73

К 14

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Вятского государственного гуманитарного университета

Рецензенты: М. П. Бандаков, доктор педагогических наук,

профессор кафедры адаптивной физической

культуры и методики обучения ВятГГУ;

Н. С. Александрова, доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики ВСЭИ

Казаковцева, Т. С.

Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие / Т. С. Казаковцева.– Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010.– 310 с.

ISBN 9 785 938 259 096

В пособии раскрыты вопросы теории физической культуры детей дошкольного возраста, теории построения и функционирования физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Рассматриваются вопросы методики обучения дошкольников физическим упражнениям, методики проведения различных организационных форм работы по физической культуре в ДОУ. Освещены вопросы диагностики физической подготовленности детей, подготовки их к школе в рамках системы физической культуры в ДОУ, вопросы планирования и учета работы по физической культуре в ДОУ, работы с семьей. Рассмотрены аспекты здорового образа жизни дошкольников и приобщения детей к ЗОЖ средствами физической культуры.

373.037.1 (075.8) УДК
74.102.5 я 73 ББК

© Вятский государственный

гуманитарный университет (ВятГГУ), 2010

ISBN 9 785 938 259 096

©Казаковцева Т. С., 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………..  
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ…………………………………  
Г Л А В А 1. Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях……………………………………………..  
1. 1. Предмет теории и методики физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях……………………………………………..  
1. 2. История развития теории и методики физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях. Зарубежные системы физической культуры детей………………………………………………..  
1. 3. Развитие теории физической культуры детей в царской России…………………………………………………………………………  
1. 4. Система физической культуры детей в советский период и современный этап ее развития……………………………………………..  
1. 5. Цель и задачи физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях……………………………………………...  
1. 6. Средства физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях………………………………………………………………….  
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ…………………………………………………………….  
Г Л А В А 2. Теория и методика развития движений, формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей детей дошкольного возраста………………………………………………..  
2. 1. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста…….  
2. 2. Особенности развития произвольных движений у детей раннего и дошкольного возраста……………………………………………………….  
2. 3. Средовые факторы и закономерности в развитии движений ребенка. Формирование оптимального двигательного стереотипа………  
2. 4. Формирование двигательных умений и навыков…………………….  
2. 5. Методы и приемы обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста……………………………………………………….  
2. 6. Методика развития физических способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………  
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ………….  
Г Л А В А 3. Гимнастика как средство и метод физической культуры дошкольников………………………………………………………………..  
3. 1. Методика занятий гимнастикой с детьми дошкольного возраста...  
3. 2.Строевые и общеразвивающие упражнения. Методика обучения…..  
3. 3. Основные движения. Методика обучения…………………………….  
3. 4. Подвижная игра как средство и как метод физической культуры дошкольников………………………………………………………………...  
3. 5. Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………….  
3. 6. Развитие самостоятельности и творчества в физических упражнениях и подвижных играх…………………………………………..  
3. 7. Воспитание выразительности движений в подвижных играх………  
3. 8. Спортивные упражнения в физической культуре детей дошкольного возраста……………………………………………………….  
3. 9. Методика обучения детей дошкольного возраста элементам спортивных игр и спортивным играм по упрощенным правилам……….  
3.10. Методика формирования знаний о физической культуре у детей дошкольного возраста………………………………………………………  
3. 11. Особенности занятий физической культурой с мальчиками и Девочками……………………………………………………………………  
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ…………….  
Г Л А В А 4. Организация физической культуры в ДОУ……………….  
4.1. Организация физической культуры и обязанности должностных лиц. Деятельность инструктора по физической культуре в ДОУ……….  
4. 2. Формы организации физической культуры в ДОУ………………….  
4. 3. Планирование физической культуры в ДОУ …………………………  
4. 4. Диагностика физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка…………………………………………………………….  
4. 5. Подготовка детей по физическому воспитанию к школе……………  
4.6. Физическое воспитание ребенка в семье………………………………  
4.7. Программы по физической культуре для ДОУ………………………  
Список основной и дополнительной литературы…………………………  

ПРЕДИСЛОВИЕ

Физическая культура является важной составляющей общей культуры каждого человека, основой полноценного и разностороннего воспитания и развития детей. Знание специалистами по адаптивной физической культуре основ теории и методики физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) позволит осуществлять полноценное физическое воспитание ребенка, обеспечивать его физическое и общее развитие. Это является очень актуальным, так как значительная часть детей дошкольного возраста имеет отклонения в физическом развитии и нарушения в состоянии здоровья, что в дальнейшей жизни ведет к заболеваниям и функциональным нарушениям. Специалист по адаптивной физической культуре должен знать теоретические основы физической культуры, теоретические основы физической культуры ребенка-дошкольника; основы физического воспитания детей дошкольного возраста, должен владеть профессиональными умениями и навыками, позволяющими обучать детей движениям, управлять их физическим и общим развитием в процессе физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Студенты должны знать основы дидактики предмета «Теория и методика физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях», должны владеть технологиями обучения детей физическим упражнениям и методами организации двигательной активности детей. Главы учебного пособия по предмету «Теория и методика физической культуры дошкольных образовательных учреждениях» знакомят студентов с теорией и методикой физической культуры в ДОУ как наукой о физической культуре дошкольника, наукой о физическом воспитании и развитии ребенка, изучающей физическое воспитание как приобщение ребенка к физической культуре. Изучается ребенок как объект и субъект педагогического взаимодействия в процессе физического воспитания. Студенты изучают историю развития науки о физическом воспитании детей дошкольного возраста. Выделены аспекты, связанные с задачами, средствами физического воспитания дошкольников. Рассматриваются проблемы развития произвольных движений у детей, основы обучения ребенка движениям, основы формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей, формирование оптимального двигательного стереотипа ребенка.

Изучаются вопросы организации физической культуры в дошкольном учреждении, а также и методики проведения различных организационных форм физической культуры, принятых в ДОУ; вопросы диагностики физической подготовленности ребенка и его сенсомоторного развития, преемственности работы детских дошкольных учреждений и школы. Рассматриваются проблемы физического воспитания детей в семье, деятельность инструктора (воспитателя) по физической культуре в дошкольных учреждениях и вопросы методического руководства физическим воспитанием как процессом приобщения детей к физической культуре.

Изучаются вопросы, касающиеся использования с детьми дошкольного возраста гимнастических упражнений, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений: плавания, ходьбы на лыжах, бега на коньках с учетом особенностей их состояния здоровья и развития, с учетом особенностей организации физической культуры в ДОУ. Рассматриваются вопросы планирования занятий физическими упражнениями, а также особенности формирования знаний у детей о физической культуре.

Цель дисциплины – подготовить студентов к работе в качестве педагога по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.

По проблемам физической культуры детей студенты выполняют курсовые и выпускные квалификационные работы.

Учебная работа по предмету проводится в различных формах. Лекции рассматривают основные теоретические положения физического воспитания детей, а также вопросы, связанные с особенностями формирования движений, вопросы дидактики предмета, особенности организации физической культуры в ДОУ. Семинарские занятия позволяют обсудить теоретические положения, как рассмотренные в лекционном материале, так и изученные самостоятельно. Обсуждаются задания по разработке подходов к обучению разнообразным видам физических упражнений, к проведению различных форм работы по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях.

Самостоятельная работа предполагает изучение основной и дополнительной литературы по темам программы предмета, а также самостоятельной разработки документов планирования, подбора упражнений и составления комплексов, выполнения творческих заданий по темам учебной дисциплины.

По итогам изучения дисциплины студенты должны знать: теоретико-методологические основы предмета, методику обучения отдельным видам физических упражнений, основы организации физического воспитания в дошкольном учреждении и в семье, особенности методического руководства и обеспечения физического воспитания в ДОУ разного вида. Практическая готовность студентов выражается в их профессиональных умениях проводить и организовывать различные виды двигательной деятельности ребенка, в умениях осуществлять диагностику физической подготовленности ребенка, а также выполнять функциональные обязанности по физическому воспитанию детей в качестве воспитателя, инструктора по физической культуре в ДОУ общеразвивающего вида и специализированных, в которых находятся дети с аномалиями развития.


ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Г Л А В А 1. Теория и методика физической культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: