Гармоническое и всестороннее развитие функций организма

Физическое развитие человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных образований, постепенность количественных и качественных образований, изменений в организме), а также социальными (материальный и культурный уровень жизни, распределение материальных благ, воспитание, гигиенические и бытовые условия, перенесенные заболевания).

Как уже отмечалось, развитие морфологических и физиологических особенностей организма детей связано с психическим развитием. Каждый орган выполняет определенные функции. Между функцией органа и его «формой, т. е. строением, имеется связь, функционирование органа вызывает изменения в обмене веществ, а это в процессе исторического и индивидуального развития определяет рост и развитие самого органа. Отсюда физиологи считают, что «ведущая роль в единстве формы и функции принадлежит функции»[20]. Из этого положения следует вывод, что, изменяя условия жизни, можно направленно воздействовать на психическое и физическое развитие организма. Рационально организованное обучение, воспитательно-трудовая деятельность, питание, упражнения способны изменять обмен веществ, а отсюда и изменять физическое развитие, психическую деятельность, тем самым обеспечить приобретение организмом человека новых свойств и способностей. Для физического развития исключительное значение имеют двигательные действия (упражнения), приводящие к изменениям строения организма (скелета, мышц, внутренних органов). Различные виды физических упражнений по-разному воздействуют на физическое развитие. Большое значение для физического развития имеет тренировка, т. е. физические упражнения, совершаемые многократно, в системе и определенным образом дозируемые.

Рост и развитие детей дошкольного возраста происходят в тесном взаимодействии с внешней средой. Количественные и качественные изменения в организме ребенка протекают одновременно, но не совпадают по интенсивности: на фоне ускоренного роста наблюдается замедленное созревание, а усиленное совершенствование функций организма притормаживает рост.

Антропометрические показатели у дошкольников изменяются в сторону увеличения более или менее интенсивно в зависимости от возраста, сезона, характера деятельности.

Так, длина тела (рост) обусловлена наследственными свойствами, масса тела (вес) связана с характером питания и двигательным режимом. Показатели роста, веса и их соотношения, показатели окружности груди взяты за основу оценки физического развития ребенка. При этом отмечается, что влияние условий жизни на физическое развитие детей проявляется быстрее всего в изменениях веса и окружности грудной клетки. Организуя занятия физическими упражнениями, увеличивая двигательную активность детей, можно способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; функций центральной нервной системы, пищеварения, а также улучшению обмена веществ. Для решения этой задачи необходима правильная организация распорядка жизни детей и постановки учебно-воспитательного процесса в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: