В доступной форме детям следует сообщать знания, связанные с физическим воспитанием детей. Дошкольники должны узнать:
а) о пользе занятий физическими упражнениями;
б) о технике их выполнения; старшие дошкольники уже должны уметь оценить правильность выполнения упражнений;
в) о методике проведения упражнений; основываясь на этом, дети могут самостоятельно использовать то или иное упражнение;
г) некоторые сведения из специальной терминологии, названия частей тела, основные направления движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, кругом и т. д.);
д) правила подвижных игр;
е) о физкультурном инвентаре, его назначении, как им пользоваться; сведения о спортивном костюме и обуви и правила ухода за ними;
ж) о безопасном использовании физических упражнений;
з) о здоровье и способах его укрепления.
Полученные детьми знания позволяют им заниматься физическими упражнениями сознательно, более полноценно, использовать их самостоятельно в детском саду и дома. Знания по физическому воспитанию необходимо связывать со знаниями о природе и общественной жизни. В процессе занятий физическими упражнениями следует активизировать мышление детей. В течение всего дошкольного периода формирование двигательных навыков находится в прямой зависимости от умственной деятельности детей. При осваивании движений мыслительные действия ребенка протекают в моменты обучения детей движениям, содействуют большой отчетливости двигательных восприятий, лучшему выполнению самих движений.
Активизация мышления в процессе физических упражнений осуществляется на основе двигательного опыта детей, ярких эмоций, ориентировочной деятельности с помощью следующих приемов: выделение отдельных сторон движения; образная и игровая форма, опора на наглядность, конкретизация заданий, поисковые ситуации, указания, вопросы, которые подводят детей к умозаключениям.
Детям старшего дошкольного возраста с этой целью можно рекомендовать следующие приемы:
1) задания на контрастные мышечные ощущения;
2) задания с постоянным изменением мышечных ощущений, использование сложных образов, соревновательные формы деятельности, постепенно усложняющиеся задания.