Модификация среды и движений ребенка

Современная модификация среды Околоплодные воды и оболочки Зона детской кроватки Плоские, ровные полы, покрытия Плоские стены без зацепов Плоские ровные полы, покрытия, тротуары Социум с доминированием второй сигнальной системы
Современная модификация движения ребенка «Плавание» плода внутри малоподвижной матери (боязнь движений, «на сохранении») Малоподвижность – лежание и сидение Ограничение перемещений, однообразие ползания. Запреты ползать: «холодный грязный пол», «сразу ходит» Ограничение лазания отсутствием среды и запретами: «по деревьям не лазать, «не портить мебель» Прямостояние, сидение и хождение без предметов, без балансирования Социализирован-ные движения: статические и информационные перегрузки в школе, у телевизора и за компьютером. Однобокость (праворукость) движений
Возраст Плод 0–1 год 0,5–1,5 года 0,5–3 года 1–5 лет 1–7 лет
Доминирующие факторы развития Внутренние морфологи-ческие факторы Внутренние морфологические факторы ≈ Факторам онтогенетической среды ≥ Факторам социальной среды Факторы социаль-ной среды доми-нируют над фак-торами онтоге-нетической среды. Морфологические продолжают свое действие

Таблица 5

Оптимальное и неоптимальное соотношение среды и видов движения ребенка, этапы развития

Идеальная (оптимальная) развивающая среда, развивающее обучение Неоптимальная среда развития: условия НТР, урбанизация, интенсивное обучение
Преобладание природной среды Преобладание городской среды
Преобладание сигналов первой сигнальной системы Преобладания второй сигнальной системы
Оптимальный сенсорный поток Избыток символьной информации и дезинформации
Деятельность на свету и в темноте Деятельность только в освещенных помещениях
Оптимум движений Гипокинезия, дискинезия
Трехмерное пространство движений Преобладание движения по плоскости
Опорная поверхность упругая Опорная поверхность статичная
Наличие микро-, мезо- и макрорельефа Рельеф опорной поверхности сглажен
Богатые природные сенсорные потоки Шумы массовой культуры, «электронный смог»
Частая смена вертикального прямого, горизонтального и перевернутого положения тела Редкая смена положения тела, отсутствие перевернутой позы

Таблица 6

Оптимальные средовые условия и средства для реализации развивающих движений ребенка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: