| Современная модификация среды | Околоплодные воды и оболочки | Зона детской кроватки | Плоские, ровные полы, покрытия | Плоские стены без зацепов | Плоские ровные полы, покрытия, тротуары | Социум с доминированием второй сигнальной системы |
| Современная модификация движения ребенка | «Плавание» плода внутри малоподвижной матери (боязнь движений, «на сохранении») | Малоподвижность – лежание и сидение | Ограничение перемещений, однообразие ползания. Запреты ползать: «холодный грязный пол», «сразу ходит» | Ограничение лазания отсутствием среды и запретами: «по деревьям не лазать, «не портить мебель» | Прямостояние, сидение и хождение без предметов, без балансирования | Социализирован-ные движения: статические и информационные перегрузки в школе, у телевизора и за компьютером. Однобокость (праворукость) движений |
| Возраст | Плод | 0–1 год | 0,5–1,5 года | 0,5–3 года | 1–5 лет | 1–7 лет |
| Доминирующие факторы развития | Внутренние морфологи-ческие факторы | Внутренние морфологические факторы ≈ Факторам онтогенетической среды ≥ Факторам социальной среды | Факторы социаль-ной среды доми-нируют над фак-торами онтоге-нетической среды. Морфологические продолжают свое действие |
Таблица 5
Оптимальное и неоптимальное соотношение среды и видов движения ребенка, этапы развития
| Идеальная (оптимальная) развивающая среда, развивающее обучение | Неоптимальная среда развития: условия НТР, урбанизация, интенсивное обучение |
| Преобладание природной среды | Преобладание городской среды |
| Преобладание сигналов первой сигнальной системы | Преобладания второй сигнальной системы |
| Оптимальный сенсорный поток | Избыток символьной информации и дезинформации |
| Деятельность на свету и в темноте | Деятельность только в освещенных помещениях |
| Оптимум движений | Гипокинезия, дискинезия |
| Трехмерное пространство движений | Преобладание движения по плоскости |
| Опорная поверхность упругая | Опорная поверхность статичная |
| Наличие микро-, мезо- и макрорельефа | Рельеф опорной поверхности сглажен |
| Богатые природные сенсорные потоки | Шумы массовой культуры, «электронный смог» |
| Частая смена вертикального прямого, горизонтального и перевернутого положения тела | Редкая смена положения тела, отсутствие перевернутой позы |
Таблица 6
Оптимальные средовые условия и средства для реализации развивающих движений ребенка