Коммерческие цели организации состоят в достижении оптимального соответствия объема, ассортимента и качества выпускаемой продукции требованиям внешней среды, обеспечивающего продуктивность и экономическую эффективность ее работы. К основным параметрам, определяющим непосредственно результаты деятельности системы управления и отношения ее с потребителями (покупателями и клиентами), следует отнести:
1)продуктивность деятельности организации – количество, ассортимент и качество продукции, в которых заинтересовано общество;
2)структуру спроса (товары с неэластичным и эластичным спросом), чувствительность спроса к изменению внутренних и внешних факторов организации;
3)корреляцию между динамикой выпуска (производства) и динамикой спроса (продажи) по каждому виду продукции в плановый период;
4)жизненный цикл товара на рынке;
5)инновационный и производственный циклы продукции.
Продуктивность деятельности и структура спроса. Способность организации обеспечивать общество необходимыми количеством и качеством продукции, удовлетворяющими его потребности, будем рассматривать как продуктивность ее деятельности. Все перечисленные параметры коммерческой деятельности взаимосвязаны. Установление таких параметров, как количество производимого товара, его ассортимент и качество, проводится в увязке со структурой и динамикой спроса на товары, например по такой схеме:
|
|
а) анализ внутренней и внешней среды организации, состоящий в построении по видам продукции (ассортименту) моделей производства и платежеспособного спроса;
6) отбор и анализ целевых рынков продукции на основе установления по каждому товару характера зависимости между ценой и спросом;
в) оценка устойчивости, адаптивности и надежности производства я продажи каждого вида продукции на основе оперативной и текущей информации, представленной в виде временных одно- и многопараметрических рядов;
г) прогнозирование (планирование) загрузки производства в увязке с целевыми рынками.
При исследовании влияния цены на объем продажи все товары делят на две основные группы: товары с неэластичным и эластичным спросом. Спрос на товары первой группы почти не изменяется при росте цен, что объясняется следующими причинами:
а) это может быть товар первой необходимости;
б) товару нет замены или его производит один монополист;
в) потребители данного товара консервативны, привыкли к нему и не торопятся отказаться от покупки даже при росте цен товара;
г) потребители могут полагать, что повышение цен оправдано улучшением качества или инфляцией, и не снижают его потребление.
|
|
Товары эластичного спроса отличаются сильной зависимостью объемов продаж от цены, поэтому от структуры спроса будет зависеть широта охвата исследований внешней среды. Сделаем акцент на структуре спроса. Рост доли товара с эластичным спросом в объеме его производства приводит к усложнению управления сбытом продукции, а также к повышению зависимости финансовой деятельности организации от внешней среды.
Как только вводится фактор «спрос на продукцию», возникает задача оценки чувствительности спроса к изменению внешних и внутренних факторов. К ним относятся: цена на товар-заменитель, доход населения, цена на производственные ресурсы, замена технологии, ввод нового налогового законодательства и др. В результате действия приведенных факторов происходит сдвиг вправо или влево относительно оси координат кривой спроса. Исследование временных рядов должно дать ответ на вопрос о том, действительно ли удовлетворен спрос на продукцию, выпускаемую организацией. Для этого потребуется установить в динамике отношение между спросом и предложением и определить, находимся ли мы на рынке продавцов или покупателей.
Жизненный цикл товара на рынке (ЖЦТ). Параметр ЖЦТ – интервал времени от момента появления товара на рынке до прекращения его реализации, характеризующийся определенной закономерностью изменения интенсивности продаж, прибыли, затрат на производство и управление сбытом. Закономерность изменения интенсивности продаж обычно аппроксимируют функциями насыщения: экспоненциальной или логистической. Теоретическую кривую разбивают на стадии: подготовка и выход товара на рынок, рост, зрелость, насыщение и спад и, наконец, прекращение поступления товара на рынок.
Исследовать ЖЦТ означает прежде всего понять экономическое значение каждой стадии и разработать систему формирования спроса и стимулирования сбыта, а также управления производством, обеспечивающую максимальную эффективность выпуска (или производства) определенного вида продукции. Кратко рассмотрим один из сценариев исследования ЖЦТ.
На стадии подготовки и ввода товара на рынок следует выбрать одну из четырех стратегий:
1) интенсивный маркетинг (высокие цены и крупные вложения для быстрого проникновения на рынок);
2) выборочное проникновение (емкость рынка невелика, покупатель согласен приобретать товар за высокие цены);
3) широкое проникновение (рынок имеет большую емкость, высокая цена неприемлема для покупателей);
4) пассивный маркетинг (высокая емкость рынка, низкая цена и слабая конкуренция).
Для стадии роста характерно усиление конкуренции, что заставляет предприятие вводить все новые и новые типоразмеры из имеющегося параметрического ряда или расширять ассортимент и выходить с товарами на новые сегменты рынка. На стадии зрелости на рынок введен полный ассортимент товара. Товар приобретают как потенциальные, так и консервативные покупатели. Основная задача маркетинга, функциональной подсистемы системы управления, — стимулирование продаж. Стадия насыщения характеризуется тем, что на рынке оставляют товар, пользующийся наибольшим спросом, проводят модернизацию товара и начинают новую кампанию по формированию спроса, а также резко снижают цену на товар одновременно с интенсивной деятельностью по его продаже. Стадия спада сопровождается полным свертыванием деятельности по формированию спроса и стимулированию продаж того или иного товара.
Инновационный цикл продукции (ИЦП). Параметр ИЦП – период, определяющийся продолжительностью последовательно осуществляемых процессов по созданию продукции, начиная от идеи до полной ее материализации. Длительность ИЦП (Тицп) включает следующие процессы: Т1 – поисковые научно-исследовательские работы, выполняемые с целью выдвижения и обоснования идеи о новом методе, способе, материале и т.д.; Т2 – прикладные научно-исследовательские работы (НИР) и опытно-конструкторские работы (ОКР); Т3 – проектирование; Т 4 – изготовление и испытание опытного образца; Т5 - «рыночное тестирование» - пробная продажа; Т6 – подготовка производства; Т7 – производство; T8 – испытание готовой продукции; T9 – трансфер, внедрение или ввод на рынок. Представим продолжительность цикла через его составляющие:
|
|
ТИЦП = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5 + Т6 + Т7 + Т8 + Т9.
Сокращение ТИЦП служит одним из факторов повышения конкурентоспособности организации. На такое решение может идти организация, которая располагает средствами на интенсификацию научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, внедрение современной технологии производства и содержание высококвалифицированного персонала.
Так, причина успеха японских производителей автомобилей заключается в способности разрабатывать новые модели быстрее западных конкурентов. «Время до выхода на рынок» (ТИЦП) составляет в Японии 3,5 года, в Европе и США — 5 лет. Дело в том, что в Японии применяется более совершенное управление процессом проектирования, состоящее в использовании многофункциональных команд и «параллельной разработке проекта» (в отличие от традиционной последовательной разработки, называемой «эстафетной палочкой»). Проектирование организовано по принципу атаки в регби, где мяч – проект, который передается от одного члена команды к другому в нужное время.