Понятие, признаки и состав административного правонарушения. В Российской Федерации действует большое число различных юридически обязательных правил

В Российской Федерации действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие — работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности» третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности. Это правила поведения в об­щественных местах, правила дорожного движения и пользования раз­личными видами транспорта, правила охраны труда и техники без­опасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противо­пожарные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружаю­щей среды, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных ве­ществ, правила паспортной системы, воинского учета, пограничного режима, таможенные правила и т. д.

Выполнение таких правил затрагивает интересы государства, пред­приятий, учреждений, организаций и граждан. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает людям нормально отдыхать. Безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям. Нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к по­вреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог. Нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.

В КоАП сформулировано официальное определение администра­тивного правонарушения; им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за кото­рое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об администра­тивных правонарушениях установлена административная ответствен­ность (ст. 2.1 КоАП). Его признаками являются[5, c. 233]: во-первых, действие или бездействие «деяние»; во-вторых, противоправность; в-третьих, деяние, совершенное виновно; в-четвертых, оно влечет по закону именно административную ответственность, т.е. наказуемость. В от­личие от преступлений административные правонарушения не опре­делены в Кодексе как общественно опасные деяния, хотя их вредность очевидна, поскольку они посягают на общественный и государствен­ный порядок, на собственность, права и свободы граждан» на порядок управления.

Чтобы нести административную ответственность (обладать административной деликтоспособностью), нужно достичь предусмотрен­ного законом возраста. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правона­рушения 16 лет. Напомним для сравнения, что законодательство до­пускает иногда применение уголовной ответственности к лицам, со­вершившим преступления и в более раннем возрасте.

Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, адми­нистративной ответственности не подлежит. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной скорости везет в больни­цу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости.

Законом установлен давностный срок назначения административ­ного наказания, оно может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (проживание без регистрации, уклонение от регистрации охотничьего ружья и т. д.), то не позднее двух месяцев со дня его об­наружения.

По некоторым административным правонарушениям, например, та­моженным, налоговым, валютным, срок давности составляет один год (ч. 1, 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Законодательство закрепляет систему «гибкого реагирования» на административные правонарушения и не требует, чтобы всякое такое правонарушение обязательно влекло административную ответствен­ность даже в пределах давностного срока. При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должност­ное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

6. Понятие, цели и особенности административной ответственности

Административная ответственность — это один из видов правовой ответственности, наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисцип­линарной. Она устанавливается государством путем издания его ор­ганами правовых норм, определяющих: а) основания ответственнос­ти; б) меры, которые могут быть применены к нарушителю; в) поря­док рассмотрения дел о правонарушениях; г) исполнения указанных мер[5, c. 254].

Общепринятым является понимание юридической ответственности как реализации правовых санкций, применение наказания, ибо оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в админи­стративном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

Следовательно, административная ответственность рассматрива­ется как применение установленных законом административных на­казаний за совершение административных правонарушений. Из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, рек­визиция, задержание, изъятие и т. д.) только применение администра­тивных наказаний влечет наступление административной ответствен­ности.

Итак, административная ответственность — это административное правовое принуждение. Это наступление отрицательных последствий для правонарушителя морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании на­рушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привле­ченными к административной ответственности, так и другими граж­данами (частное и общее предупреждение). Оказываемое в результа­те привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с государственным осуждением в лице пол­номочного органа, назначающего наказание, его противоправного дея­ния, с отрицательной оценкой нарушителя.

Административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), кото­рый проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательнос­ти правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет админи­стративную ответственность, во-вторых, ответственность за админи­стративные правонарушения возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотре­нию дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Своей всеобщностью административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой, в ко­торой ответственность наступает, главным образом, перед субъектом договорных и недоговорных гражданско-правовых или трудовых от­ношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: