Предмет административного права

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-право­выми нормами.

Предмет административного права включает в себя пять составля­ющих его частей. Во-первых, это общественные отношения, возникаю­щие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления го­сударственного управления на всех его иерархических уровнях[5, c. 187]: от Пре­зидента РФ до администрации государственных предприятий, учреж­дений и организаций. Здесь имеется в виду, прежде всего, внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления, для осуществления которой они собст­венно и созданы, а именно организации экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Во-вторых, это внутриорганизационные отношения, возникающие во всех государственных органах, которые в основном одинаковы, по­хожи, однотипны независимо от того, где они осуществляются: в ор­ганах исполнительной власти, законодательных или судебных. Эти от­ношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техничес­кое обеспечение и т.п. Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административ­ного права.

В-третьих, к предмету административного права относится функ­ционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства, будучи наделен государственно-властными полномочиями федераль­ного характера. При атом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности при­нимаемых актов и совершаемых действий, но и их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов проку­ратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы (должности). Ранее этот вид контроля имел различные назва­ния - Рабоче-крестьянская инспекция, Министерство государствен­ного контроля, партийно-государственный контроль, народный контроль. В последние годы он был упразднен. Однако государственная необходимость в такого рода контроле очевидна и начинает воссозда­ваться в виде Контрольного управления Администрации Президента РФ.

В-четвертых, предмет административного права охватывает деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Суть в том, что, являясь органом правосудия, суд «судья) тем не менее руководствуется нормами Кодекса об административных правонарушения. Возможно, эта сфера деятельности:удов к судей со временем превратится в административную юстицию,:уды будут называться административными.

В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесе­ны общественные отношения, возникающие в, деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия. Например, исполнительным органом местного самоуправления переданы государственные полномочия в области пожарной безопасности, народным дружинам переданы неко­торые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка. Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется нормами администра­тивного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: