Ю.М.Бубнов
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Учебное пособие
Могилёв 2011 г.
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор, академик НАН РБ Бабосов Е.М.
доктор социологических наук, профессор Русецкая В.И.
Бубнов Ю.М.
Социология семьи / Учебное пособие
В учебном пособии представлены социальные аспекты взаимодействия полов в современном белорусском обществе, актуальные проблемы семейно-брачных отношений, конфликтология современной молодёжной семьи, гендерные особенности бытового насилия и предразводный синдром. Большое внимание уделено условиям и факторам супружеской совместимости. Книга может заинтересовать специалистов в области семейно-брачных отношений, преподавателей и студентов, специализирующихся по социологии, а также всем, кому небезразличны проблемы семьи и брака
© Бубнов Ю.М., 2007 © Оформление обложки: Лиза Бубнова, 2007 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
предисловие | |||
ГЛАВА 1 | БРАК И СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ | ||
1.1 | Значение семьи и брака для общества и индивида | ||
1.2 | Исторические формы брака и семьи | ||
1.3 | Современные альтернативные формы брака | ||
1.4 | Социальные функции брака и семьи. | ||
1.5 | |||
ГЛАВА 2 | ЛЮБОВЬ КАК ФАКТОР СЧАСТЛИВОГО СУПРУЖЕСТВА | ||
1.7 | Типология любви. Ритмы любви. | ||
1.8 | Природные основания любви. | ||
Телеология любви. | |||
Шкала любви и симпатии. | |||
1.9 | Семейное счастье современной женщины | ||
1.10 | Социологический очерк женской сексуальности | ||
1.11 | Социологический очерк адюльтера | ||
1.19 | Выводы главы 1 | ||
ГЛАВА 2 | РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ | ||
2.1 | Неестественная убыль населения | ||
2.2 | Репродуктивный потенциал современных женщин | ||
2.3 | Структура мотивации молодых супругов при отказе от рождения детей | ||
2.4 | Материальные препятствия к рождению детей: мнимые и действительные | ||
2.5 | Влияние микросоциальной среды на репродуктивный потенциалмолодых супругов | ||
2.6 | Общественная нестабильность и чернобыльский синдром как факторы снижения репродуктивного потенциала молодежной семьи | ||
глава 3: | СОЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ | ||
3.1 | Определение понятия «социальный образ» | ||
3.2 | Историческая динамика социальных образов мужчины и женщины | ||
3.3 | Поло-ролевая дифференциация на начальном этапе человеческой истории | ||
3.4 | Зарождение тенденции сближения социальных образов мужчины и женщины | ||
3.5 | Социальное равенство полов как тенденция исторического развития | ||
3.6 | Механизмы половой социализации | ||
3.7 | Социальные образы мужчины и женщины в сознании современной молодежи | ||
ГЛАВА 4 | Жизненные сценарии современной молодежи и их влияние на качество супружеских отношений | ||
4.1 | Определение понятия «жизненный сценарий» | ||
4.2 | Репертуар жизненных сценариев современной молодежи | ||
4.3 | Жизненный сценарий молодежи и его влияние на репродуктивный потенциал поколения | ||
4.4 | Жизненный сценарий супружеской удачи | ||
4.5 | Выводы главы 3 | ||
ГЛАВА 5 | Конфликтология современной семьи | ||
3.1 | Уровень конфликтности в молодежных семьях и номенклатура супружеских конфликтов | ||
3.2 | Причины супружеских конфликтов | ||
3.3 | Влияние ранних браков на качество супружеских отношений | ||
3.4 | Супружеский конфликт и его воздействие на рождаемость | ||
3.5 | Выводы главы 3 | ||
Глава 6 | Гендерные проекции насилия | ||
4.1 | Насилие как фактор социальной жизни | ||
4.2 | Образы насилия в жизни и на экране | ||
4.3 | Зоны насилия | ||
4.4 | Насилие на работе | ||
4.5 | Гендерный аспект уличного насилия | ||
4.6 | Гендерные аспекты сексуального насилия | ||
4.7 | Гендерные аспекты проституции | ||
4.8 | Общая характеристика насилия в современной семье | ||
4.9 | Вправе ли мужчина бить женщину? | ||
4.10 | Вправе ли женщина бить мужчину? | ||
4.11 | Вправе ли родители бить своих детей? | ||
4.12 | Субъекты насилия | ||
4.13 | Гендерные аспекты реакции на насилие | ||
4.14 | «Око за око, зуб за зуб» | ||
4.15 | «Прощайте, и прощены будете» | ||
4.16 | Эффективность противодействия насилию | ||
ГЛАВА 7 | Социологические очерки супружеских разводов | ||
5.1 | Становление социального института развода | ||
5.2 | Динамика бракоразводных процессов | ||
5.3 | Ударим пошлиной по разводимости? | ||
5.4 | Антиалкогольная кампания на пользу семье и браку | ||
5.5 | Продолжительность расторгнутого брака | ||
5.6 | Разводу все возрасты покорны | ||
5.7 | Фазы распада брака | ||
5.8 | Симптомы предразводной ситуации | ||
5.9 | Стимулы расторжения брака | ||
5.10 | Инициатива развода | ||
5.11 | Факторы, удерживающие от развода | ||
5.12 | Постразводная ситуация | ||
5.13 | Официальная регистрация брака или гражданский брак? | ||
5.14 | Выводы главы 5 | ||
ГЛАВА 8 | Методологические основы социальных технологий повышения стабильности супружества | ||
6.1 | Проблема целевой установки социальной технологии укрепления семьи | ||
6.2 | Супружеские отношения как объект социальных технологий | ||
ГЛАВА 9 | Факторы супружеской удачи | ||
7.1 | Метод «взвешивания» факторов супружеской удачи | ||
7.2 | Материальный фактор супружеской удачи | ||
7.3 | Супружеская совместимость как важнейшее условие супружеского счастья | ||
7.4 | От принципа случайности - к научному прогнозу | ||
7.5 | Брачный контракт | ||
ГЛАВА 10 | Социология СУПРУЖЕСКой СОВМЕСТИМОСТи | ||
8.1 | Брачная избирательность в природе | ||
8.2 | Природно-инстинктивные механизмы брачной избирательности у людей | ||
8.3 | Телеология брачной избирательности | ||
8.4 | Социальные механизмы предбрачного поведения в традиционном обществе | ||
8.5 | Стабилизация брачных отношений методами социального и религиозного воздействия | ||
8.6 | Институт брачных посредников (сватов) | ||
8.7 | Возникновение проблемы и становление теории супружеской совместимости | ||
8.8 | Законы супружеской совместимости и методические подходы к проблеме ее измерения | ||
8.9 | Авторская методика измерения супружеской совместимости | ||
5.10 | Выводы главы 5 | ||
Вместо заключения: Общие выводы и перспективы семьи и брака |
Введение
|
|
|
|
Брак и семья являются, пожалуй, самым благодатным полем как для научных исследований, так и для преподавания. Никакой другой предмет не сможет вызвать такого интереса у студентов, как социология семьи. В этом состоит огромное преимущество данного курса, однако с этим же связаны и его немалые трудности. Гораздо легче рассказывать неофитам о вещах, совсем им неизвестных, нежели найти новизну в том, что составляет их повседневность. Семья представляет собой привычную бытийность почти всех студентов, поэтому открывать для них Америку непросто. Это тем более нелегко, что интерес к брачно-семейной тематике они, как правило, проявляют повышенный. Для того, чтобы попытаться удовлетворить этот интерес, мы использовали следующие приёмы. Во-первых, включили темы, которые нечасто встретишь в учебной литературе. К таковым мы претендуем причислить тему супружеской совместимости, которая разработана в данном пособии очень подробно, тему семейного насилия, а также влияние социальных образов мужчины и женщины на качество супружеских отношений. Как легко заметить по оглавлению, основное внимание в учебном пособии уделено супружескому взаимодействию. Это не означает, что другие стороны семейных отношений, такие как воспитание детей, хозяйственно-бытовые, юридические или геронтологические аспекты менее важны для обеспечения стабильной гармонии в семье. Мы полагаем, что они могут быть специально рассмотрены в рамках других обществоведческих наук: демографии, экономики, психологии и юриспруденции. Попытаться включить все аспекты брачно-семейных отношений в один учебный курс было бы сродни попытке объять необъятное, что, как известно, в принципе невозможно.
|
|
Другой особенностью нашего курса является максимальная приближенность его содержания к конкретной социокультурной среде. Мы писали учебное пособие для студентов, обучающихся в Могилёвском государственном университете имени А.А.Кулешова, которым, скорее всего, будет важно, полезно и интересно знать местную фактологию. Поэтому, наряду с абстрактно-теоретическим блоком в каждой главе наличествует солидный эмпирический материал, иллюстрирующий особенности брачно-семейных отношений в нашем регионе.
|
|
Выражаем надежду на то, что наша работа будет интересной и полезной не только для студентов, но и для всех, кому важно построить или сохранить гармоничные семейно-брачные отношения как для себя лично, так и в масштабе всего общества.