Тема: 3 маркетинговая политика фирмы (предприятия)

Развитие рыночных отношений в нашей стране предпо­лагает экономическую свободу хозяйствующего субъекта. В сфере бухгалтерского учета она проявляется в выборе ме­тодов и способов ведения учета для того, чтобы обеспечить оптимальное соотношение между интересами разнообраз­ных пользователей бухгалтерской информации.

Выбор организацией совокупности способов ведения бухгалтерского учета называется ее учетной политикой. К числу допускаемых нормативными актами способов от­носятся: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка, итоговое обобщение фактов хозяй­ственной деятельности.

Подробная регламентация учетной политики нашла от­ражение в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (ч. 2 ст. 7 Закона № 129). Принятая организацией учет­ная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (прика­зами, распоряжениями и т.п.) организации, утверждаемой руководителем организации.

При создании организации избранная учетная политика оформляется до первой публикации бухгалтерской отчет­ности, но не позднее 90 дней с момента приобретения орга­низацией статуса юридического лица.

При выборе учетной политики руководителем утверж­даются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержа­щий синтетические и аналитические счета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчет­ности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных доку­ментов, а также формы документов для внутренней бухгал­терской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обя­зательств;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля за хозяйственными операциями;

7) другие решения, необходимые для организации бух­галтерского учета.

Изменение учетной политики может производиться в случаях: 1) изменения законодательства РФ или норма­тивных актов органов по бухгалтерскому учету; 2) разработ­ки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; 3) существенного изменения условий хозяйствова­ния (смена собственности, реорганизация, изменение ви­дов деятельности). В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года, следующего за годом их утверждения, соответствующим приказом.

Изменения учетной политики на год, следующий за от­четным, объявляются в пояснительной записке к бухгал­терской отчетности организации.

Наличие учетной политики в организации предполагает выбор ею способов ведения бухгалтерского учета, на кото­рых следует остановиться более подробно.

1. Под первичным наблюдением подразумевается поря­док ведения документации и проведения инвентаризации. В приказе об учетной политике определяются первичные Документы, которыми оформляются хозяйственные опера­ции, порядок их оформления и прохождения по подразде­лениям предприятия, устанавливается круг лиц, имеющих право подписи документов. В приказе определяются реги­стры бухгалтерского учета, которые будут использоваться для систематизации и накопления информации, содержа­щейся в первичных документах.

Важнейшее значение в организации бухгалтерского уче­та имеет инвентаризация имущества и обязательств, ко­торая проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

2. Стоимостное измерение - способ определения стои­мости товарно-материальных средств хозяйствующего субъекта (фактическая себестоимость, а также отпускные, розничные, учетные, плановые, нормативные цены) и способы, расчетов себестоимости продукции и затрат (кальку­ляция). В себестоимость продукции включаются затраты на сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и электроэнергию, заработную плату и отчисления на со­циальное страхование, налоги, а также амортизацию основ­ных средств. В приказе об учетной политике отражаются конкретные варианты определения выручки и валового до­хода, оценки производственных запасов, метод начисления износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Оценка имущества и обязательств производится организа­цией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтер­ской отчетности в денежном выражении в рублях.

Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Банка России на дату совершения операции.

3. Текущая группировка - способы и порядок отнесения на счета бухгалтерского учета хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета путем данной записи.

Счета бухгалтерского учета представляют собой спо­соб группировки объектов бухгалтерского учета, текущего отражения и оперативного контроля за движением и состо­янием средств, их источников и хозяйственных операций. В счета бухгалтерского учета в течение месяца до составле­ния баланса и отчетности вносятся сведения об изменениях в составе средств хозяйствующего субъекта, о ходе важней­ших хозяйственных процессов.

4. Под итоговым обобщением фактов хозяйственной деятельности подразумевается порядок составления и пред­ставления отчетности. Все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетическо­го и аналитического учетов. Бухгалтерская отчетность орга­низаций (п. 2 ст. 13 Закона № 129), за исключением отчет­ности бюджетных организаций[1], состоит:

а) из бухгалтерского баланса (форма 1);

б) отчета о прибылях и убытках (форма 2);

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего досто­верность бухгалтерской отчетности, если она в соответ­ствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Оценка учетной политики подразумевает исследование юристом ее основных составляющих и проводится по ряду направлений.

Во-первых, в опубликованной бухгалтерской отчетности содержится разнообразный спектр информации как эконо­мического, так и правового характера, поэтому она может использоваться в качестве внешнего источника получения сведений для осуществления экономико-правового анализа хозяйственной деятельности различных объектов.

Следует учитывать, что противоправные изменения в хозяйственных процессах находят отражение и в технико- экономических показателях. В этом случае при проведении полноценного анализа хозяйственной деятельности задача работников правоохранительных органов сводится к по­иску наиболее чувствительных показателей.

Исследование различных косвенных показателей мо­жет дать юристу не меньше информации, чем специальные оперативно-розыскные мероприятия. Существенное значе­ние для правоохранительных органов могут иметь разработ­ка и применение информационных систем для диагностики экономических преступлений на основе программных ана­лизов технико-экономических показателей (прежде всего отчетных) в различных отраслях экономики.

Во-вторых, необходимо проверить приказ (распоря­жение), которым утверждается в организации учетная политика, и наличие необходимых внутренних докумен­тов. Особое внимание должно быть уделено процедурно- технической стороне формирования учетной политики (наличие рабочих планов, счетов, формы первичных до­кументов, порядок проведения инвентаризаций, правила документооборота и т.д.), а также наличию должностных инструкций. Должностные инструкции позволяют изучить реальное распределение учетно-контрольных функций, возможности совмещения обязанностей отдельных работ­ников. Такое совмещение может использоваться в преступ­ных целях. Например, совмещение должности бухгалтера и кассира создает благоприятные условия для совершения хищений и злоупотреблений.

В-третьих, необходимо проанализировать избранную в организации систему ведения бухгалтерской отчетности, сопоставив эти сведения с требованиями действующего за­конодательства. Учетная политика организации не должна противоречить требованиям ст. 13 Закона № 129, мето­дическим указаниям, инструкциям и положениям (ПБУ 1/2008), детализирующим данный нормативный акт.

Оценка учетной политики организации по обозначен­ным направлениям проводится правоохранительными ор­ганами в целях предупреждения и своевременного выявле­ния преступлений в сфере экономики.


[1] Подробнее см.: Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н.

ТЕМА: 3 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: