Развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает экономическую свободу хозяйствующего субъекта. В сфере бухгалтерского учета она проявляется в выборе методов и способов ведения учета для того, чтобы обеспечить оптимальное соотношение между интересами разнообразных пользователей бухгалтерской информации.
Выбор организацией совокупности способов ведения бухгалтерского учета называется ее учетной политикой. К числу допускаемых нормативными актами способов относятся: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка, итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.
Подробная регламентация учетной политики нашла отражение в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (ч. 2 ст. 7 Закона № 129). Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации, утверждаемой руководителем организации.
При создании организации избранная учетная политика оформляется до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней с момента приобретения организацией статуса юридического лица.
При выборе учетной политики руководителем утверждаются:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
4) методы оценки активов и обязательств;
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
6) порядок контроля за хозяйственными операциями;
7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Изменение учетной политики может производиться в случаях: 1) изменения законодательства РФ или нормативных актов органов по бухгалтерскому учету; 2) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; 3) существенного изменения условий хозяйствования (смена собственности, реорганизация, изменение видов деятельности). В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года, следующего за годом их утверждения, соответствующим приказом.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
Наличие учетной политики в организации предполагает выбор ею способов ведения бухгалтерского учета, на которых следует остановиться более подробно.
1. Под первичным наблюдением подразумевается порядок ведения документации и проведения инвентаризации. В приказе об учетной политике определяются первичные Документы, которыми оформляются хозяйственные операции, порядок их оформления и прохождения по подразделениям предприятия, устанавливается круг лиц, имеющих право подписи документов. В приказе определяются регистры бухгалтерского учета, которые будут использоваться для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах.
Важнейшее значение в организации бухгалтерского учета имеет инвентаризация имущества и обязательств, которая проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
2. Стоимостное измерение - способ определения стоимости товарно-материальных средств хозяйствующего субъекта (фактическая себестоимость, а также отпускные, розничные, учетные, плановые, нормативные цены) и способы, расчетов себестоимости продукции и затрат (калькуляция). В себестоимость продукции включаются затраты на сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и электроэнергию, заработную плату и отчисления на социальное страхование, налоги, а также амортизацию основных средств. В приказе об учетной политике отражаются конкретные варианты определения выручки и валового дохода, оценки производственных запасов, метод начисления износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении в рублях.
Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Банка России на дату совершения операции.
3. Текущая группировка - способы и порядок отнесения на счета бухгалтерского учета хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета путем данной записи.
Счета бухгалтерского учета представляют собой способ группировки объектов бухгалтерского учета, текущего отражения и оперативного контроля за движением и состоянием средств, их источников и хозяйственных операций. В счета бухгалтерского учета в течение месяца до составления баланса и отчетности вносятся сведения об изменениях в составе средств хозяйствующего субъекта, о ходе важнейших хозяйственных процессов.
4. Под итоговым обобщением фактов хозяйственной деятельности подразумевается порядок составления и представления отчетности. Все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учетов. Бухгалтерская отчетность организаций (п. 2 ст. 13 Закона № 129), за исключением отчетности бюджетных организаций[1], состоит:
а) из бухгалтерского баланса (форма 1);
б) отчета о прибылях и убытках (форма 2);
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Оценка учетной политики подразумевает исследование юристом ее основных составляющих и проводится по ряду направлений.
Во-первых, в опубликованной бухгалтерской отчетности содержится разнообразный спектр информации как экономического, так и правового характера, поэтому она может использоваться в качестве внешнего источника получения сведений для осуществления экономико-правового анализа хозяйственной деятельности различных объектов.
Следует учитывать, что противоправные изменения в хозяйственных процессах находят отражение и в технико- экономических показателях. В этом случае при проведении полноценного анализа хозяйственной деятельности задача работников правоохранительных органов сводится к поиску наиболее чувствительных показателей.
Исследование различных косвенных показателей может дать юристу не меньше информации, чем специальные оперативно-розыскные мероприятия. Существенное значение для правоохранительных органов могут иметь разработка и применение информационных систем для диагностики экономических преступлений на основе программных анализов технико-экономических показателей (прежде всего отчетных) в различных отраслях экономики.
Во-вторых, необходимо проверить приказ (распоряжение), которым утверждается в организации учетная политика, и наличие необходимых внутренних документов. Особое внимание должно быть уделено процедурно- технической стороне формирования учетной политики (наличие рабочих планов, счетов, формы первичных документов, порядок проведения инвентаризаций, правила документооборота и т.д.), а также наличию должностных инструкций. Должностные инструкции позволяют изучить реальное распределение учетно-контрольных функций, возможности совмещения обязанностей отдельных работников. Такое совмещение может использоваться в преступных целях. Например, совмещение должности бухгалтера и кассира создает благоприятные условия для совершения хищений и злоупотреблений.
В-третьих, необходимо проанализировать избранную в организации систему ведения бухгалтерской отчетности, сопоставив эти сведения с требованиями действующего законодательства. Учетная политика организации не должна противоречить требованиям ст. 13 Закона № 129, методическим указаниям, инструкциям и положениям (ПБУ 1/2008), детализирующим данный нормативный акт.
Оценка учетной политики организации по обозначенным направлениям проводится правоохранительными органами в целях предупреждения и своевременного выявления преступлений в сфере экономики.
[1] Подробнее см.: Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н.
ТЕМА: 3 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)