Маркетинговая политика предприятия включает в себя разработку частных стратегий по оценке номенклатуры выпускаемой продукции и доведение ее до потребителей соответствующих рынков.
Разработка маркетинговой политики состоит из:
• исследования действующих рынков по объектам изучения;
• формирования ассортиментной политики предприятия;
• формирования спроса и предложения на товар;
• оценки конкурентоспособности товара и производства.
Исследование рынка включает в себя несколько аспектов. Как известно, рынок состоит из следующих элементов: спрос, предложение, цена, конкуренция. Изучение составляющих данных элементов и есть изучение рынка.
Спрос — это представленная на рынке потребность в товаре, подкрепленная платежеспособностью, т.е. наличием денег у потенциального потребителя.
Товарное предложение — это те объемы товаров, которые находятся в сфере обращения, т.е. в торговле.
Маркетинговая служба предприятия должна определить, равно ли предложение объему производства данного товара или нет, и равен ли спрос предложению товара. Сам спрос состоит из нескольких видов: реализованный, неудовлетворенный и формирующийся. В свою очередь, реализованный спрос состоит из:
• удовлетворенного спроса;
• переключенного спроса;
• импульсивного спроса.
Неудовлетворенный спрос состоит из:
• отложенного спроса;
• переключенного спроса (частично).
Другой аспект изучения рынка — это изучение потребителя. В соответствии с назначением продукции потребители делятся на потребителей продукции производственно-технического назначения и потребителей предметов потребления.
Про потребителей производственной продукции следует знать: объемы производства, платежеспособность, положение на рынке, руководящий состав ит.п.