Преимущества | Недостатки |
-Гибкость, ускоренная реакция на изменения во внешней среде -Возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм -Улучшение коммуникаций | -Дублирование функций управления -Рост расходов на содержание управленческого аппарата |
Принципы построения организационной структуры:
гибкость-способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями;
централизация - разумная централизация функций работников в отделах и службах предприятия с передачей внижнее звено функций оперативного управления;
специализация - за каждым подразделением закрепляются определенные функции управления;
норма управляемости - соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя (для руководителей высшего звена-4-8 человек, для руководителей среднего звена (функциональных)-8-20 человек, для руководителей нижнего звена -20-40 человек);
единство прав и ответственности;
разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство обеспечивает подготовку реализацию решений;
|
|
экономичность - достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры.
Стройность и слаженность системы управления во многом зависит от наличия и качества регламентов.
Регламент - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности предприятия. Существующие регламенты можно классифицировать для предприятия на
•регламенты, регулирующие деятельность предприятия в целом как единого юридического лица (устав предприятия, договор учредителей, философия предприятия, правила внутреннего распорядка, штатное расписание, положение об оплате труда, коллективный договор);
• регламенты, регулирующие работу персонала (положения о подразделениях, должностные инструкции, контракты сотрудников, положение об аттестации персонала, договор о материальной ответственности);
• регламенты по информационному обеспечению (делопроизводство, типовые формы документов, классификаторы, положение о служебной тайне);
• регламенты, регулирующие порядок работы с техникой управления (проект размещения и монтажа, технические паспорта, инструкции по эксплуатации, инструкции по технике безопасности, руководство программиста, инструкции оператора);
• регламенты, нормирующие процесс управления (матрица распределения функций, графики процессов управления, технологические карты, порядок принятия решения, регламент совещаний).
При анализе реализации функции организации в курсовой работе необходимо:
|
|
• представить организационную структуру исследуемого предприятия;
• определить, к какому виду она относится;
• указать преимущества и недостатки;
• отметить, какие принципы положены в основу построения организационной структуры на данном предприятии, а какие проигнорированы;
• оценить количественный и качественный состав регламентов, действующих на предприятии.
Функция мотивации состоит в побуждении себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Человека побуждает к активным действиям необходимость удовлетворения различных потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то, которая вызывает состояние дискомфорта). Однако потребности сами по себе далеко не всегда могут заставить людей преодолеть свою инерцию и что-то делать ради их удовлетворения. Для этого нужен определенный толчок, который получил название мотива. Мотив может быть каким-то внутренним порывом, но он может быть обусловлен и внешними обстоятельствами, подстегивающими человека действовать. В силу этого различают внешнюю мотивацию и внутреннюю.
Внутренняя мотивация заключается в создании у работников внутренних побуждений к труду. Главным здесь является: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворенности от работы.
Внешняя мотивация называется также стимулированием и заключается в побуждении работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальных и моральных стимулов).
В качестве материальных стимулов выступают:
-заработная плата;
-премии;
-страхование сотрудников;
-символы служебного статуса и престижа;
-медицинское обслуживание персонала;
-социальные программы;
-обучение персонала.
К моральным стимулам можно отнести:
-информирование о том, что происходит на предприятии;
-отслеживание и учет потребностей персонала, их динамики;
-согласование целей персонала с целями предприятия;
-планирование карьеры сотрудников;
-предоставление работы (интересной, сложной, творческой);
-оценка и поощрение хорошо выполненной работы;
-делегирование полномочий;
-персональное внимание;
-профессиональное развитие;
-имидж предприятия (престиж работы в известной компании);
-корпоративная культура, комфортная атмосфера, праздники,