double arrow

Финансовый менеджмент. Основное назначение финансового менеджмента – построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение тактических и стратегических



Основное назначение финансового менеджмента – построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера предприятия.

В настоящее время юридически и экономически самостоятельные предприятия действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно определяя собственную стратегическую модель управления. Стратегическое управление связано с выработкой долговременного курса развития предприятия и его реализацией через систему текущих хозяйственных планов.

Деловая стратегия есть обобщенный план управления, ориентированный на достижение основополагающих целей компании путем выявления и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ на данном рынке. Количество и формулировка стратегических целей зависят от специфики деятельности конкретной компании. Тем не менее, стратегические цели управления финансами можно ранжировать следующим образом:




1) улучшение финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач;

2) рост объемов производства и реализации;

3) лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыли на единицу капитала);

4) максимизация цены компании.

Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но предприятие всегда должно контролировать весь их комплекс.

Однако следует иметь в виду, что цель финансового менеджмента – максимизация цены компании как наиболее обоснованный критерий управления финансами – применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.

Тактическими целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

1) сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;

2) достаточность объемов денежных поступлений;

3) рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне).

Первоочередной задачей оперативного управления финансами предприятия выступает обеспечение его ликвидности. Серьезным основанием для поддержания ликвидности служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращении существования предприятия. Все стратегические и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствуют ли они сохранению равновесия или нарушают его.



Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективно управлять его денежными потоками. Денежные средства – наиболее ограниченный ресурс в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования. Поэтому задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств предприятия приобретают исключительное значение.

Целью формирования тактики является определение сумм инвестиций в оборотные активы и источников их финансирования. Размер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности – от объема производства и/или продажи, и тактики управления предприятием. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления предприятием. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосрочных займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.

Таким образом, управление финансами предприятия предполагает контроль основных характеристик баланса: долгосрочных и краткосрочных инвестиций, долгосрочных и краткосрочных источников финансирования и увязка их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.



Сейчас читают про: