Показатели стандартизации и унификации

Напомним, что стандартизация определяется как установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация базируется на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом.

Главным содержанием требования стандартов в спорте являются устанавливаемые ими нормы, правила, понятия, обозначения, методы, характеристики, параметры, которые должны обеспечивать:

- подготовку высококвалифицированных спортсменов и их соревновательную результативность в мировом спорте;

- единство и требуемую точность измерений, оценок и контроля состояний спортсмена;

- безопасность учебно-тренировочного процесса и охрану здоровья спортсменов;

- требования спортивной эстетики;

- передовую организацию и эффективное управление подготовкой спортсме­нов.

Комплексные научные группы (КНГ) по видам спорта через сферу стандартизации получают русло для выхода в практику и научно-методического апробирования своих разработок, а стандартизация через КНГ, со своей стороны, выдвигает требования к строгой количественной оценке показателей управления учебно-тренировочным процессом, к точности и надежности методических рекомендаций для включения их в стандарты.

В спорте этап стандартизации, по-видимому, уже наступил, что подтверждается публикациями, учебниками для ИФК, докладами на научных конференциях и специальными требованиями Международного комитета стандартизации тестов физической пригодности (табл….).

Таблица … Стандартизованные показатели качества тестов.

Комплексные Единичные показатели

показатели

ДОБРОТНОСТЬ

(АУТЕНТИЧНОСТЬ)

ТЕСТА

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА

(степень совпадения ре-

зультатов при повторном

тестировании одних и

тех же испытуемых

в одинаковых

условиях

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

(ВАЛИДНОСТЬ) ТЕСТА

(степень точности, с какой

он измеряет свойство, для

оценки которого исполь-

зуется)

Укрупненная формулировка направлений развития стандартизации в спорте определяется как разработка комплекса стандартов на требования тренировочного процесса к системам контроля с целью внедрения этих требований (через стандарты) в конкретные процедурные, организационные и технические решения в системе управления подготовкой спортсменов.

Оценка уровня подготовленности спортсменов осуществляется при: определении квалификации и присвоении спортивного разряда, отбора спортсменов на соревнования и в сборные команды, планировании показателей подготовленности в тренировочном процессе, анализе динамики уровня подготовленности, анализе информации о ходе тренировочного процесса.

Параметры подготовленности спортсменов в зависимости от характера решаемых педагогических задач, классифицируются по следующим признакам: по характеризуемым показателям, по способу выражения, по количеству характеризуемых показателей, по применению для оценки.

В зависимости от специфических особенностей вида спорта и условий соревнований и тренировки некоторые группы показателей подготовленности спортсменов могут отсутствовать. При необходимости вводятся дополнительные группы показателей, характерные для конкретного вида спорта.

Оценка уровня подготовленности спортсмена представляет собой последовательность операций, включающую выбор совокупности показателей, определение численных значений этих показате­лей и сопоставление их с модельными показателями.

Методы определения численных значений показателей подготовленности спортсменов подразделяются на две группы: I) по способам получения информации; 2) по источникам получения информации. В зависимости от способа получения информации методы определения численных значений показателей подготовленности спортсменов делятся на: измерительный, регистрационный, визуальный, расчетный.

В зависимости от источника информации методы определения численных значений показателей подготовленности спортсменов делятся на: традиционный, экспертный и экспериментальный.

В основе оценки уровня подготовленности спортсмена лежит сравнение совокупности показателей подготовленности с соответствующей совокупностью показателей модельного образца (совокупностью модельных значений показателей).

Модельным образцом называется достижимая совокупность значений показателей подготовленности идеального спортсмена, принятых для сравнения.

Совокупность модельных значений показателей должна характеризовать идеальную подготовленность спортсмена, в которой могут быть показаны результаты, соответствующие высшим мировым достижениям.

Повышенный интерес к унификации процедур комплексного обследования спортсменов возник в последние 20 лет в связи с актуальностью проблемы повышения качества всех видов научно-методической деятельности КНГ и их конечных результатов.

Показатели унификации характеризуют насыщенность типовых программ комплексных обследований спортсменов стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации с другими типовыми программами обследований.

Унификация представляет собой рациональное сокращение числа критериев, признаков, свойств, качеств, параметров или показателей спортивной подготовленности одинакового назначения, для установления оптимальных спортивно-педагогических решений.

Наиболее типичными признаками, по которым унифицируются группировки методов оценки спортивной подготовленности, являются признаки:

- объекта оценки, т.е. вид спорта и спортивная дисциплина, спортивная квалификация, возрастно-половые группы, для оценки которых применяется данныйметод;

- субъект оценки, т.о. характеристический признак того, кто применяет данный метод;

- тесноты связи метода с объектом (мера опосредования), т.е. характеристика направленности метода непосредственно на оценку свойств специальной подготовленности спортсмена или оценку ее побочных свойств;

- аппарата оценки, характеризующий степень формализации метода и реализующих его процедур;

- формы выражения оценок, т.е. способ представления итоговых оценок в данном методе;

- базы сравнения, определяющий источник базовых параметров, используемых в данном методе для сравнения с оцениваемыми параметрами;

- степени интеграции, характеризующей меру объединения частных оценок в обобщенные критерии;

- временные, характеризующие периодичность и этапность оценки.

Типизация методов по признаку "субъект оценки" необходима, так как арсенал применяемых методов зависит от того, кто их использует, т.е. от лица или группы лиц, осуществляющих оценку.

Если оценку осуществляет сам спортсмен, то он применяет индивидуальные методы и критерии оценивания, используя неформализованный аппарат оценивания (эвристические процедуры с нефиксированным алгоритмом, интуицию). Самооценка фиксируется в виде качественных суждений, хотя она формируется с учетом количественной оценки отдельных параметров.

Если оценку осуществляет тренер, то совокупность используемых методов оценки по сравнению с самооценкой спортсмена смещается в сторону усиления в них нормированных и формализованных элементов. Так, тренер стремится построить оценку в показателях соблюдения сроков подготовки, достижения намеченных в тренировочном плане спортивно-технических показателей.

Под коллегиальной, групповой экспертной оценке тенденции смещения оценок в направлении объективизации проявляются еще больше. База сравнения, применяемая при групповой оценке, весьма обширна и может охватывать всю гамму, представленную в признаках выделения методов. Оценка производится в основном по комплексным критериям, дополняемым локальными. В условиях коллегиальной оценки возможно применение, единого обобщенного критерия спортивной подготовленности.

Цель типизации методов оценки по признаку "мера опосредования" - отделить прямые методы оценки показателей спортивной подготовленности по критериям, характеризующим их "целевое" назначение, выраженное в свойствах конечного итога подготовки спортсменов (соревновательной деятельности), от косвенных методов оценки подготовленности спортсмена по отдельным параметрам подготовки (физической, технической, тактической и т.п.).

Разделение методов оценки по признаку используемого в них аппарата рассматривается с позиций степени формализации оценкина основе имеющейся входной информации (методы - формализованные, неформализованные и смешанные).

Под формализованными имаются методы, выражаемые посредством математических зависимостей, процедуры которых выполняются по формально-логическим алгоритмам, реализуемых с помощью средств вычислительной техники.

Неформализованные - способы оценки эвристического характера, не описываемые на данном уровне их познания с помощью формально-логических алгоритмов и вырабатываемые на основе интуиции.

В смешанных методах комбинируются формализованные и неформализованные процедуры.

Оцениванию спортивной подготовленности свойственно применение и формализованных и неформализованных методов, при этом чаще всего в сочетании, поэтому наиболее типичны полуформализованные (смешанные) качественно-количественные методы оценки.

Формы выражения оценок имеют две основных категории: качественное суждение и количественную (числовую) оценку.

Современная тенденция развития и совершенствования качественных суждений о спортивной подготовленности состоит в повышении уровня их предметности, конкретности при сохранении присущей этим оценкам описательной формы.

Числовой показатель спортивной подготовленности может быть размерным и безразмерным (относительным).

По степени интеграции количественные оценки в равной мере способны быть и локальными, и комплексными, и обобщенными.

Рассмотрение признаков баз сравнения важно в связи с тем, что вне базы сравнения нет по существу и методов оценивания, ибо, как уже говорилось, методы оценивания - это в своей основе методы сравнения.

В настоящее время имеется выраженная тенденция использовать в качестве базы сравнения показателей спортивной подготовленности так называемого уровня мировых достижений, установленные в международной спортивной практике (включая и отечественную практику спорта).

Разделение методов оценки по степени интеграции оценок связано с делением оценок на локальные, комплексные и обобщенные.

Локальные оценки распространяются на единичные показатели спортивной подготовленности. Комплексные оценки образуются путем объединения группы близких по содержанию локальных оценок. Обобщенной является единая оценка, котораяимеет интегральный характер, аккумулирует в себе все основные стороны подготовленности спортсмена и выражает его уровень в целом одним показателем.

Методы оценки спортивной подготовленности по признаку времени существования и периодичности оценок делятся на осуществляемые непрерывно и периодически, поэтапно. Периодичность оценок не должна входить в противоречие с принципом непрерывного осуществления оценок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: