43 40 41 40 41
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Год
Рис. 4.1. ДОЛЯ собственных товарных ресурсов в товарообороте РФ
Источник: Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. —М.: Гос-
Комстат России, 2002. - С. 489.
Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика и М.Л. Шухгальтера. — М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 414.
Глава 4. Продукция предприятия. Конкурентоспособность продукции 55
Это динамичная характеристика потенциальной способности
Продукции, а не раз и навсегда приобретенное свойство: оно привя-
Зано к определенным рынкам и конкретному времени. Продукция,
Обладающая конкурентоспособностью на одном географическом
Рынке, может не иметь этого свойства на другом. И напротив, про-
Дукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определен-
Ное время может пользоваться успехом на нем. Это может произой-
Ти по разным причинам, например из-за ухода основного конку-
Рента, удачно проведенной рекламной кампании, роста цен на про-
|
|
Дукты-заменители. Говоря о конкурентоспособности продукции, мы
Должны иметь в виду конкретные рыночные условия. Понятие
≪конкурентоспособность≫ не может быть универсальным.
Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности — качество продукции, но это не идентичные понятия. Если под ка-
Чеством понимается просто совокупность потребительских свойств
Продукции, то конкурентоспособность характеризуется ее соответ-
Ствием конкретной общественной потребности. При оценке уровня
Конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородной
Продукции, но удовлетворяющей одну и ту же потребность.
Качество как определенная характеристика потребительских
свойств входит важной составляющей в понятие ≪конкурентоспо-
собность≫. Параметры качества определяются, как правило, из ин-
Тересов и реальных возможностей производителя, а параметры кон-
Курентоспособности —из интересов и возможностей потребителя.
Уровень качества современной продукции задается техническим
Уровнем производства, а при оценке уровня конкурентоспособно-
Сти его нужно сопоставлять с уровнем развития потребности в про-
Дукции. При этом то, что уровень качества может быть выше уров-
Ня развития потребностей по отдельным параметрам, не обязатель-
Но бывает оценено потребителем и не обязательно даст необходи-
Мый экономический эффект. Важность качества имеет тенденцию к
росту. В маркетинговых исследованиях существует термин ≪при-
|
|
цельное качество≫, обозначающий тот уровень качества, который в
Наибольшей степени соответствует потребностям и возможностям