Степени удовлетворяет его потребность. При этом он стремится до-
Биться оптимального соотношения между уровнем потребительских
Свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию,
Т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.
По отношению к конкретной потребности указанное соотношение
Может быть достигнуто рядом различной продукции благодаря нали-
Чию аналогичных свойств. Поэтому различные виды продукции будут
Обладать способностью удовлетворять данную потребность и по отно-
Шению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые.
Чтобы объективно оценить уровень конкурентоспособности своего
Изделия, поставщик при анализе должен использовать те же критерии,
Которыми оперирует потребитель, выбирая продукцию. Только в таком
Случае можно ожидать, что оценка, данная изделию поставщиком, сов-
Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики
Падет с мнением покупателя. Следовательно, на каком бы этапе сущест-
Вования продукции ни проводилась оценка уровня ее конкурентоспо-
Собности, необходимо решить задачу определения перечня параметров,
Подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.
Существует несколько методов расчета показателя конкурентоспо-
Собности. Нужно определить цели оценки, которые зависят от стадии
жизненного цикла продукции, от стратегии и планов развития пред-
Приятия. Для каждого вида продукции необходимо оценить уровень
Конкурентоспособности с тем, чтобы в дальнейшем провести анализ и
Выработать успешную товарную политику. Исследования поведения
Покупателей показывают, что для них в процессе сравнения и отбора
Выигрывает та продукция, у которой отношение полезного эффекта
(Р) к затратам на ее потребление и приобретение (С) максимально по
Сравнению с другой аналогичной продукцией. Поэтому условие пред-
Почтения продукции предприятия всем иным имеет вид
Это и есть условие конкурентоспособности. Но оценка возмож-
На только в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности
продукции включает следующие этапы:
А) анализ рынка и выбор образца продукции как наиболее кон-
курентоспособного в качестве базы;
б) определение набора сравниваемых параметров обоих образцов;
В) расчет интегрального показателя конкурентоспособности оце-
Ниваемой продукции.
Формирование параметров для сравнения конкурентоспособно-
Сти продукции предполагает определение факторов конкурентоспо-






