Рыночной экономике, —ее покупаемость, т.е. то, насколько покупа-
Тели предпочитают продукцию конкретного предприятия аналогич-
Ной продукции других предприятий. Иначе говоря, насколько про-
Дукция данного предприятия конкурентоспособна.
В современных условиях проблема обеспечения конкурентоспособно-
Сти продукции российских предприятий становится настолько актуаль-
Ной, что не пытаются ее решать только те предприниматели, которые не
Ставят перед своим предприятием задачу экономического развития.
Международная конкуренция обозначила общие слабые сторо-
Ны российских товаропроизводителей: медленную адаптацию к из-
Менению спроса, отставание по качеству продукции, дизайну, при-
Меняемым технологиям, высокому уровню затрат на производство.
Это объясняется тем, что на многих предприятиях используются
Морально устаревшие основные фонды с большой степенью износа,
сохраняется высокий уровень ресурсоемкое™выпускаемой продук-
|
|
Ции, наблюдается недостаточная загрузка части производственных
Мощностей (коэффициент загрузки производственных мощностей в
Целом по промышленности России в настоящее время составляет
Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики
63%)', структура экономики в стране утяжелена старыми техноло-
Гиями производства. Особенно явными оказались недостатки мар-
Кетинговой деятельности российских компаний. Покупатели по-
Прежнему остаются вне сферы внимания бизнеса, несмотря на оче-
Видность того, что получение прибыли в рыночной экономике воз-
Можно только при условии производства продукции для удовлетво-
Рения общественных потребностей. За последние несколько лет
Упал объем производства многих отечественных товаров, доля кото-
рых в общем объеме продаж в России снизилась (рис. 4.1).
Наращивание производственного потенциала предприятий име-
Ет смысл при условии растущего спроса на продукцию этого пред-
Приятия, а это возможно, когда продукция этого предприятия поль-
Зуется спросом, а значит, является конкурентоспособной.
Что делает продукцию конкурентоспособной? Чтобы ответить
На этот вопрос, надо разобраться в том, что такое конкурентоспо-
Собность, на каких этапах создания продукции она формируется и
Под влиянием каких факторов это происходит.
Конкурентоспособность продукции —это совокупность потребитель-
Ских и стоимостных характеристик производимой продукции, позво-
Ляющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в опреде-