Ставления услуг потребителю доминируют поведенческие, гибкие
Подходы; при выполнении же рутинных операций, прежде всего
производственных, применяются в основном методы ≪жесткого≫
Управления, которые часто обогащаются приемами из арсенала
≪мягких≫ методов.
Другим важным итогом последних лет оказалось вычленение
Проблем организационной культуры (культуры организации, в том
Числе предприятия) и инновационного менеджмента. В настоящее
Время многие американские и японские специалисты в области ме-
Неджмента склонны ставить организационную культуру по силе
Воздействия на людей вровень с управленческой структурой.
Анализ показал, что главный потенциал, и в то же время глав-
Ная опасность для прогрессивных изменений, кроется в человеке, а
Точнее, в его сознании, в культуре, в том числе в культурных сте-
Реотипах поведения на предприятии.
Большое внимание в последние годы уделяется формированию
|
|
Инновационного менеджмента —созданию организационных и
экономических условий для ≪выращивания≫ новшеств (технологи-
Ческой и коммерческой новизны), целенаправленному управлению
Процессом нововведений в фирме.
В 1990-е годы на первое место вышли разработки по роли ли-
Дерства в управлении предприятием (фирмой, корпорацией). Спе-
Циалисты понимают, что в современных условиях руководитель — это хозяйственный лидер, способный объединить усилия персонала
И поощрить инициативу, преодолевать издержки бюрократических
Механизмов и гибко реагировать на изменения внешних условий.
Таким образом, обобщая разработки в области менеджмента
Предприятия, можно сформулировать следующие принципиаль-
Ные положения (основные характерные черты) современного
Управления.
Постепенный отказ от управленческого рационализма клас-
Сических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия
Определяется прежде всего рациональной организацией производст-
Ва, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздейст-
Вием управления на внутренние факторы производства. Выдвиже-
ние на первый план проблем гибкости и адаптируемости к посто-
Янным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды
Резко повышается в связи с усложнением всей системы обществен-
Ных отношений (экономических, политических, социальных), со-
Глава 16. Механизм управления предприятием. Организационная структура 277
|
|
Ставляющих среду менеджмента на предприятии. Целесообразная,
разумная интеграция методов ≪жесткого≫ и ≪мягкого≫ типов управ-