Глава 28. Расходы и доходы предприятий 5 3 3

Продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются

Переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из

Маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы и опреде-

Ляется финансовый результат (прибыль или убыток).

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог

Окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль.

Для этого следует установить точку безубыточности.

Точкой безубыточности называют критический объем продаж, при

Котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расхо-

Ды, не получая прибыль, но и без убытка.

Более наглядно это представлено на рис. 28.2.

Объем производства, шт.

Рис. 28.2. Определение точки безубыточности

Прямые 1— показывают зависимость переменных затрат, посто-

Янных затрат и выручки. Точка критического объема производства

Показывает объем производства, при котором выручка от реализации

Продукции равна ее полной себестоимости (точка безубыточности).

После определения точки безубыточности планирование при-

Были строится на основе эффекта производственного (операцион-

Ного) рычага1, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором

Предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не

Приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в

Том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще

Более сильному изменению прибыли. Действие эффекта связано с

1 В некоторых изданиях авторы применяют термин ≪левередж≫ (от англ. lever —дей-

Ствие рычага).

Раздел VI. Финансовые ресурсы предприятия

Непропорциональным воздействием постоянных и переменных за-

Трат на финансовый результат при изменении объема производства

И реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимо-

Сти продукции, тем сильнее воздействие производственного рычага.

И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в

Себестоимости падает, и воздействие производственного рычага

Уменьшается.

Сила воздействия

Операционного рычага

Маржинальная прибыль

Прибыль

Пример. Выручка от реализации продукции составила на пред

Приятии 500 тыс. руб., условно-переменные затраты 250 тыс. руб..

условно-постоянные затраты —100 тыс. руб. Пользуясь табл. 28.2.

Рассчитаем точку безубыточности и эффект операционного рычага.

Таблица 28.2

Показатель

Выручка от реализации

Переменные затраты

Маржинальная прибыль (стр. 1 —стр. 2)

Постоянные расходы

5. Финансовый результат (прибыль) (стр. 3 — ~ стр. 4)

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Рассчитаем отношение маржинальной прибыли к выручке от

реализации: 250: 500 •100% = 50%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: