Более простой вариант этого метода предполагает укрупненный
расчет по позициям плана, пример которого приведен в табл. 28.1.
Таблица 28.1. Расчет прибыли, тыс. руб.
Раздел VI. Финансовые ресурсы предприятия
Аналитический метод. Этот метод используется при незначи-
Тельных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Приме-
Няется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.
При использовании аналитического метода расчет ведется раз-
Дельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравни-
Мая продукция выпускается в базисном году, который предшествует
планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестои-
Мость и объем выпуска. По этим данным можно определить базо-
Вую (отчетную) рентабельность
Где —ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базис-
ного года, когда точный размер прибыли еще не известен);
—полная себестоимость товарной продукции базисного года.
Расчет ведется в определенной последовательности.
С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчи-
тывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции
планируемого года, но по базисной себестоимости.
2. Рассчитывается изменение (+, — себестоимости продукции в
планируемом году.
Определяется влияние изменения ассортимента, качества,
Сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных
таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции,
Ее качестве, сортности.
4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемо-
Го года определяется влияние роста (или снижения) цен.
Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммиру-
ется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируе-
Мом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на этапе 1 и
Последующих этапах.
Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных ос-
татках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влия-
Ние различных факторов на размер прибыли, но это преимущество про-
Является только при наличии стабильных условий хозяйствования.
Метод, основанный на эффекте производственного (операцион-
ного) рычага (CVP-анализ). Этот метод планирования прибыли бази-
Руется на принципе разделения затрат на постоянные и перемен-
Ные и расчете маржинальной прибыли1. Из выручки от реализации
Маржинальную прибыль еще называют валовой маржей, маржинальным дохо-
Дом, суммой покрытия, предельной прибылью.