Являет инициативу изменения цен, но чаще просто реагирует на
Действия конкурентов.
Для грамотного использования всех преимуществ рыночного
Ценообразования в хозяйственной деятельности предприятия необ-
Ходимо изучить сущность ценовой политики, последовательность
Этапов ее разработки, условия и преимущества их применения.
Ценовая политика фирмы —это деятельность ее руководства по ус-
Тановлению, поддержанию и изменению цен ни производимые товары,
Направленная на достижение целей и задач фирмы.
Разработка ценовой политики включает этапы:
•выработки целей ценообразования;
•анализа ценообразующих факторов (определения спроса, ана-
лиза предложения, цен конкурентов и др.);
•выбора метода ценообразования;
•принятия решения об уровне цены.
Каждый шаг установления цены сопряжен с определенными
Проблемами, о которых вдумчивый предприниматель должен знать
Заранее.
Глава 30. Ценовая политика на предприятии 559
Цели ценовой политики
В процессе ценообразования предприниматель прежде всего
Должен определить, каких целей он желает достичь с помощью
Продажи своего товара. Часто оказывается, что стратегических це-
Лей у предприятия несколько и они достижимы в краткосрочной
Или долгосрочной перспективе. Следует выработать навыки умения
Распознавать и с помощью ценовой политики реапизовывать опти-
Мальное соотношение возможно большего числа целей. При фор-
Мулировании целей ценообразования обычно ориентируются на
Стратегические цели предпринимательской деятельности. Наиболее
Распространенные цели таковы.
Выживание предприятия. Эта цель может рассматриваться как
Краткосрочная. В условиях конкурентного рынка предприятие часто
Идет на снижение цен для ликвидации запасов продукции на скла-
Де. При этом прибыль теряет свое значение. Производство будет
Осуществляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем
Пределе, покрывает хотя бы издержки.
Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рента-
Бельности, что в свою очередь увеличивает доходность и расширяет
Инвестиционные возможности фирмы. Эту цель наиболее целесо-
Образно ставить в краткосрочной политике цен. В перспективном
плане она является производной от глобальной цели —максимиза-
Ции ценности фирмы, т.е. максимальной стоимости ее активов при
Продаже их по рыночным ценам. Реализуя в своей деятельности эту
Цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожида-
Ния прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы